/

Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей

Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии


Хондзинский П. В. Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 11-27.

DOI: 10.15382/sturI201770.11-27

Аннотация

Выявление генезиса персоналистических идей в русском богословии приводит к киевской школе как отправной точке процесса. Именно в Киевской духовной академии ранее, чем в других духовных школах, уделялось самое серьезное внимание изучению философии и психологии Нового времени. Именно в лекциях ее ректора свт. Иннокентия Херсонского в русле полемики с Кантом появились начальные интенции интересующего нас направления. Выпускник Киевской академии, профессор В. Н. Карпов стал родоначальником петербургской психологической школы, чей представитель, будущий епископ Михаил (Грибановский), предложил и первую персоналистическую концепцию, подразумевающую в человеке «двуначалие» личности и природы. Немного позже, усвоив предложенную свт. Иннокентием постановку вопроса и, очевидно, независимо от епископа Михаила, к аналогичным выводам пришел и представитель казанской школы — В. И. Несмелов, у которого мы находим оригинальное переосмысление терминов личность, я, самосознание. При этом с неизбежностью встает вопрос, как эти порожденные во многом новой философией и психологией концепции соотносятся с традиционными христианскими представлениями о человеке? Именно для ответа на него представляется важным сопоставить их с учением святителя Феофана Затворника. В статье показывается, что именно он, также будучи выпускником Киевской академии и так или иначе восприняв заданный в ее стенах философский посыл, сумел сохранить равновесие между традицией и антропологическими открытиями современности.

Ключевые слова

антропология, психология, персонализм, личность, русское богословие, святитель Феофан Затворник, святитель Иннокентий Херсонский, В. И. Несмелов, епископ Михаил (Грибановский)

Список литературы

Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976.
Егоров Г., прот. Проблема дихотомии–трихотомии человеческой природы и парадокс личности в антропологии святителя Феофана // Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции, посвященной 200-летию свт. Феофана Затворника. СПб., 2015. С. 17–22.
Иннокентий (Борисов), архиеп. Сочинения: В 6 т. СПб., 1908.
Прп. Иоанн Дамаскин. Источник знания. М., 2002.
Михаил (Грибановский), еп. Сочинения. Письма. Жизнеописание. М., 2011.
Несмелов В. И. Наука о человеке: В 2 т. Казань, 1994.
Никулина Е. Н. Понятие личности в антропологии святителя Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2. С. 165–176.
Свт. Феофан Затворник. Душа и Ангел — не тело, а дух. М., 2014.
Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского вероучения. М., 2010.
Свт. Феофан Затворник. О различных предметах веры и жизни. М., 2007.
Свт. Феофан Затворник. Собрание писем: В 2 т. М., 2000.
Свт. Феофан Затворник. Толкование Послания апостола Павла к Ефесянам. М., 2004.
Свт. Феофан Затворник. Толкование Послания апостола Павла к Римлянам (Гл. I–VIII). М., 2006.
Шеховцова Л. Ф. Проблема личности в трудах свт. Феофана Затворника и Вл. Лосского // Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию свт. Феофана Затворника. СПб., 2015. С. 35–39.
Schubert G. H. v. Die Geschichte der Seele: In 2 Bd. Stuttgart und Tübingen, 1850.

Данные об авторе

Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей


Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: декан Богословского факультета ПСТГУ 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: paulum@mail.ru.