/

Пруцкова Елена Викторовна

Религиозность и базовые ценности россиян (по данным «Европейского социального исследования» и всероссийского исследования «Ортодокс Монитор»)


Пруцкова Е. В. Религиозность и базовые ценности россиян (по данным «Европейского социального исследования» и всероссийского исследования «Ортодокс Монитор») // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 72. С. 126-143.

DOI: 10.15382/sturI201772.126-143

Аннотация

В статье рассматривается связь между религиозностью и базовыми ценностями в России. Базовые ценности измеряются при помощи Портретного ценностного вопросника Ш. Шварца. В качестве информационной базы настоящей статьи выступают всероссийское исследование Ортодокс Монитор 2012 г., репрезентативный опрос воцерковленных православных россиян, и Европейское социальное исследование 2012 г. Обычно фиксируемая по результатам массовых опросов связь базовых ценностей с религиозностью в России очень слабая. Одна из возможных причин может заключаться в применении некорректных индикаторов для измерения степени религиозности. Одной из важнейших характеристик, отличающих воцерковленных православных, является регулярное причастие, предполагающее довольно серьезную подготовку, пост и исповедь. Человек производит попытку переосмыслить свои взгляды, ценности, изменить поведение. Если это происходит с определенной регулярностью, то может приводить к постепенному изменению базовых ценностей, обусловленному религиозностью. Такой работы над собой может не происходить, если человек посещает религиозные службы, но не причащается. Воцерковленные православные значительно более привержены ценностям Сохранения и Заботы о людях и природе и менее привержены ценностям Открытости изменениям и Самоутверждения. Одним из неожиданных результатов стали обнаруженные значительные различия в ценностях Универсализма, по которым воцерковленные православные заметно опережают среднестатистических россиян, в то время как в большинстве предыдущих исследований связь религиозности с ценностями Универсализма либо была отрицательной, либо отсутствовала, и лишь изредка была слабой положительной. Также, несмотря на общие низкие показатели по ценностям Открытости изменениям, различия обусловлены в наибольшей степени отвержением воцерковленными православными ценностей Гедонизма, Риска и Новизны, в то время как по ценностям Самостоятельности различия со среднестатистическими россиянами минимальны.

Ключевые слова

религиозность, воцерковленность, православие, приходская община, ядро церковной общины, базовые ценности, ценности Сохранения, Открытость изменениям, Самоутверждение, Забота о людях и природе, Ортодокс Монитор, Европейское социальное исследование

Список литературы

  1. Забаев И. В., Орешина Д. А., Пруцкова Е. В. Три Московских прихода: основные социально-демографические показатели и установки представителей общин крупных приходов. М., 2012.
  2. Магун В.С., Руднев М. Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте // Общественные науки и современность. 2010. № 4. С. 5–17.
  3. Магун В. С., Руднев М. Г. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. № 1(93). С. 33–58.
  4. Магун В. С., Руднев М. Г., Шмидт П. Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015. Т. 121. № 3-4. С. 74-93.
  5. Пруцкова Е. В. Влияние религиозности на базовые ценности населения европейских стран: эффект первичной религиозной социализации // XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Книга 3 / Отв. ред. Е. Ясин. М., 2014. С. 527–536.
  6. Чеснокова В. Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М., 2005.
  7. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. C. 43-70.
  8. Davidov E., Schmidt P., Schwartz S. H. Bringing values back in: The adequacy of the European social survey to measure values in 20 countries // Public Opinion Quarterly. 2008. Vol. 72. No. 3. P. 420-445.
  9. Durkheim E. The Elementary Forms of the Religious Life. London, 1964.
  10. ESS Round 6: European Social Survey Round 6 Data (2012). Data File Edition 2.3. NSD – Norwegian Centre for Research Data, Norway – Data Archive and distributor of ESS data for ESS ERIC, December, 1, 2016, available at: http://www.europeansocialsurvey.org (20. 01. 2017).
  11. Gennerich C., Huber S. Value Priorities and Content of Religiosity – New Research Perspectives // Archive for the Psychology of Religion / Archiv für Religionspychologie. 2006. Vol. 28. No. 1. P. 253–267.
  12. Glock Ch.Y. On the Study of Religious Commitment // Religious Education. 1962. Vol. 57. Sup. 4. P. 98–110.
  13. Herk H. van, Poortinga Y.H. Current and Historical Antecedents of Individual Value Differences Across 195 Regions in Europe // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2012. Vol. 43. No 8. P. 1229–1248.
  14. Inglehart R., Norris P. Sacred and Secular: Religion and Politics Worldwide. Cambridge, New York, 2004.
  15. Magun V., Rudnev M., Schmidt P. Within- and Between-Country Value Diversity in Europe: A Typological Approach // European Sociological Review. 2016. Vol. 32. No. 2. P. 189-202.
  16. Meuleman B., Billiet J. Religious Involvement: Its Relation to Values and Social Attitudes // Cross-Cultural Analysis: Methods and Applications / ed. by Eldad Davidov, Peter Schmidt, Jaak Billiet. New York, 2011. P. 173–206.
  17. Roccas S., Schwartz S.H. Church-State Relations and the Association of Religiosity with Values: A Study of Catholics in Six Countries // Cross-Cultural Research. 1997. Vol. 31. No. 4. P. 356–375.
  18. Rokeach M. Part I. Value Systems in Religion // Review of Religious Research. 1969. Vol. 11. No. 1. P. 3–23.
  19. Saroglou V., Delpierre V., Dernelle R. Values and Religiosity: a Meta-Analysis of Studies Using Schwartz’s Model // Personality and Individual Differences. 2004. Vol. 37. No 4. P. 721–734.
  20. Schwartz S.H. A Proposal for Measuring Value Orientations across Nations // Questionnaire Development Package of the European Social Survey. Chapter 7. 2003. P. 259-319, available at: http://www.europeansocialsurvey.org/docs/methodology/core_ess_questionnaire/ESS_core_questionnaire_human_values.pdf (24. 03. 2017).
  21. Schwartz S.H. Computing Scores for the 10 Human values // Documentation for ESS-1. 2003, available at: http://www.europeansocialsurvey.org/docs/methodology/ESS1_human_values_scale.pdf (24. 03. 2017).
  22. Schwartz S.H. Human Values. From Item to Index // European Social Survey Education Net, available at: http://essedunet.nsd.uib.no/cms/topics/1/4/2.html (22. 03. 2017).
  23. Schwartz S.H. Universals in Content and Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 Countries // Advances in Experimental Social Psychology / Ed. by M.P.Zanna. San Diego, CA, 1992. Vol. 25. P. 1-65.
  24. Schwartz S.H., et al. Refining the Theory of Basic Individual Values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103. No. 4. P. 663-688.
  25. Schwartz S.H., Huismans S. Value Priorities and Religiosity in Four Western Religions // Social Psychology Quarterly. 1995. Vol. 58. No. 2. P. 88–107.
  26. Sibley Ch.G., Bulbulia J.A. How Do Religious Identities and Basic Value Orientations Affect Each Other Over Time? // The International Journal for the Psychology of Religion. 2014. Vol. 24. No. 1. P. 64–76.
  27. Данные об авторе

    Пруцкова Елена Викторовна


    Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
    Электронный адрес: evprutskova@gmail.com.

    Благодарности

    Статья подготовлена в рамках проекта «Экономика как проблема: Теории границ экономического в политической и теологической мысли» при поддержке Фонда Развития ПСТГУ.