/

Варфоломеев Максим Иванович

К вопросу об эпиклезе в анафоре литургико-канонического памятника «Завещание Господа нашего Иисуса Христа»


Варфоломеев М. И. К вопросу об эпиклезе в анафоре литургико-канонического памятника «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 72. С. 11-27.

DOI: 10.15382/sturI201772.11-27

Аннотация

В статье анализируется фрагмент анафоры "Завещания Господа нашего Иисуса Христа", расположенный в начале ее просительной части и рассматриваемый многими исследователями в качестве эпиклезы. Сирийский текст фрагмента содержит обращенное к Св. Троице прошение: "принеси питие сие и пищу сию освящения Твоего". Показано, что, вопреки мнению ряда исследователей (Б. Ботт, С. Ричардсон), этот фрагмент не может быть искаженным в процессе перевода прошением о ниспослании на дары Св. Духа. Вместе с тем, нельзя принять и утверждение Н. Д. Успенского и прот. Л. Воронова о том, что этот фрагмент представляет собой эпиклезу восходящего типа. Показано, что сирийский императив ʾaytāy ("принеси") может быть искажением перфектной формы ʾaytīn ("мы принесли"), что подтверждается чтением одной из сирийских рукописей, использовавшихся издателем текста "Завещания" кардиналом Рахмани, а также чтением эфиопской версии памятника. Высказывается предположение, что данный фрагмент дублирует упоминание акта приношения хлеба и вина в составе Anamnesis, т. е. тот элемент, который в большинстве древних анафор связывает их повествовательную и просительную части. Такое дублирование могло потребоваться в силу того, что редактор реструктурировал анафору "Апостольского предания", взятой им за основу, и внес интерполяции в ее текст, из-за чего Anamnesis оказался оторван от просительной части. В то же время, данный фрагмент анафоры может отражать промежуточный этап в развитии эпиклезы — переход от прошения об освящении молящихся через принятие евхаристических даров к прошению об освящении самих даров. Нехарактерный для позднейшей традиции порядок перечисления евхаристических элементов (сначала "питие", затем "пища") дает основание предполагать, что фрагмент был заимствован редактором из достаточно древнего (не позднее III в.) литургического источника.

Ключевые слова

литургика, раннехристианское богослужение, литургико-канонический памятник, Завещание Господа нашего Иисуса Христа, Testamentum Domini, Апостольское предание, Traditio Apostolica, Евхаристия, анафора, анамнесис, эпиклеза

Список литературы

  1. Anaphorae Syriacae, quotquot in codicibus adhuc repertae sunt / A. Raes, A. Rücker, H. G. Codrington, eds. R., 1939. Vol. 1, Fasc. 1.
  2. Anaphorae Syriacae, quotquot in codicibus adhuc repertae sunt / I. Hausherr, H. G. Codrington, A. Raes, eds. R., 1940. Vol. 1, Fasc. 2.
  3. Der äthiopische Text der Kirchenordnung des Hippolyt / H. Duensing, Hrsg. Göttingen, 1946.
  4. Botte B. "L’épiclèse de l’anaphore d’Hippolyte" in Recherches de théologie et philosophie médiévales. 1947. Vol. 14. P. 241–251.
  5. Botte B. "À propos de la Tradition apostolique" in Recherches de théologie ancienne et médiévale. 1966. Vol. 33. P. 177–186.
  6. Botte B. "L’Esprit-Saint et l’Eglise dans la «Tradition apostolique» de Saint Hippolyte" in Didaskalia. 1972. Vol. 2. P. 221–233.
  7. Bouyer L. Eucharist: Theology and Spirituality of the Eucharistic Prayer. L., 1968.
  8. Bradshaw P. F. Eucharistic Origins. Eugene (OR), 2012.
  9. Les Constitutions apostoliques / M. Metzger, éd. P., 1987. Vol. 3.
  10. Didascaliae apostolorum fragmenta Veronensia Latina / E. Hauler, ed. Lipsiae, 1900.
  11. Dillmann A., Bezold C. Ethiopic Grammar. Eugene (OR), 2005.
  12. Le Grand Euchologe du Monastère Blanc / E. Lanne, éd. P., 1958.
  13. Hänggi A., Pahl I. Prex Eucharistica. Freiburg, 1998.
  14. Harden J. M. "The Anaphora of the Ethiopic Testament of Our Lord" in Journal of Theological Studies. 1921. Vol. 89. P. 44–49.
  15. Irénée de Lyon. Contre les Hérésies. Livre V / A. Rousseau, L. Doutreleau, Ch. Mercier, éds. P., 1969. Vol. 2.
  16. Leslau W. Concise Dictionary of Geʿez (Classical Ethiopic). Wiesbaden, 2010.
  17. Ludolf J. Ad suam historiam Aethiopicam antehac editam commentarius. Francofurti ad Moenum, 1691.
  18. Mazza E. The Origins of the Eucharistic Prayer. Collegeville (MN), 1995.
  19. McGowan A. "‘First Regarding the Cup...’: Papias and the Diversity of Early Eucharistic Practice" in Journal of Theological Studies. 1995. Vol. 46. P. 551–555.
  20. McKenna J. H. The Eucharistic Epiclesis: A Detailed History from the Patristic to the Modern Era. Chicago, 2009.
  21. Origenes Werke / E. Klostermann, Hrsg. Leipzig, 1901. Bd. 3.
  22. Payne Smith R. Thesaurus Syriacus. Oxford, 1879. T. 1.
  23. Richardson C. C. "The So-Called Epiclesis in Hippolytus" in Harvard Theological Review. 1947. Vol. 40. P. 101–108.
  24. Richardson C. C. "A Note on the Epicleses in Hippolytus and the Testamentum Domini" in Recherches de théologie et philosophie médiévales. 1948. Vol. 15. P. 357–359.
  25. Taft R. F. "The Epiclesis Question in the Light of the Orthodox and Catholic Lex Orandi Traditions" in New Perspectives on Historical Theology. Essays in Memory of John Meyendorff / B. Nassif, ed. Grand Rapids (MI); Cambridge, 1996. P. 210–237.
  26. The Testament of Our Lord Translated into English from Syriac / J. Cooper, A. J. Maclean, trans. Edinburgh, 1902.
  27. Le Testamentum Domini éthiopien: Édition et traduction / R. Beylot, éd. Louvain, 1984.
  28. Testamentum Domini Nostri Jesu Christi / I. E. Rahmani, ed. Moguntiae, 1899.
  29. The Treatise on the Apostolic Tradition of St. Hippolytus of Rome, Bishop and Martyr / G. Dix, H. Chadwick, eds. L., 1968.
  30. Troupeau G. "Une version arabe de l’anaphore du «Testamentum Domini»" in Christianisme oriental: Kérygme et histoire: Mélanges offerts au père Michel Hayek / C. Chartouni, éd. P., 2007. P. 247–256.
  31. Zheltov M. "The Anaphora and Thanksgiving Prayer from the Barcelona Papyrus: An Underestimated Testimony to the History of the Anaphora in the Fourth Century" in Vigiliae Christianae. 2008. Vol. 62. P. 467–504.
  32. Варфоломеев М. И. Особенности литургических диалогов перед анафорой и Причащением в тексте литургико-канонического памятника «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 4 (66). С. 9–23.
  33. Винклер Г. Эпиклеза и рассказ об установлении Евхаристии в анафоре святителя Василия Великого: некоторые филологические наблюдения относительно их эволюции и богословского значения // Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13–16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 1. С. 382–399.
  34. Воронов Л., прот. Литургия по «Testamentum Domini nostri Jesu Christi» (1, 23) // Богословские труды. 1971. Т. 6. С. 207–219.
  35. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М., 1976.
  36. Желтов М., диак. [Евхаристия] в апокрифических Деяниях II–III вв. // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С. 554–555.
  37. Успенский Н. Д. К вопросу о «Православной литургии западного обряда» // Журнал Московской Патриархии. 1954. Т. 8. С. 33–45; Т. 9. С. 57–65.
  38. Успенский Н. Д. Анафора (опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды. 1975. Т. 13. С. 40–147.
  39. Данные об авторе

    Варфоломеев Максим Иванович


    Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
    Электронный адрес: warfolomeew@gmail.com.