/

Рязанова Светлана Владимировна

Выбор Православия в условиях мировоззренческого плюрализма (Пермский край)


Рязанова С. В. Выбор Православия в условиях мировоззренческого плюрализма (Пермский край) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 76. С. 130-144.

DOI: 10.15382/sturI201876.130-144

Аннотация

Религиозный выбор как часть процесса обращения является границей, за ко- торой происходит изменение мировоззрения индивида. В социальном плане это приводит к изменению религиозной идентичности и аффилиации по отно- шению к религиозному институту. Стимулом для осуществления религиозного выбора могут выступать прозелитическая деятельность и личностные факторы. Обращение к религии как часть процесса самоконструирования личности яв- ляется одной из ступеней в конструировании собственной религиозности. Этот акт может быть растянутым во времени и совершаться под влиянием целого ряда внутренних и внешних факторов. При этом факт осуществления религиозного выбора выступает той точкой, которая позволяет зафиксировать смену миро- восприятия. В условиях религиозного плюрализма на постсоветском простран- стве выбор укорененной в традиции религии должен быть обусловлен набором объективных и субъективных факторов. Для достижения цели исследования использованы методы качественной социологии, включающей в себя объясне- ние мотивов действий и намерений через коммуникативное взаимодействие с субъектом. Анализ серии интервью стал основанием для определения иерархии мотивов и стимулов для осуществления религиозного выбора. Для православия таковыми оказались сложившийся образ жизни, наличие семейных традиций, тенденции моды, стереотипы обыденного сознания, указывающие на традици- онность религиозного сознания.

Ключевые слова

религия, православие, современная религиозность, индивидуализм, конверсия, религиозный выбор, верующие, Пермский край

Список литературы

  1. Ардашева Л. Основные парадигмы в изучении религиозного обращения // Религиоведение. 2013. Т. 2. С. 150–161.
  2. Буланова И. Специфика религиозности в зависимости от типа религиозной конверсии // Вестник ЛГУ. 2014. № 5. С. 146–155.
  3. Игнатьев А. Пять базовых концептов социологии религии // Социологическое обозрение. 2014. Т. 13/3. С. 155–170.
  4. Ипатова Л. Теории религиозного обращения // Религиоведение. 2006. № 4. С. 88–101.
  5. Любимова А. Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения в России // Вестник РХГА. 2009. Т. 10. № 1. С. 70–74.
  6. Островская Е. А. Множественные современности ортодоксального еврейства Санкт-Петербурга // СОЦИС. 2017. № 5. С. 93–102.
  7. Фолиева Т. А. Рациональный/интеллектуальный типы религиозного обращения // Психология религии: между теорией и эмпирикой. М., 2015. С. 121–136.
  8. Asad T. The Construction of Religion as an Anthropological Category // A reader in the anthropology of religion / M. Lambek, ed. Malden, 2006. Р. 110–126.
  9. Baer M. D. Honored by the Glory of Islam: Conversion and Conquest in Ottoman Europe. N. Y., 2008.
  10. Borovik I. Institutional and private religion in Poland // New religious phenomena in Central and Eastern Europe. Krakow, 1997. P. 235–255.
  11. Buckser A., Glazier St. D. The Anthropology of Religious Conversion. Lanham (MD), 2003.
  12. Bulliet W. Conversion to Islam in the Medieval Period: An Essay in Quantitative History. Cambridge (MA), 1979.
  13. Cleary E. L. The Catholic Charismatic Renewal: Revitalization Movements and Conversion // Conversion of a Continent: Religious Change in Latin America. New Brunswick (NJ), 2008. C. 153–173.
  14. Conversion to Christianity: Historical and Anthropological Perspectives on a GreatTransformation / R. Hefner, ed. Berkeley; Los Angeles, 1993.
  15. Dobbelaere K. Assesing secularization theory // New Approaches to the Study of Religion. B., 2004. Vol. 2. P. 229–253.
  16. Farhadian Ch. E. Conversion // Encyclopedia of Religion / J. Lindsay, ed. Detroit (MI), 2005. Vol. 3. Р. 15–24.
  17. Gooren G. Religious Conversion and Disaffi liation: Tracing Patterns of Change in Faith Practices. N. Y., 2010.
  18. Heredia R. K. Interrogations from the Margins: Conversion as Critique // History and Sociology of South Asia. 2011. Vol. 5/2. Р. 83–102.
  19. Kisala R. Urbanization and religion // New Approaches to the Study of Religion. B., 2004. Vol. 2. P. 255– 274.
  20. Köse A. Conversion to Islam: A Study of Native British Converts. L., 1996.
  21. Köse A., Loewenthal K. M. Conversion Motifs among British Converts to Islam // International Journal for the Psychology of Religion. 2000. Vol. 2. Р. 101– 110.
  22. Lofland J., Stark R. Becoming a World-Saver: A Theory of Conversion to a Deviant Perspective // American Sociological Review. 1965. Vol. 30. Р. 862–875.
  23. McGinty A. M. Becoming Muslim: Western Women’s Conversion to Islam. N. Y., 2006.
  24. Rambo L. R. Conversion: Toward a Holistic Model of Religious Change // Pastoral Psychology. 1989. Vol. 38. P. 47–63.
  25. Rambo L. R. Current Research on Religious Conversion // Religious Studies Review. 1982. Vol. 8/2. Р. 146–159.
  26. Rambo L. R. Theories of Conversion // Social Compass. 1999. Vol. 46/3. Р. 259–271.
  27. Rambo L. R. Understanding Religious Conversion. New Haven, 1993.
  28. The Emergence of Conversion in a Hindu-Buddhist Polytropy: The Kathmandu Valley, Nepal, c. 1600‒1995 // Comparative Studies in Society and History. 2005. Vol. 47/4. Р. 755–780.
  29. The Oxford Handbook of Religious Conversion / L. R. Rambo, Ch. E. Farhadian, eds. N. Y., 2014.

Данные об авторе

Рязанова Светлана Владимировна


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Пермский научный центр Уральского отделения РАН, Пермский национальный исследовательский университет; Российская Федерация, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15;
Должность: ведущий научный сотрудник, профессор кафедры всеобщей истории;
ORCID: 0000-0001-5387-9387;
Электронный адрес: svet-ryazanova@yandex.ru.