В статье анализируются основные тенденции в эволюции протестантизма с учетом многообразия его течений: индивидуализация личного религиозного опыта, высокая интенсивность религиозной жизни, актуальная включенность в жизнь сообщества верующих, усиление мистической ориентированности культовой практики. Определяются факторы увеличения прозелитического потенциала протестантизма. Уточняется понятие религиозной коммуникации как двусторонней связи между человеком и Богом на примере молитвенных практик российских пятидесятников в общинах классических и новых пятидесятников Урала, Тюменской области и ХМАО-Югры. Определяются основные векторы религиозной коммуникации. Устанавливается соотношение молитв, чтения Биб лии и прославления. Выделяется специфика пятидесятнических молитв, с учетом наличия апеллятивной (молитвы об исцелении и благословения) и экспликативной (молитва на языках, глоссолалия) частей. Производится классификация молитвенных практик по формам (индивидуальные и коллективные) и видам (общие/абстрактные или целевые). Особо анализируется специфика и соотношение индивидуальной и коллективной молитв. Специально уделяется внимание глоссолалии как специфической черте пятидесятнического движения, как классической, так и харизматической разновидности. Исследуется частотность произнесения молитв разной целевой направленности. Определяются основные формулы для молитв благословений и благодарности. Выделяется специфический характер молитвы об исцелении в пятидесятнической среде. Рассматривается роль мистического обращения к Богу как единственно возможной эмоции для данного вида коммуникации, дающей возможность личного общения с сакральным. Отмечается, что участие в молитвенных практиках осуществляет адаптирующую функцию, реализуя потребность верующего в осуществлении религиозного опыта в рамках сообщества верующих, и компенсаторную, ликвидируя состояние психологического дискомфорта.
эволюция религии, современный протестантизм, пятидесятники, харизматические церкви, молитва, классификация молитв, религиозная коммуникация, глоссолалия.
1. Андреева Л. Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий, или Измененные формы сознания (URL: http://www.religare.ru/2_19172.html (дата обращения: 12. 09. 2015)).
2. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии: Автореф. дис. д-ра филол. наук. Волгоградский государственный педагогический университет, 2007.
3. Бобырева Е. В. Сферы функционирования и особенности религиозного дискурса // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5. С. 296–298.
4. Воронаев И. Е. О молитве // Евангелист. 1928. № 3–4. С. 3–8.
5. Гаврилов О. Ф., Гаврилов Е. О. Особенности религиозной коммуникации в современной России // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1–2 (61). С. 198–202.
6. Дьячкова Н. А. Религиозный и светский дискурс: Проблемы коммуникации // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328). С. 34–36.
7. Еленский В. Христианство в XX веке: Уроки выживания (URL: http://www.chestisvet.ru/index.php4?id=25&otv=230 (дата обращения: 12. 09. 2015)).
8. Ермакова Е. Исцеление в среде христиан веры евангельской // Этнографическое обозрение. 2011. № 3. С. 31–39.
9. Желновакова М. Ф. Система внешних религиозных коммуникаций в России // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 406.
10. Ickovich T. V. 2014 “Raznojazychie v sfere religioznoj kommunikacii”
(Different Languages in Sphere of Religious Communication), in Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki, 2014, vol. 16, pp. 185–188.
11. Kljueva V. P., Poplavskij R. O., Bobrov I. V. Pjatidesjatniki v Jugre (na primere obshhin RO CHVE HMAO) (Pentecostarians in Jugra (on Example of RO CHVE HMAO Communities)), Saint-Petersburg, 2013.
12. Lunkin R. 2009 “Protestantizm i globalizacija na prostorah Evrazii” (Protestantism and Globalization in Eurasian Space), in Religija i globalizacija na prostorah Evrazii, Moscow, 2009, pp. 91–125.
13. Mitrohin L. N. Baptisty v sovetskom obshhestve (Baptists in Soviet Society), in http://gn.h1.ru/lib/germ/lm.html (Date: 12.09.2015)).
14. Rjazanova S. V., Mihaleva A. V. Fenomen zhenskoj religioznosti v postsovetskom prostranstve (regional'nyj srez) (Phenomenon of Women Religiosity in Post-Soviet Space (Regional Cut)), Perm, 2011.
15.
Fedorova M. V. 2014 “Religioznaja kommunikacija: sushhnost' i specifika
sovremennogo sostojanija” (Religious Communication: Essence and
Specifics of Modern State), in Science Time, 2014, vol. 4/4, pp. 230–240.
16. Fallding H. 1978 “Mainline Protestantism in Canada and The United States of America: An Overview”, in The Canadian Journal of Sociology, 1978, vol. 3/2, pp. 141–160.
17. Gross T. 2003 “Protestantism and Modernity: The Implications of Religious Change in Contemporary Rural Oaxaca”, in Sociology of Religion, 2003, vol. 64/4, pp. 479–498.
18. Leach W. H. 1922 “The Weakness of Protestantism in American Cities”, in The Journal of Religion, 1922, vol 2/6, pp. 616–623.
19. McNeill J. Th. 1926 “The Interpretation of Protestantism during the Past-Quarter Century”, in The Journal of Religion, 1926, vol. 6/5, pp. 504–525.
20. Means R. L. 1966 “Protestantism and American Sociology: Problems of Analysis”, in Sociological Analysis, 1966, vol. 27/3, pp. 128–137.