Польсков Константин Олегович, протоиерей
На пороге эпохи Модерна: теология в XVI веке
Ссылка на статью:
Польсков К. О.
На пороге эпохи Модерна: теология в XVI веке // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение. 2018.
Вып. 76. С. 40-58.
DOI:
10.15382/sturI201876.40-58
Аннотация
Перемены, произошедшие в Европе во всех сферах жизни при переходе к Модерну, затронули и теологию. Принимая предложенные Ю. Хабермасом определение Модерна и его хронологические границы, автор статьи показывает, какое влияние оказали на теологию в XVI в. три указанных немецким философом «пороговых события» Нового времени: открытие Нового света, Возрождение и Реформация. Одним из следствий географических открытий стало ускорение процесса секуляризации и формирование нового представления о целях и задачах теологии, ее места в научном универсуме. Важнейшими возрожденческими идеями, повлиявшими на теологию, стали переход от теоцентрического к антропоцентрическому мировоззрению и утверждение исторического сознания. А развитие классической филологии и изменившееся отношение к тексту способствовали возникновению новой традиции чтения и толкования Священного Писания. Многие из этих идей, оказав влияние на формирование движения Реформации, затем были развиты и углублены в ее теологии. Автор показывает, как новое представление о богословском призвании отразилось в изменении системы теологического образования и разработке новых принципов протестантского богословия. Также огромное значение для дальнейшего развития теологии имели идеи католической Контрреформации. К таковым можно отнести комплекс мер по учреждению в Католической Церкви епархиальных семинарий, введение в оборот научной теологии данных и методов смежных наук и новый подъем схоластики. В заключении делаются выводы о том, какое значение для сегодняшнего богословия имеет переосмысление и творческое усвоение того, что произошло с европейской теологией при переходе к Модерну в XVI в.
Ключевые слова
теология, богословие, Ю. Хабермас, Модерн, Новое время, Новый свет, Возрождение, Реформация, Контрреформация
Список литературы
- Антонов К. М. Теология как научная специальность // Вопросы философии. 2012. №. 6. С. 73–84.
- Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.
- Бибихин В. В. Новый Ренессанс. М., 1998.
- Вдовина Г. В. Язык неочевидного. Учения о знаках в схоластике XVII в. М., 2009.
- Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М.; СПб., 20132.
- Дильтей В. Собрание сочинений. М., 2001. Т. 6.
- Карпов К. В. Бонавентура о статусе теологии как науки // Философия религии: Альманах. М., 2015. С. 399–415.
- Котляров П. Н. Liberali eruditione и аристотелевское наследие: проекты реформы Ф. Меланхтона в Виттенбергском университете // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 3. С. 172–181.
- Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.
- Кырлежев А. Рец. на кн.: Gillespie M. A. The theological origins of modernity. Chicago&London: University of Chicago Press, 2008 // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. №1 (31). С. 254–260.
- Михайлов П. Б. Начала богословского знания // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 7–21.
- Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. М., 2007. Т. 1.
- Савинов Р. В. Проблема систематизации в протестантской схоластике // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 5 (67). С. 59–72.
- Тейлор Ч. Секулярный век. М., 2017.
- Франсиско де Витория. Лекции об индейцах и военном праве // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. М., 1991. С. 273–277.
- Хабермас Ю. Модерн: сознание времени и самообоснование // Философский дискурс о модерне. М., 2003. C. 7–22.
- Халленслебен Б. Богословие Фомы Аквинского в прочтении Томаса де Вио Каетана / диак. А. Соколовски, пер. URL: http://www.bogoslov.ru/text/414464.html#_ftn31 (дата обращения: 12.03.2018).
- Хондзинский П. В. Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 11–27.
- Шмонин В. Д. В тени Ренессанса: вторая схоластика в Испании. СПб., 2006.
- Шмонин Д. В., Вдовина Г. В., Савинов Р. В. Схоластика: Очерки истории. СПб., 2011.
- Bedouelle Th. La théologie. P., 20092.
- Berman M. All that is solid melts into air. Penguin Book, 1982.
- Brettler M. Z., Enns P., Harrington D. J. The Bible and the Believer. How to Read the Bible Critically & Religiously. Oxford, 2012.
- Carlos M. N. Eire. Reformations. The Early Modern World, 1450–1650. Yale, 2016.
- Francisco de Vitoris. On the Law of war // Political writings / A. Pagden, J. Lawrene, eds. Cambridge, 1991. P. 293–328.
- Gillespi M. The Theological Origins of Modernity. Chicago &London: University of Chicago Press, 2008.
- Kaufman G. An essay on Theological method. Atlanta, 1953.
- Lubac de H. Exégèse médiévale. Les quatre sеns de L’Écriture. Seconde Partie. Aubier, 1964.
- Lubac de H. L’Écriture dans la tradition. P., 1966.
- Luther M. Werke. Kritische Gesamtausgabe. Weimar, 1895. Bd. 14; 1908. Bd. 18.
- McGrath A. Intellectual Origins of the European Reformation. Malden, 2042.
- McGrath A. The genesis of doctrine. A study in the foundation of doctrinal criticism. Grand Rapids, 1997.
- Mélanchthons Werke in Auswahl: [Studienausgabe] / R. Stupperich, Hrsg. Gütersloh, 1952. Bd. 2. T l. 1.
- Oberman H. A. Forerunners of the Reformation. The Shape of Late Medieval Thought. Holt, Reinhart and Winston. N. Y., 1966.
- Paulus PP III. Sublimus Dei. URL: http://www.papalencyclicals.net/paul03/p3subli.htm (дата обращения: 02. 03. 2018).
- Reinhardt N. Just War, Royal Conscience and the Crisis of Theological Counsel in the Early Seventeenth Century // Journal of Early Modern History. 2014. Vol. 18. P. 495–521.
- Scheible H. Die Reform von Schule und Universität in des Reformationszeit // Aufsätze zu Melanchton. Tübengen. 2010. S. 152–172.
Данные об авторе
Польсков Константин Олегович, протоиерей
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Россия 1247051, Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: проректор по научной работе;
ORCID: 0000-0002-3921-962X;
Электронный адрес: kpolskov@gmail.com.