/

Волкова Надежда Павловна

Бог-ум в философской теологии Платона, Аристотеля и Плотина.


Волкова Н. П. Бог-ум в философской теологии Платона, Аристотеля и Плотина. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 73. С. 95-105.

DOI: 10.15382/sturI201773.95-105

Аннотация

В статье дается обзор основных этапов формирования философской теологии у Платона, Аристотеля и Плотина, а также ее центрального понятия Бога-ума. Показано, во-первых, что Платон первым сформулировал понятие единого всеблагого Бога, противопоставив его богам традиционной мифологии. Рассказывая об устроении мира в диалоге Тимей, Платон представляет Бога как ремесленника, Демиурга, который устраивает Мировую душу и материю с помощью числа. Поэтому Бог - это ум, который, взирая на умопостигаемую парадигму, творит космос как ее подобие. Во-вторых, показано, что форму строгого теоретического знания теологии придал Аристотель. Бог как предмет теологии является наилучшей непрерывной деятельностью мышления. В-третьих, показано, что Плотин, продолжая линию Платона и Аристотеля, придал философской теологии новый, намного более личный характер. Теология для Плотина не только точное доказательное знание о всеблагом Боге, но и личный опыт соединения с Ним. Отдельное внимание в статье уделено трактовке Плотином платоновского Демиурга. Показано, что Плотин первым соединил два аспекта божественного, а именно Демиурга-творца и умопостигаемую парадигму, о которых сказано в Тимее, в единую ипостась Ума. Главным основанием для этого утверждения служила необходимость постулировать единство ума и умопостигаемого предмета как необходимого условия возможности всякого познания. Ум в системе Плотина оказывается принципиально двойственен, содержащим в себе два аспекта мыслящее и умопостигаемое. В результате вместо характерного для предшествующей традиции представления о двух богах, один из которых выступает в роли умопостигаемой парадигмы мира, а другой - в роли созерцающего эту парадигму Ума, Плотин разрабатывает учение о едином божественном Уме-Демиурге, сочетающем в себе оба эти аспекта.

Ключевые слова

Плотин, Платон, Аристотель, философская теология, Демиург, Ум, умопостигаемое, мифология, теоретическое знание, Эннеады, Тимей

Список литературы

  1. Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М., 1991.
  2. Бородай Т. Ю. Тимей // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 733–738.
  3. Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия: Бог и материя в диалогах Платона. М., 2008.
  4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / М. Л. Гаспаров, пер. М., 1986.
  5. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1994.
  6. Плутарх Херонейский. О возникновении души в Тимее / Н. П. Волкова, пер. // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. М., 2013. С. 736–757.
  7. Порфирий. Подступы к умопостигаемому / С. В. Месяц, пер., коммент. // ΣΧΟΛΗ. 2008. Вып. 2.2. С. 277–308.
  8. Фрагменты ранних греческих философов. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / А. В. Лебедев, изд. М., 1989.
  9. Хлебников Г. В. Античная философская теология. М., 2014.
  10. Aristotle. Methaphysics. A revised text with introduction and commentary / D. Ross, ed. Oxford, 1925.
  11. Aristotle. Prior and posterior analytics. Text with introduction and commentary / D. Ross, ed. Oxford, 1957.
  12. Bos A. P. Aristotle on myth and philosophy // Philosophia Reformata. 1983. Vol. 48/1. P. 1–18.
  13. Cornford F. M. Plato’s cosmology. L., 1937.
  14. Dodds E. R. The Parmenides of Plato and the Origin of the Neoplatonic «One» // The Classical Quarterly. 1928. Vol. 22. P. 129–142.
  15. Gerson L. P. Plotinus. L., 1994.
  16. Morgan K. A. Myth and Philosophy from the Presocratics to Plato. Los Angeles, 2004.
  17. Plato. Timaeus / D. J. Zeyl, trans. Cambridge (Mass.), 2000.
  18. Plato. Timaeus and Critias / R. Waterfi eld, trans., A. Gregory, intr., not. Oxford, 2008.
  19. Plotinus. Ennead V. 5: That the Intelligibles are not External to the Intellect, and on the Good / L. Gerson, trans., intr., comm. Las Vegas; Zurich; Athens, 2013.
  20. Plotinus. The Enneads / A.-H. Armstrong, ed., trans. Cambridge, 1984.
  21. Rheins J. G. The Intelligible Creator-God and the Intelligent Soul of the Cosmos in Plato’s Theology and Metaphysics. Philadelphia (Penn.), 2008.
  22. Ross D. Aristotle. L., 2004.
  23. Smith J. E. Plato’s Myths as «Likely Accounts», Worthy of Belief // Apeiron. 1985. Vol. 19. P. 24–42.
  24. Smith J. E. Plato’s Use of Myth in the Education of the Philosophic Man // Phoenix. 1986. Vol. 40. P. 20–34.
  25. Stewart J. A. The Myths of Plato / G. R. Levy, ed. L., 1960.
  26. Van Riel G. Plato’s Gods. L., 2016.

Данные об авторе

Волкова Надежда Павловна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная д. 12, стр. 1;
Должность: научный сотрудник сектора античной и средневековой философии и науки;
Электронный адрес: go2nadya@gmail.com.

Благодарности

Статья подготовлена при финансовой поддержке фонда РФФИ (грант № 15-03-00211 «Метафизика в интеркультурном пространстве: история и современность»)