Волкова Надежда Павловна
Бог-ум в философской теологии Платона, Аристотеля и Плотина.
Ссылка на статью:
Волкова Н. П.
Бог-ум в философской теологии Платона, Аристотеля и Плотина. // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение. 2017.
Вып. 73. С. 95-105.
DOI:
10.15382/sturI201773.95-105
Аннотация
В статье дается обзор основных этапов формирования философской теологии у Платона, Аристотеля и Плотина, а также ее центрального понятия Бога-ума. Показано, во-первых, что Платон первым сформулировал понятие единого всеблагого Бога, противопоставив его богам традиционной мифологии. Рассказывая об устроении мира в диалоге Тимей, Платон представляет Бога как ремесленника, Демиурга, который устраивает Мировую душу и материю с помощью числа. Поэтому Бог - это ум, который, взирая на умопостигаемую парадигму, творит космос как ее подобие. Во-вторых, показано, что форму строгого теоретического знания теологии придал Аристотель. Бог как предмет теологии является наилучшей непрерывной деятельностью мышления. В-третьих, показано, что Плотин, продолжая линию Платона и Аристотеля, придал философской теологии новый, намного более личный характер. Теология для Плотина не только точное доказательное знание о всеблагом Боге, но и личный опыт соединения с Ним. Отдельное внимание в статье уделено трактовке Плотином платоновского Демиурга. Показано, что Плотин первым соединил два аспекта божественного, а именно Демиурга-творца и умопостигаемую парадигму, о которых сказано в Тимее, в единую ипостась Ума. Главным основанием для этого утверждения служила необходимость постулировать единство ума и умопостигаемого предмета как необходимого условия возможности всякого познания. Ум в системе Плотина оказывается принципиально двойственен, содержащим в себе два аспекта мыслящее и умопостигаемое. В результате вместо характерного для предшествующей традиции представления о двух богах, один из которых выступает в роли умопостигаемой парадигмы мира, а другой - в роли созерцающего эту парадигму Ума, Плотин разрабатывает учение о едином божественном Уме-Демиурге, сочетающем в себе оба эти аспекта.
Ключевые слова
Плотин, Платон, Аристотель, философская теология, Демиург, Ум, умопостигаемое, мифология, теоретическое знание, Эннеады, Тимей
Список литературы
- Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М., 1991.
- Бородай Т. Ю. Тимей // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 733–738.
- Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия: Бог и материя в диалогах Платона. М., 2008.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / М. Л. Гаспаров, пер. М., 1986.
- Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1994.
- Плутарх Херонейский. О возникновении души в Тимее / Н. П. Волкова, пер. // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. М., 2013. С. 736–757.
- Порфирий. Подступы к умопостигаемому / С. В. Месяц, пер., коммент. // ΣΧΟΛΗ. 2008. Вып. 2.2. С. 277–308.
- Фрагменты ранних греческих философов. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / А. В. Лебедев, изд. М., 1989.
- Хлебников Г. В. Античная философская теология. М., 2014.
- Aristotle. Methaphysics. A revised text with introduction and commentary / D. Ross, ed. Oxford, 1925.
- Aristotle. Prior and posterior analytics. Text with introduction and commentary / D. Ross, ed. Oxford, 1957.
- Bos A. P. Aristotle on myth and philosophy // Philosophia Reformata. 1983. Vol. 48/1. P. 1–18.
- Cornford F. M. Plato’s cosmology. L., 1937.
- Dodds E. R. The Parmenides of Plato and the Origin of the Neoplatonic «One» // The Classical Quarterly. 1928. Vol. 22. P. 129–142.
- Gerson L. P. Plotinus. L., 1994.
- Morgan K. A. Myth and Philosophy from the Presocratics to Plato. Los Angeles, 2004.
- Plato. Timaeus / D. J. Zeyl, trans. Cambridge (Mass.), 2000.
- Plato. Timaeus and Critias / R. Waterfi eld, trans., A. Gregory, intr., not. Oxford, 2008.
- Plotinus. Ennead V. 5: That the Intelligibles are not External to the Intellect, and on the Good / L. Gerson, trans., intr., comm. Las Vegas; Zurich; Athens, 2013.
- Plotinus. The Enneads / A.-H. Armstrong, ed., trans. Cambridge, 1984.
- Rheins J. G. The Intelligible Creator-God and the Intelligent Soul of the Cosmos in Plato’s Theology and Metaphysics. Philadelphia (Penn.), 2008.
- Ross D. Aristotle. L., 2004.
- Smith J. E. Plato’s Myths as «Likely Accounts», Worthy of Belief // Apeiron. 1985. Vol. 19. P. 24–42.
- Smith J. E. Plato’s Use of Myth in the Education of the Philosophic Man // Phoenix. 1986. Vol. 40. P. 20–34.
- Stewart J. A. The Myths of Plato / G. R. Levy, ed. L., 1960.
- Van Riel G. Plato’s Gods. L., 2016.
Данные об авторе
Волкова Надежда Павловна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная д. 12, стр. 1;
Должность: научный сотрудник сектора античной и средневековой философии и науки;
Электронный адрес: go2nadya@gmail.com.
Благодарности
Статья подготовлена при финансовой поддержке фонда РФФИ (грант № 15-03-00211 «Метафизика в интеркультурном пространстве: история и современность»)