/

Самарина Татьяна Сергеевна

Из истории исламоведения: А. М. Шиммель и классическая феноменология религии


Самарина Т. С. Из истории исламоведения: А. М. Шиммель и классическая феноменология религии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 89-103.

DOI: 10.15382/sturI201771.89-103

Аннотация

В статье проводится анализ ключевых трудов известного классика исламоведения, специалиста по суфизму Анны-Мари Шиммель и показывается, что в ее творчестве методология классической феноменологии религии нашла свое оригинальное приложение в исследовании ислама. Вначале в статье делается акцент на некоторых моментах биографии А.-М. Шиммель, оказавших влияние на ее академическую карьеру, затем анализируется ее феноменологический подход и показывается, как она выстраивает свою систему описания ислама путем систематизации религиозных феноменов, восходя от внешних форм (материальные предметы) к центру религии (Богу), при этом всегда обращаясь к темам Бога, Корана, Мухаммада. Далее система А.-М. Шиммель иллюстрируется на основных примерах. Отмечается, что для нее феноменологический анализ ислама предполагает комплексное понимание и описание религиозных явлений, начиная с восприятия камня, праздника, одежды, мифа простыми верующимимусульманами и заканчивая сложными богословскими построениями, обращается внимание на то, что феноменологический подход к исламу, предложенный ею, учитывал специфику lived religion до появления этого направления, таким образом, наследие Шиммель вписывается в контекст современных религиоведческих исследований. Во второй части статьи рассматривается влияние концепций ведущих классиков феноменологии религии Мирчи Элиаде, Герардуса Ван дер Леу, Фридриха Хайлера на исследования А.-М. Шиммель. Делается вывод, что положительная рецепция ее работ как среди ученых-исламоведов, так и среди верующих мусульман свидетельствует о том, что язык феноменологического описания религии — язык религиозного диалога.

Ключевые слова

феноменология, религиоведение, ислам, мистицизм, А.-М. Шиммель, М. Элиаде, Г. Ван дер Леу, Ф. Хайлер

Список литературы

Андерхилл Э. Мистицизм: Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человечества. К., 2000.
Отто Р. Священное / А. М. Руткевича, пер. СПб., 2008.
Пылаев М. А. Западная феноменология религии. М., 2006.
Самарина Т. С. Феноменология религии Ф. Хайлера // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. 2016. № 2. С. 22–33.
Шиммель А. М. Мир исламского мистицизма. М., 2012.
Элиаде М. Азиатская алхимия. М., 1998.
Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2001.
Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М., 2000.
Das Heilige als Problem der gegenwärtigen Religionswissenschaft / W. Gantke, V. Serikov, Hrsg. Frankfurt am Main, 2015.
Das Thema des Weges und der Reise im Islam. Düsseldorf, 1994.
Die Religionen der Menschheit in Vergangenheit und Gegenwart. Stuttgart, 1962.
Heiler F. Das Gebet: Eine religionsgeschichtliche und religionspsychologische Untersuchung. München, 1920.
Heiler F. Der Gottesbegriff der Mystik // Numen: International review for the history of religions. 1954. Vol. 1. S. 161–183.
Heiler F. Erscheinungsformen und Wesen der Religion. Stuttgart, 1961.
Hermeneutics, Politics and the History of Religions / C. Wedemeyer, W. Doniger, eds. Oxford, 2010.
Leaman O. Deciphering the Signs of God: A Phenomenological Approach to Islam by Annemarie Schimmel // British Journal of Middle Eastern Studies. 1996. Vol. 23. P. 96–97.
Leeuw G. Einführung in die Phänomenologie der Religion. München, 1925.
Leeuw Van der G. Phänomenologie der Religion. Stuttgart, 1956.
Leeuw Van der G. Religion in Essence and Manifestation. Princeton, 2014. P. IX–XIX.
Librande L. T. Deciphering the Signs of God: A Phenomenological Approach to Islam by Annemarie Schimmel // Journal of the American Academy of Religion. 1996. Vol. 64. P. 672–674.
Lived Religion in America: Toward a History of Practice / D. Hall, ed. Princeton, 1997.
Mahmutcehajic R. Bosnia the Good: Tolerance and Tradition. Budapest, 2000.
MehdiI. Annemarie Schimmmel: On Deciphering the Signs of God // Iqbal review: Journal of the Iqbal Academy Hyderabad. 2003. Vol. 12. URL: http://www.jaihoon.com/349.htm (дата обращения: 06.05.2017).
Mujiburrahman. The Phenomenological Approach in Islamic Studies: An Overview of a Western Attempt toUnderstand Islam // The Muslim World. 2001. Vol. 91. P. 437–439.
Nasr S. H. The Need for a Sacred Science. Albany, 1993.
Netton I. R. Deciphering the Signs of God: A Phenomenological Approach to Islam by Annemarie Schimmel // Journal of the Royal Asiatic Society. 1996. Vol. 6. P. 418–420.
Rahman F. Approaches to Islam in Religious Studies: Review Essay // Approaches to Islam in Religious Studies / R. C. Martin, ed. Oxford, 2001. P. 189–202.
Schimmel A.-M. A life of learning. N. Y., 1993.
Schimmel A.-M. As Through a Veil: Mystical Poetry in Islam. N. Y., 1982.
Schimmel A.-M. Deciphering the Signs of God: A Phenomenological Approach to Islam. Albany, 1994.
Schimmel A.-M. The Mystery of Numbers. Oxford, 1993.
Waardenburg J. Islam. Historical, social, and political perspectives. B., 2002.
Waardenburg J. Islamisch-Christliche Beziehungen. Geschichtliche Streifzüge // Religionswissenschaftliche Studien. Würzburg, 1993. Bd. 23.
Wheeler B. M. Deciphering the Signs of God: A Phenomenological Approach to Islam by Annemarie Schimmel // History of Religions. 1997. Vol. 36. P. 283–285.

Данные об авторе

Самарина Татьяна Сергеевна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Электронный адрес: email: t_s_samarina@bk.ru.