/

Варфоломеев Максим Иванович

Особенности литургических диалогов перед анафорой и Причащением в тексте литургико-канонического памятника "Завещание Господа нашего Иисуса Христа"


Варфоломеев М. И. Особенности литургических диалогов перед анафорой и Причащением в тексте литургико-канонического памятника "Завещание Господа нашего Иисуса Христа" // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 4 (66). С. 9-23.

DOI: 10.15382/sturI201666.9-23

Аннотация

В статье анализируются некоторые особенности литургических диалогов перед анафорой и Причащением в тексте «Завещания Господа нашего Иисуса Христа». Главная особенность диалога перед анафорой — наличие возгласа «Священия во святых», который может соответствовать выражению cγιασμοL tν τοTς cγίοις оригинального греческого текста. Показано, что этот возглас, напоминающий возглас «Святая святым», упоминаемый в описаниях восточных Литургий начиная с IV в., является аллюзией на трисвятую песнь текста Ис 6. 3 (Sanctus). Высказывается предположение, что он был перенесен из литургического диалога перед Причащением, где возгласа «Святая святым» нет. Основанием для такого переноса мог послужить тот факт, что редактор знал тексты анафор, в состав вступительного диалога которых входили предостережения против недостойного участия в Евхаристии, т. е. они обладали тем же смысловым значением, что и возглас «Святая святым». Показано, что такие предостережения могли появляться в составе вступительных диалогов в период I–III вв. в процессе формирования раннехристианских анафор из набора отдельных евхаристических молитв. Редактор памятника, добавив такое предостережение в состав вступительного диалога, трансформировал его в аллюзию на Sanctus. Обсуждаются мотивы, которыми он при этом мог руководствоваться. Автор выдвигает версию причины отсутствия Sanctus в тексте самой анафоры. Диалог перед Причащением текста «Завещания», кроме опущения в нем возгласа «Святая святым», примечателен также тем, что он, возможно, восходит к тексту Дидахи 10. 6 или его прототипа.

Ключевые слова

литургико-канонический памятник, Завещание Господа нашего Иисуса Христа, Testamentum Domini, Евхаристия, литургический диалог, анафора, Sanctus.

Список литературы

1. Bouyer L. Eucharist: Theology and Spirituality of the Eucharistic Prayer, London, 1968.
2. Bradshaw P. F., Johnson M. E., Phillips L. E. The Apostolic Tradition: A Commentary, Minneapolis (MN), 2002.
3. Bradshaw P. F. Eucharistic Origins, Eugene (OR), 2012.
4. Bradshaw P. F., Johnson M. E. The Eucharistic Liturgies: Their Evolution and Interpretation, London, 2012.
5. Cuming G. J. 1975 “Service-Endings in the Epistles”, in New Testament Studies, 1975, vol. 22, pp. 110–113.
6. Giraudo C. La struttura letteraria della preghiera eucaristica, Roma, 1989.
7. Hänggi A., Pahl I. Prex Eucharistica, Freiburg, 1998.
8. Lietzmann H. Messe und Herrenmahl: Eine Studie zur Geschichte der Liturgie, Berlin, 1955.
9. Ligier L. 1981 “L’anaphore de la Tradition apostolique dans le Testamentum Domini”, in Spinks B. D. (ed.) The Sacrifice of Praise, Roma, 1981, pp. 91–106.
10. Macomber W. F. 1975–1976 “An Anaphora Prayer Composed by Theodore of Mopsuestia”, in Parole de l’Orient, 1975–1976, vol. 6–7, pp. 341–347.
11. Mateos J. La célébration de la Parole dans la liturgie bizantine: Étude historique, Roma, 1971.
12. Mazza E. The Origins of the Eucharistic Prayer, Collegeville (MN), 1995.
13. Payne Smith R. Thesaurus Syriacus, Oxford, 1901, vol. 2.
14. Robinson J. A. 1953 “Traces of a Liturgical Sequence in 1 Cor. 16 20–24”, in Journal of Theological Studies, 1953, vol. 4, pp. 38–41.
15. Spinks B. The Sanctus in the Eucharistic Prayer, Cambridge, 1991.
16. Taft R. F. The Precommunion Rites, Roma, 2000.
17. Troupeau G. 2007 “Une version arabe de l’anaphore du «Testamentum Domini»”, in Chartouni C. (ed.) Christianisme oriental: Kérygme et histoire: Mélanges offerts au père Michel Hayek, Paris, 2007, pp. 247–256.
18. White G. 2002 “The Imagery of Angelic Praise and Heavenly Topography in the Testament of Our Lord”, in Ecclesia Orans, 2002, vol. 19, pp. 315–332.
19. Winkler G. Das Sanctus. Über den Ursprung und die Anfänge des Sanctus und sein Fortwirken, Rom, 2002.
20. Winkler G. 2009 “Über das christliche Erbe Henochs und einige Probleme des Testamentum Domini“, in Oriens Christianus, 2009, vol. 93, pp. 201–247.
21. Воронов Л., прот. Литургия по «Testamentum Domini nostri Jesu Christi» (1, 23) // Богословские труды. 1971. Т. 6. С. 207–219.
22. Желтов М., диак., Ткаченко А. А. и др. Евхаристия // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С. 533–615.
23. Ткаченко А. А. Завет [Завещание] Господа нашего Иисуса Христа // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 19. С. 457–461.

Данные об авторе

Варфоломеев Максим Иванович


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1; препод. кафедры практического богословия богословского факультета;
Электронный адрес: email: warfolomeew@gmail.com.