/

Михайлов Петр Борисович

Концепция эллинизации христианства в истории теологии


Михайлов П. Б. Концепция эллинизации христианства в истории теологии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 50-68.

DOI: 10.15382/sturI201771.50-68

Аннотация

В статье предпринимается аналитический обзор историко-теологической исследовательской концепции эллинизации христианства от XVI в. до начала XXI в.: становление проблемы в ходе межконфессиональной полемики между католиками и протестантами от начала Реформации до начала XIX в.; концептуализация проблемы в немецком протестантизме XIX в.; наконец, попытки решения проблемы в традиционных конфессиях уже в XX в. Прослеживаются ее истоки, предлагаются обобщения для периодизации — этапы: полемический, критический и апологетический; наконец, формируется типология основных версий концепции: «теория конвергенции», «теория распада, или разрыва», «теория аккомодации», «теория преемства». В качестве главных свидетелей истории концепции привлекаются историки древнего христианства и богословы, обращавшиеся к его наследию за ответами на исконные вопросы о сущности евангельского учения, о спасении в Церкви и ценности христианской истории и культуры: И. Л. Мосхейм, Ф. Баур, А. Гарнак, Р. Зееберг, протоиерей Георий Флоровский и др. Сам же исторический феномен эллинизации христианства автор предлагает рассматривать в трех основных аспектах: 1) язык и создание основного корпуса основополагающих текстов христианства, 2) античная метафизика и использование философских средств для богословской работы и, наконец, 3) классическая культура, формализованная в понятии «пайдейя». Острота проблемы измеряется прямой постановкой вопроса: сохранила ли христианская традиция поздней античности, византийского и средневекового периодов, а также современности идентичность с первохристианской общиной или же безвозвратно ее утратила в результате грандиозного синтеза с греческой культурой и цивилизацией, осуществленного в поздней античности? Поиски ответов на этот вопрос и предлагает настоящее исследование.

Ключевые слова

эллинизм, эллинизация христианства, история теологии, метафизика, греческая пайдейя, либеральная теология, историческая теология, А. Гарнак, протоиерей Г. В. Флоровский, неопатристический синтез

Список литературы

Вевюрко И. С. Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли. М., 2013.
Гарнак А. История догматов // Раннее христианство: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 87−508.
Гарнак А. Сущность христианства. М., 2001.
Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. М., 1993.
Даниелу Ж. Истоки латинского христианства // Символ. 1994. № 31. С. 7−92.
Даниелу Ж. Эллинизм, иудаизм, христианство (Из книги «Ответы Симоне Вейль») // Вестник РХД. 2000. № 180. С. 164−180.
Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории / Собрание сочинений. М., 2000. Т. 1.
Дройзен И. Г. История эллинизма. М.; Киров, 2011. Т. 1.
Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. М., 2014.
Морескини К. История патристической философии. М., 2011.
Пылаев М. А. Христианские рецепции античной культуры в контексте теологической проблемы «эллинизации христианства» // Религиоведение. 2002. № 1. С. 3–13.
Трубецкой С. Н. Сочинения. М., 1994.
Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1937.
Флоровский Г. В. Христианство и цивилизация // Он же. Христианство и цивилизация: Избранные труды по богословию и философии. СПб., 2005. С. 641−649.
Clément de Rome. Épître aux Corinthiens / A. Jaubert, éd. P., 1971 (SC; 167).
Crouzel H. Origène. P., 1985.
Daniélou J. Les origines du christianisme latin. Les origines du christianisme latin. P., 1978, 1991 (Histoire des Doctrines chrétiennes avant Nicée; 3).
Daniélou J. Message évangélique et culture hellénistique aux IIe et IIIe siècles. P., 1961; 1991 (Histoire des Doctrines chrétiennes avant Nicée; 2).
Daniélou J. Théologie du Judéo-christianisme. P., 1958, 1991 (Histoire des Doctrines chrétiennes avant Nicée; 1).
Florovsky G. Patristics and Modern Theology // Diakonia. A quarterly devoted to advancing Orthodox-Catholic dialogue. 1969. Vol. 4. № 3. P. 227−232.
Florovsky G. The Christian Hellenism // The Orthodox Observer. 1957. № 442. P. 9–10.
Gavrilyuk P. L. Georges Florovsky and the Russian Religious Renaissance. Oxford, 2013.
Georges Florovsky: Russian Intellectual, Orthodox Churchman / A. Blane, ed. Crestwood; N. Y., 1993.
Glawe W. Die Hellenisierung des Christentums in der Geschichte der Theologie von Luther bis auf die Gegenwart. B., 1912 (19732).
Harl M., Dorival G., Munnich O. La Bible grec des Septante. Du judaïsme hellénistique au christianisme ancien. P., 1988.
Harnack A. von. Das Wesen des Christentums. Tübingen, 2005.
Loofs F. Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte. Halle, 19515. T. 1.
Markschies C. Hellenisierung des Christentums: Sinn und Unsinn einer historischen Deutungskategorie. Leipzig, 2012.
Meijering E. P. Adolf von Harnack und das Problem des Platonismus // Patristique et Antiquité tardive en Allemagne et en France de 1870 à 1930. Influences et échanges. Actes du Colloque franco-allemand de Chantilly (25−27 octobre 1991). P., 1993. Р. 155–164.
Meijering E. P. Diе Hellenisierung des Christentums im Urteil Adolf von Harnacks. Amsterdam, 1985.
Meij ering E. Theologische Urteile über die Dogmengeschichte. Ritschls Einfluss auf von Harnack. Leiden, 1978.
Momigliano A. Alien Wisdom. The Limits of Hellenization. Cambridge, 1975.
Pelikan J. Christianity and Classical Culture. The Metamorphosis of Natural Theology in the Christian Encounter with Hellenism. Gifford Lectures at Aberdeen, 1992−1993. New Heaven; L., 1993.
Scheff czyk L. Tendenzen und Brennpunkte der neueren Problematik um die Hellenisierung des Christentums. München, 1982.
Schillebeeckx E. Church: the Human Story of God. N. Y., 1990.
Tatianus. Diatessaron // Welles C. B. The excavations at Dura-Europos: final report 5, pt. 1. New Haven, 1959.
Zahnhuber J. Theology as Science in Nineteenth-Century Germany.
From F. C. Baur to Ernst Troeltsch. Oxford, 2013.

Данные об авторе

Михайлов Петр Борисович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: доцент кафедры систематического богословия и патрологии Богословского факультета ПСТГУ, научный сотрудник сектора философии религии ИФ РАН, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: locuspetri@rambler.ru.