Настоящая статья направлена на определение эвристической ценности моделей эволюционной роли религии, разрабатываемых в когнитивном религиоведении и эволюционной психологии религии. В качестве таковых используются две основные модели, рассматривающие религию в терминах адаптации и побочного продукта, или антрвольта, соответственно. Согласно первой из них, отличающей эволюционную психологию религии, религиозные верования и паттерны поведения выполняют полезную адаптивную функцию, играя, в том числе, одну из ключевых ролей в формировании просоциального поведения человека. Вторая модель, характерная для когнитивного религиоведения, предполагает, что религия — это побочный и в целом бесполезный или даже маладаптивный с биологической точки зрения продукт ряда когнитивных систем, возникших для выполнения других когнитивных функций. Автор статьи показывает, что обе модели сталкиваются с определенными специфическими и общими теоретикометодологическими трудностями. Адаптационистские концепции тяготеют к культурному универсализму и биологизму и редуцируют религию к ее бихевиоральной составляющей. Антрвольтистский подход в настоящий момент не в состоянии показать наличие онтогенетических отношений между различными когнитивными модулями и их предполагаемыми религиозными побочными продуктами, а также не вполне объясняет историческую и кросс-культурную устойчивость затратных в когнитивном плане, но бессмысленных с точки зрения адаптации религиозных верований и практик. Наконец, обе модели рассматривают религию как одномерный феномен, отличаются склонностью к неоправданной генерализации и не учитывают отсутствия четкой каузальной связи между современным функциональным репертуаром и изначальной адаптивной ценностью религиозных феноменов.
религия, эволюция, адаптация, побочный продукт, когнитивное религиоведение, эволюционная психология религии, просоциальность, теория затратной сигнализации, эпидемиология репрезентаций, интуитивная онтология.
1. Марков А. В. Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или «вирус мозга»? // Историческая психология и социология истории. 2009. Т. 2/1. С. 45–56.
2. Михельсон О. Подходы к изучению религии в современной эволюционной психологии // Государство, религия и Церковь в России и за рубежом. 2013. Т. 3/31. С. 63–76.
3. Alcorta C. S., Sosis R. 2005 “Ritual, Emotion, and Sacred Symbols: The Evolution of Religion as an Adaptive Complex”, in Human Nature, 2005, vol. 16/4, pp. 323–359.
4. Atran S. In Gods We Trust: The Evolutionary Landscape of Religion, Oxford, 2002.
5.
Banerjee K., Haque O. S., Spelke E. S. 2013 “Melting Lizards and Crying
Mailboxes: Children’s Preferential Recall of Minimally Counterintuitive
Concepts”, in Cognitive Science, 2013, vol. 37/7, pp. 1251–1289.
6. Barrett J. L. 2011 “Cognitive Science of Religion: Looking Back, Looking Forward”, in Journal for the Scientific Study of Religion, 2011, vol. 50/2, pp. 229–239.
7. Barrett J. L. 2000 “Exploring the Natural Foundations of Religion’, in Trends in Cognitive Science, 2000, vol. 4/1, pp. 29–34.
8.
Barrett J. L. 2004 “The Naturalness of Religious Concepts: An Emerging
Cognitive Science of Religion’, in Antes P., Geertz A. W., Warne R. R.
(eds.) New Approaches to the Study of Religion, vol. 2: Textual, Comparative, Sociological, and Cognitive Approaches, Berlin, 2004, pp. 401–408.
9. Barrett J. L. 2008 “Why Santa Claus is Not a God”, in Journal of Cognition and Culture, 2008, vol. 8, pp. 149–161.
10. Barrett J. L. Why Would Anyone Believe in God?, Lanham, 2004.
11.
Barrett J. L., Nyhof M. A. 2001 “Spreading Non-natural Concepts: The
Role of Intuitive Conceptual Structures in Memory and Transmission of
Cultural Materials”, in Journal of Cognition and Culture, 2001, vol. 1/1, pp. 69–100.
12. Bartlett F.C. Remembering: A Study in Experimental and Social Psychology, Cambridge, 1995.
13.
Boyer P. 1994 “Cognitive Constraints on Cultural Representations:
Natural Ontologies and Religious Ideas”, in Hirschfeld L. A., Gelman S.
A. (eds.) Mapping the Mind: Domain Specificity in Cognition and Culture, Cambridge, 1994, pp. 391–411.
14. Boyer P. The Naturalness of Religious Ideas: A Cognitive Theory of Religion, Berkeley, 1994.
15. Boyer P. Religion Explained: The Evolutionary Origins of Religious Thought, New York, 2001.
16. Boyer P. 1996 “What Makes Anthropomorphism Natural: Intuitive Ontology and Cultural Representations”, in Journal of the Royal Anthropological Institute, 1996, vol. 2/1, pp. 83–97.
17. Boyer P., Bergstrom B. 2008 “Evolutionary Perspective on Religion”, in Annual Review of Anthropology, 2008, vol. 37, pp. 111–130.
18.
Boyer P., Ramble C. 2001 “Cognitive Templates for Religious Concepts:
Cross-Cultural Evidence for Recall of Counter-Intuitive
Representations”, in Cognitive Science, 2001, vol. 25, pp. 535–564.
19. Bulbulia J. 2004 “The Cognitive and Evolutionary Psychology of Religion”, in Biology and Philosophy, 2004, vol. 19, pp. 655–686.
20.
Bulbulia J., Shaver J., Greaves L., Sosis R., Sibley C. G. 2015
“Religion and Parental Cooperation: An Empirical Test of Slone’s Sexual
Signaling Model”, in Slone D. J., Van Slyke J. A. (eds.) The Attraction of Religion: A New Evolutionary Psychology of Religion, London, 2015, pp. 11–27.
21.
Chiao J. Y., Immordino-Yang M. H. 2013 “Modularity and the Cultural
Mind: Contributions of Cultural Neuroscience to Cognitive Theory”, in Perspectives on Psychological Science, 2013, vol. 8/1, pp. 56–61.
22. d’Aquili E. G., Newberg A. B. The Mystical Mind: Probing the Biology of Religious Experience, Minneapolis, 1999.
23. Ferretti F., Adornetti I. 2014 “Biology, Culture and Coevolution: Religion and Language as Case Studies”, in Journal of Cognition and Culture, 2014, vol. 14, pp. 305–330.
24. Fodor J. The Modularity of Mind, Cambridge, 1983.
25. Galen L. W. 2014 “Beyond “Prosocial””, in Journal for the Cognitive Science of Religion, 2014, vol. 2/1, pp. 17–22.
26. Gervais W. M., Henrich J. 2010 “The Zeus Problem: Why Representational Content Biases Cannot Explain Faith in Gods”, in Journal of Cognition and Culture, 2010, vol. 10, pp. 383–389.
27.
Gould S. J., Lewontin R. C. 1979 “The Spandrels of San Marco and the
Panglossian Paradigm: A Critique of the Adaptationist Programme”, in Proceedings of the Royal Society of London, 1979, vol. 205/1161, pp. 581–598.
28. Gould S. J., Vrba E. S. 1982 “Exaptation — a Missing Term in the Science of Form”, in Paleobiology, 1982, vol. 8/1, pp. 4–15.
29. Guthrie S. E. Faces in the Clouds: A New Theory of Religion, New York, 1993.
30. Haidt J. The Righteous Mind: Why People are Divided by Politics and Religion, New York, 2012.
31. Hirschfeld L. A., Gelman S. A. “Toward a Topography of Mind: An Introduction to Domain Specificity”, in Mapping the Mind: Domain Specificity in Cognition and Culture, pp. 3–35.
32. Hunn E. 1976 “Toward a Perceptual Model of Folk Biological Classification”, in American Ethnologist, 1976, vol. 3/3, pp. 508–524.
33. Irons W. 2001 “Religion as Hard-to-Fake Sign of Commitment”, in Nesse R. M. (ed.) Evolution and the Capacity for Commitment, New York, 2001, pp. 292–309.
34. Keil F. C. Semantic and Conceptual Development: An Ontological Perspective, Cambridge, 1979.
35. Lawson E. T. 2001 “Psychological Perspectives on Agency”, in Andresen J. (ed.) Religion in Mind: Cognitive Perspectives on Religious Belief, Ritual, and Experience, Cambridge, 2001, pp. 141–172.
36. Mahoney A. “The Evolutionary Psychology of Theology”, in The Attraction of Religion: A New Evolutionary Psychology of Religion, pp. 189–210.
37. Martin L. H., Wiebe D. 2014 “Pro- and Assortative-Sociality in the Formation and Maintenance of Religious Groups”, in Journal for the Cognitive Science of Religion, 2014, vol. 2/1, pp. 5–16.
38. Martinez M., Lienard P. “The Dividents of Discounting Pain: Self-Inflicted Pain as a Reputational Commodity”, in The Attraction of Religion: A New Evolutionary Psychology of Religion, pp. 133–158.
39. McCauley R. N. Why Religion is Natural and Science is Not, Oxford, 2011.
40. McKay R., Whitehouse H. 2015 “Religion and Morality”, in Psychological Bulletin, 2015, vol. 141/2, pp. 447–473.
41. Norenzayan A. Big Gods: How Religion Transformed Cooperation and Conflict, Princeton, 2013.
42.
Norenzayan A., Atran S., Faulkner J., Schaller M. 2006 “Memory and
Mystery: The Cultural Selection of Minimally Counterintuitive
Narratives”, in Cognitive Science, 2006, vol. 30, pp. 531–553.
43. Norenzayan A., Shariff A. F. 2008 “The Origin and Evolution of Religious Prosociality”, in Science, 2008, vol. 322/5898, p. 58–62.
44.
Palmer C. T., Begley R. O. “Costly Signaling Theory, Sexual Selection,
and the Influence of Ancestors on Religious Behavior”, in The Attraction of Religion: A New Evolutionary Psychology of Religion, pp. 93–109.
45. Persinger M. A. Neuropsychological Basis of God Beliefs, New York, 1987.
46.
Porubanova-Norquist M., Shaw D. J., Xygalatas D. 2013
“Minimal-Counterintuitiveness Revisited: Effects of Cultural and
Ontological Violations on Concept Memorability”, in Journal for the Cognitive Science of Religion, 2013, vol. 1/2, pp. 181–192.
47. Powell R., Clarke S. 2012 “Religion as an Evolutionary Byproduct: A Critique of the Standard Model”, in British Journal for the Philosophy of Science, 2012, vol. 63/3, pp. 457–486.
48. Prinz J. J. 2006 “Is the Mind Really Modular?”, in Stainton R. J. (ed.) Contemporary Debates in Cognitive Science, Malden, Oxford, 2006, pp. 22–36.
49.
Schloss J. 2009 “Introduction: Evolutionary Theories of Religion.
Science Unfettered or Naturalism Run Wild?”, in Schloss J., Murray M. J.
(eds.) The Believing Primate: Scientific, Philosophical, and Theological Reflections on the Origin of Religion, Oxford, 2009, pp. 1–25.
50.
Sela Y., Shackelford T. K., Liddle J. R. “When Religion Makes It Worse:
Religiously Motivated Violence as a Sexual Selection Weapon”, in The Attraction of Religion: A New Evolutionary Psychology of Religion, pp. 111–131.
51. Slone D. J. Theological Incorrectness: Why Religious People Believe What They Shouldn’t, Oxford, 2004.
52. Slone D. J., Van Slyke J. A. “Introduction: Connecting Religion, Sex, and Evolution”, in The Attraction of Religion: A New Evolutionary Psychology of Religion, pp. 1–9.
53. Sosis R., Alcorta C. 2003 “Signaling, Solidarity, and the Sacred: The Evolution of Religious Behavior”, in Evolutionary Anthropology, 2003, vol. 12, pp. 264–274.
54. Sperber D. Explaining Culture: A Naturalistic Approach, Oxford, 1996.
55.
Upal M. A., Gonce L. O., Tweney R. D., Slone D. J. 2007
“Contextualizing Counterintuitiveness: How Context Affects Comprehension
and Memorability of Counterintuitive Concepts”, in Cognitive Science, 2007, vol. 31, pp. 415–439.
56. Weeden J. “Losing My Religion: An Analysis of the Decline in Religious Attendance from Childhood to Adulthood”, in The Attraction of Religion: A New Evolutionary Psychology of Religion, pp. 73–91.
57. Zahavi A., Zahavi A. The Handicap Principle: A Missing Piece of Darwin’s Puzzle, Oxford, 1997.
Малевич Татьяна Владимировна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: науч. сотр. сектора философии религии ИФ РАН, науч. сотр. Научного центра психологии религии ПСТГУ;
Электронный адрес: email: t.v.malevich@gmail.com.
Текст подготовлен в рамках проекта «Религия, наука, общество: серия лекций и семинаров», осуществляемого Общецерковной аспирантурой и докторантурой РПЦ при поддержке Фонда Джона Темплтон