Политическая история, философия, культура и наука XX в. стали важными факторами развития христианской богословской мысли, в первую очередь в Западной Европе. Назревшие вопросы о соотношении церковного мировоззрения с современным научным знанием, сформировавшимися с эпохи Нового времени философскими концепциями, со светской этикой требовали переосмысления многих устоявшихся богословских позиций, разработки новой методологии для решения актуальных теоретических, пастырских и миссионерских задач. Одной из ярких конструктивных реакций на вызовы современности стал прошедший в 1962–1965 гг. II Ватиканский собор Римско-Католической Церкви. Важную лепту в этот процесс обновления внесли немецкоязычные богословы, из которых первым по значимости следует назвать Карла Ранера. Ранеру удалось указать для богословия пути к выходу на адекватный уровень историко-критической научности и придать ему антропологическую направленность, сделав человека и его практику веры объектом и существенным элементом новой богословской программы. Уже не формально-схоластическая унификация доктрины, не прямое утверждение позитивных догм со стороны церковного учительства, а именно выявленные Ранером богословские плюрализм и исторический динамизм, необходимость герменевтического анализа догматических высказываний и их языковых норм, наконец, принятие во внимание невыразимого мистического опыта Откровения должны теперь стать способом сохранения содержательного единства вероисповедания Церкви. Вальтер Каспер, опираясь на идеи Ранера, выделяет научность, церковность и практическую обращенность к миру важнейшими характеристиками современного богословия. При этом, по его мнению, нельзя при всей пользе междисциплинарного взаимообмена совершенно отказываться от метафизики и сводить богословскую работу к набору отдельных научно-исследовательских направлений. Каспер отмечает также необходимость постоянного обращения систематического богословия к Св. Писанию и церковному Преданию, поиска баланса между новаторством и традицией, между свободой богословского творчества и формами доктринального контроля церковной иерархии. Программе смены богословской парадигмы опального швейцарского богослова Ганса Кюнга несвойственно стремление к выработке такого баланса. Скорее она направлена на снятие традиционных и религиозно конфессиональных границ, как и на фактическое упразднение «внешнего» учительного авторитета. Учитывая, что в размышлениях всех рассматриваемых авторов отводится место богословским усилиям в межконфессиональном и межрелигиозном направлении, именно у Кюнга «критическая экуменичность» помещается во главу угла и становится по сути центральной формой современного богословия.
богословский плюрализм, вероучительное единство, смена парадигмы, антропология, методы богословия, герменевтика, открытость миру, экуменический диалог, практическое богословие, К. Ранер, В. Каспер, Г. Кюнг, II Ватиканский cобор
Geiselmann J. R. Die katholische Tübinger Schule: Ihre theologische Eigenart. Freiburg i. Br., 1964. S. 515–526.
Jhi J.-H. Das Heil in Jesus Christus bei Karl Rahner und in der Theologie der Befreiung. München, 2006.
Kasper W. Johann Adam Möhler — Wegbereiter des modernen Katholizismus // Die Internationale katholische Zeitschrift Communio. 1988. Bd. 17. S. 433–443.
Kasper W. Situation und Aufgaben gegenwärtiger systematischer Theologie // Idem. Theologie im Diskurs. Freiburg; Basel; Wien, 2015. S. 179–196.
Kasper W. Wissenschaftliche Freiheit und lehramtliche Bindung der katholischen Theologie // Idem. Theologie im Diskurs. Freiburg; Basel; Wien, 2015. S. 30–71.
Kuhn Th. S. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago, 1962.
Küng H. Ein neues Grundmodell von Theologie? Divergenzen und Konvergenzen // Das neue Paradigma von Theologie: Strukturen und Dimensionen / H. Küng, D. Tracy (Hrsg.). Zürich, 1986. S. 205–216.
Küng H. Paradigmenwechsel in der Theologie: Versuch einer Grundlagenerklärung // Theologie — wohin? Auf dem Weg zu einem neuen Paradigma / H. Küng, D. Tracy (Hrsg.). Zürich etc., 1984. S. 37–75.
Küng H. Projekt Weltethos. München, 1990.
Metz J. B. Zum Begriff der neuen politischen Theologie: 1967–1997. Mainz, 1997.
Pröpper Th. Freiheit als philosophisches Prinzip der Dogmatik: Systematische Refl exionen im Anschluß an W. Kaspers Konzeption der Dogmatik // Dogma und Glaube: Bausteine für eine theologische Erkenntnislehre. Festschrift für Bischof Walter Kasper / E. Schockenhoff, P. Walter (Hrsg.). Mainz, 1993. S. 165–192.
Rahner K. Der Pluralismus in der Theologie und die Einheit des Bekenntnisses in der Kirche // Rahner K. Sämtliche Werke. Freiburg i. Br., 2013. Bd. 22/1. Tlbd. 1. T. A. S. 339–354
Rahner K. Die neue Kirchlichkeit der Theologie // Rahner K. Gnade als Freiheit. Freiburg i. Br., 1968. S. 131–143.
Rahner K. Die praktische Theologie im Ganzen der theologischen Disziplinen // Idem. Schriften zur Theologie. Einsiedeln, 1967. Bd. 8. S. 133–149.
Rahner K. Hörer des Wortes: Zur Grundlegung Religionsphilosophie. München, 1941. Rahner K. Philosophie und Theologie // Rahner K. Schriften zur Theologie. Einsiedeln, 1965. Bd. 6. S. 91–103.
Rahner K. Philosophie und Theologie // Rahner K. Schriften zur Theologie. Einsiedeln, 1965. Bd. 6. S. 91–103.
Rahner K. Zum heutigen Verhältnis von Philosophie und Theologie // Rahner K. Schriften zur Theologie. Zürich, 1972. Bd. 10. S. 70–88.
Rahner K. Überlegungen zur Methode der Theologie // Rahner K. Sämtliche Werke. Freiburg i. Br., 2013. Bd. 22/1. Tlbd. 1. Tl. A. S. 301–335
Rahner K. Zur Geschichtlichkeit der Theologie // Rahner K. Schriften zur Theologie. Einsiedeln, 1967. Bd. 8. S. 88–110.
Ratzinger J., Boff L. Dokumente eines Konfliktes um die Theologie der Befreiung: Das Buch «Kirche: Charisma und Macht» in der Diskussion. Frankfurt am Main, 1982.
Streitgespräch um Theologie und Lehramt: Die Instruktion über die kirchliche Berufung des Theologen in der Diskussion / P. Hünermann, Hrsg. Frankfurt am Main, 1991.
Статья подготовлена в рамках проекта «Богословы о богословии: метатеологические программы XX века» при поддержке Фонда развития ПСТГУ