/

Польсков Константин Олегович, протоиерей

На пороге эпохи Модерна: теология в XVI веке


Польсков К. О. На пороге эпохи Модерна: теология в XVI веке // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 76. С. 40-58.

DOI: 10.15382/sturI201876.40-58

Аннотация

Перемены, произошедшие в Европе во всех сферах жизни при переходе к Модерну, затронули и теологию. Принимая предложенные Ю. Хабермасом определение Модерна и его хронологические границы, автор статьи показывает, какое влияние оказали на теологию в XVI в. три указанных немецким философом «пороговых события» Нового времени: открытие Нового света, Возрождение и Реформация. Одним из следствий географических открытий стало ускорение процесса секуляризации и формирование нового представления о целях и задачах теологии, ее места в научном универсуме. Важнейшими возрожденческими идеями, повлиявшими на теологию, стали переход от теоцентрического к антропоцентрическому мировоззрению и утверждение исторического сознания. А развитие классической филологии и изменившееся отношение к тексту способствовали возникновению новой традиции чтения и толкования Священного Писания. Многие из этих идей, оказав влияние на формирование движения Реформации, затем были развиты и углублены в ее теологии. Автор показывает, как новое представление о богословском призвании отразилось в изменении системы теологического образования и разработке новых принципов протестантского богословия. Также огромное значение для дальнейшего развития теологии имели идеи католической Контрреформации. К таковым можно отнести комплекс мер по учреждению в Католической Церкви епархиальных семинарий, введение в оборот научной теологии данных и методов смежных наук и новый подъем схоластики. В заключении делаются выводы о том, какое значение для сегодняшнего богословия имеет переосмысление и творческое усвоение того, что произошло с европейской теологией при переходе к Модерну в XVI в.

Ключевые слова

теология, богословие, Ю. Хабермас, Модерн, Новое время, Новый свет, Возрождение, Реформация, Контрреформация

Список литературы

  1. Антонов К. М. Теология как научная специальность // Вопросы философии. 2012. №. 6. С. 73–84.
  2. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.
  3. Бибихин В. В. Новый Ренессанс. М., 1998.
  4. Вдовина Г. В. Язык неочевидного. Учения о знаках в схоластике XVII в. М., 2009.
  5. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М.; СПб., 20132.
  6. Дильтей В. Собрание сочинений. М., 2001. Т. 6.
  7. Карпов К. В. Бонавентура о статусе теологии как науки // Философия религии: Альманах. М., 2015. С. 399–415.
  8. Котляров П. Н. Liberali eruditione и аристотелевское наследие: проекты реформы Ф. Меланхтона в Виттенбергском университете // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 3. С. 172–181.
  9. Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.
  10. Кырлежев А. Рец. на кн.: Gillespie M. A. The theological origins of modernity. Chicago&London: University of Chicago Press, 2008 // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. №1 (31). С. 254–260.
  11. Михайлов П. Б. Начала богословского знания // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 7–21.
  12. Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. М., 2007. Т. 1.
  13. Савинов Р. В. Проблема систематизации в протестантской схоластике // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 5 (67). С. 59–72.
  14. Тейлор Ч. Секулярный век. М., 2017.
  15. Франсиско де Витория. Лекции об индейцах и военном праве // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. М., 1991. С. 273–277.
  16. Хабермас Ю. Модерн: сознание времени и самообоснование // Философский дискурс о модерне. М., 2003. C. 7–22.
  17. Халленслебен Б. Богословие Фомы Аквинского в прочтении Томаса де Вио Каетана / диак. А. Соколовски, пер. URL: http://www.bogoslov.ru/text/414464.html#_ftn31 (дата обращения: 12.03.2018).
  18. Хондзинский П. В. Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 11–27.
  19. Шмонин В. Д. В тени Ренессанса: вторая схоластика в Испании. СПб., 2006.
  20. Шмонин Д. В., Вдовина Г. В., Савинов Р. В. Схоластика: Очерки истории. СПб., 2011.
  21. Bedouelle Th. La théologie. P., 20092.
  22. Berman M. All that is solid melts into air. Penguin Book, 1982.
  23. Brettler M. Z., Enns P., Harrington D. J. The Bible and the Believer. How to Read the Bible Critically & Religiously. Oxford, 2012.
  24. Carlos M. N. Eire. Reformations. The Early Modern World, 1450–1650. Yale, 2016.
  25. Francisco de Vitoris. On the Law of war // Political writings / A. Pagden, J. Lawrene, eds. Cambridge, 1991. P. 293–328.
  26. Gillespi M. The Theological Origins of Modernity. Chicago &London: University of Chicago Press, 2008.
  27. Kaufman G. An essay on Theological method. Atlanta, 1953.
  28. Lubac de H. Exégèse médiévale. Les quatre sеns de L’Écriture. Seconde Partie. Aubier, 1964.
  29. Lubac de H. L’Écriture dans la tradition. P., 1966.
  30. Luther M. Werke. Kritische Gesamtausgabe. Weimar, 1895. Bd. 14; 1908. Bd. 18.
  31. McGrath A. Intellectual Origins of the European Reformation. Malden, 2042.
  32. McGrath A. The genesis of doctrine. A study in the foundation of doctrinal criticism. Grand Rapids, 1997.
  33. Mélanchthons Werke in Auswahl: [Studienausgabe] / R. Stupperich, Hrsg. Gütersloh, 1952. Bd. 2. T l. 1.
  34. Oberman H. A. Forerunners of the Reformation. The Shape of Late Medieval Thought. Holt, Reinhart and Winston. N. Y., 1966.
  35. Paulus PP III. Sublimus Dei. URL: http://www.papalencyclicals.net/paul03/p3subli.htm (дата обращения: 02. 03. 2018).
  36. Reinhardt N. Just War, Royal Conscience and the Crisis of Theological Counsel in the Early Seventeenth Century // Journal of Early Modern History. 2014. Vol. 18. P. 495–521.
  37. Scheible H. Die Reform von Schule und Universität in des Reformationszeit // Aufsätze zu Melanchton. Tübengen. 2010. S. 152–172.

Данные об авторе

Польсков Константин Олегович, протоиерей


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Россия 1247051, Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: проректор по научной работе;
ORCID: 0000-0002-3921-962X;
Электронный адрес: kpolskov@gmail.com.