/

Михайлов Петр Борисович

Отечество земное или небесное? К проблеме локализации Предания


Михайлов П. Б. Отечество земное или небесное? К проблеме локализации Предания // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 3 (65). С. 9-24.

DOI: 10.15382/sturI201665.9-24

Аннотация

В настоящей статье предпринимается попытка различить временное и вечное в христианском Предании. В качестве постановки проблемы приводится мнение о богословии Синодального периода Русской Православной Церкви как наиболее полной и состоятельной репрезентации вселенского Предания христианства. Согласно такой позиции Предание измеряется степенью близости к нашему церковному настоящему: языковому, культурному, историческому и иерархическому. В качестве встреченного довода к этому мнению предлагается еще более близкий к нам, по крайней мере в историческом отношении, опыт восприятия и продолжения Предания. Богатая богословская рефлексия Серебряного века и русского Зарубежья предоставляет щедрый материал для уточнения внутренней структуры Предания. Ключевые концепции (софиология) и методологические программы (неопатристический синтез) дают основание говорить о динамике Предания («Предание в становлении»), его универсальном (история) и вертикальном (пневматология) измерениях как версиях прочтения самой природы церковной традиции, или Предания. Попутно затрагивается проблема понимания программы неопатристического синтеза, предложенной прот. Георгием Флоровским. Она состоит из трех основных принципов (историзм, эллинизм, экзистенциализм, т. е. жизнь во Христе), и второй принцип, вызывающий наибольшие разногласия, получает уточнения благодаря привлечению неизданных архивных данных. Обзор ключевых концепций Предания в католическом богословии и философии XIX–XX веков (И. А. Мёлер, М. Блондель, И. Конгар) обогащает результаты структурного анализа феномена Предания, полученные в первой части, и обнаруживает в нем все те же универсальное и вертикальное измерения, а также разнообразные локальные проекции.

Ключевые слова

Предание, традиция, Синодальный период, русское зарубежье, экклезиология, пневматология, о. П. Флоренский, прот. С. Булгаков, прот. Г. Флоровский, В. Н. Лосский, И. А. Мёлер, М. Блондель, И. Конгар.

Список литературы

1. Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. М.: «Прогресс» — «Культура», 1993.
2. Иларион (Алфеев), игум. Святоотеческое наследие и современность // Он же. Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Богословская конференция РПЦ. Москва, 7–9 февраля 2000 г.: Материалы. М.: Синодальная богословская комиссия, 2000. С. 76–107.
3. Лакруа Ж. Морис Блондель, его жизнь и творчество // Он же. Избранное: Персонализм. М.: РОССПЭН, 2004. С. 536–577.
4. Лосский В. Н. Спор о Софии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.
5. Лосский В. Н. Предание и предания // Лосский В. Н. Богословие и Боговидение. М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 2000. С. 513–544.
6. Флоровский Г. В. Догмат и история. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1998.
7. Он же. Соборность Церкви // Флоровский Г.В. Христианство и цивилизация. Избранные труды по богословию и философии. СПб.: Изд-во РХГА, 2005. С. 525–542.
8. Хондзинский П., прот. Русское богословие: история и перспективы. URL: http://pstgu.ru/news/life/new3/2015/11/19/62162/ (дата обращения 5.04.2016).
9. Черняев А. В. Г. В. Флоровский как философ и историк русской мысли. М.: ИФ РАН, 2010.
10. Blondel M. Carnets intimes, Paris, 1966.
11. Blondel M. Les Premiers écrits de M. Blondel, Paris, 1956.
12. Boeglin J.-G. La question de la Tradition dans la théologie catholique contemporaine, Paris, 1998.
13. Congar Y. La Tradition et les traditions, Paris, 1960, vol. 1; Paris, 1963, vol. 2.
14. Congar Y. La Tradition et la vie de l’Église, Paris, 1963.
15. Florovsky G. 1969 “Patristics and Modern Theology”, in Diakonia. A Quarterly Devoted to Advancing Orthodox-Catholic Dialogue, 1969, vol. 4/3, pp. 227–232.
16. Gavrilyuk P. L. Georges Florovsky and the Russian Religious Renaissance, Oxford, 2013.
17. Möhler J. A. Die Einheit in der Kirche, oder Das Princip des Katholicismus, dargestellt im Geiste der Kirchenväter der drei ersten Jahrhunderte, Tübingen, 1825.
18. Möhler J. A. Symbolik, oder Darstellung der dogmatischen Gegensätze der Katholiken und Protestanten nach ihren öffentlichen Bekenntnisschriften, Mainz, 1834.
19. Plested M. Orthodox Readings of Aquinas, Oxford, 2012.

Данные об авторе

Михайлов Петр Борисович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1; доцент. кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета; науч. сотр. сектора философии религии ИФ РАН;
Электронный адрес: locuspetri@rambler.ru.