/

Нофал Фарис Османович

Эклектическое крыло мутазилитского калама: Ах мад б. ал-Хаʼити его авраамическо-неоплатонический «синтез»


Нофал Ф. О. Эклектическое крыло мутазилитского калама: Ах мад б. ал-Хаʼити его авраамическо-неоплатонический «синтез» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 1 (63). С. 69-78.

DOI: 10.15382/sturI201663.69-78

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию генезиса и эволюции взглядов средневекового промутазилитского мыслителя-эклектика Ах̣мада б. ал-Х̣а̄ʼит̣а (ум. ок. 847). Будучи уникальной фигурой для своего времени, Ибн ал-Х̣а̄ʼит̣ сыграл в становлении классической арабо-мусульманской философии значительную роль, которую, к сожалению, и по сей день обходят своим вниманием специалисты-медиевисты: так, впервые в истории интеллектуальной мысли средневекового Ближнего Востока выходец из мутазилитской школы предпринял попытку выхода от строгого теологизма калама к традиции, впоследствии оформившейся в построениях фалсафы. Отдельной заслугой Ах̣мада стало обоснование реинкарнационной теории в рамках исламского богословского поля, изначально построенного на постулатах о единичности и конечности всякой земной человеческой жизни. Одновременно с этим мыслитель привлек для решения проблемы связи трансцендентного и имманентного миров ариано-евномианскую доктрину, позволившую ему развить собственные христологию и онтологию в неоплатонической парадигматике. Тем самым ученик великого басрийца ан-Наз̣з̣а̄ма предвосхитил великий синтез калама иарабоязычного перипатетизма, реализованный в полной мере поздними ашаритами —ал-Г̣аза̄лӣ (ум. 505/1111), Фах̱руддӣном ар-Ра̄зӣ (ум. 606/1210) и ʻУд̣уд ад-Дӣном ал-Ӣджӣ (ум. 756/1355). Однако элементы учения Ах̣мада б. ал-Х̣а̄ʼит̄а не обладают ни логической завершенностью, ни последовательностью, чем и обусловлен эклектический характер их «суммы»: так, мутакаллим обошел вниманием такие важные для исламского религиозного сознания вопросы, как связь окончательного постреинкарнационного искупления грехов и божественного Суда, смысл земного служения ал-Масӣх̣а и дихотомию всемо-гущества Всевышнего и власти отличного от Него Слова.

Ключевые слова

ислам, неоплатонизм, арабоязычный перипатетизм, Ах̣мад б. ал-Х̣а̄ʼит̣, ан-Наз̣з̣а̄м, реинкарнация, калам, мутазилизм, арианство, классическая арабо-мусульманская философия

Список литературы

1. ʻАбд ал-Джабба̄р, ал-к̣а̄д̣ӣ. Шарх̣ ал-ус̣ӯл ал-х̱амса. Каир, 1996.
2. Афло̄т̣ӣн ʻинд ал-ʻараб. Каир, 1955.
3. Ал-ʻАск̣ала̄нӣ, Ибн Х̣аджар. Лиса̄н ал-мӣза̄н. Бейрут, 2002.
4. Ал-ʼАшʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-исла̄миййӣн ва их̱тила̄ф ал-мус̣аллӣн. Каир, 2000.
5. Бадавӣ, ʻА. Мин та̄рӣх̱ ал-илх̣а̄д фӣ ал-исла̄м. Каир, 1993.
6. Ал-Баг̣да̄дӣ, ʻАбдулк̣а̄хир. Ал-Фарк̣ байн ал-фирак̣. Каир, 1988.
7. Ал-Бух̱а̄рӣ, Мух̣аммад. С̣ах̣ӣх̣. Бейрут, 1996.
8. Ал-Джа̄х̣из̣, ʻАмр. Кита̄б ал-х̣айава̄н. Каир, 1966.
9. Ибн ал-Мала̄хи̣ мӣ. Тух̣фат ал-мутакаллимӣн фӣ ар-радд ʻала̄ ал-фала̄сифа. Тегеран, 2008.
10. Ибн Т̣уфайл. Х̣айй б. Йак̣з̣а̄н. Доха, 2014.
11. Ибн Х̣азм. Ал-Фис̣ал фӣ ал-милал ва ал-ахва̄ʼ ва ан-них̣ал. Каир, 1321 г.х.
12. Ал-Киндӣ. Ар-Раса̄ʼил ал-фалсафиййа. Каир, 1955.
13. Ал-Кулайнӣ, Мух̣аммад. Ал-ʼУс̣ӯл мин ал-Ка̄фӣ. Бейрут, 2005.
14. Ал-Мак̣рӣзӣ, ʼАбӯ ал-ʻАбба̄с. Ал-Х̱ут̣ат̣. Каир, 1987.
15. Нофал Ф. Муʻаммар б. ʻАбба̄д ас-Суламӣ ва а̄ра̄ʼу-ху ал-кала̄миййа ал-фалсафиййа. Бейрут, 2015.
16. Ас-Самʻа̄нӣ, ʼАбӯ Саʻд. Ал-Анса̄б. Бейрут, 1988.
17. Aс̣-С̣афадӣ. Ал-Ва̄фӣ би-л-вафиййа̄т. Бейрут, 2000.
18. Ат̣-Т̣абара̄нӣ, ас-Сулайма̄н. Ал-Муʻджам ал-авсат̣. Эр-Рияд, 1985.
19. Ал-Х̱аййа̄т̣, ʻАбдуррах̣ӣм. Ал-Интис̣а̄р ва ар-радд ʻала̄ Ибн ар-Ра̄вандӣ ал-мулх̣ид. Каир, 1925.
20. Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Кита̄б ал-милал ва ан-них̣ал. Бейрут, 1992.
21. Ефремова Н. В. Ноология восточных перипатетиков // Средневековая арабская философия: проблемы и решения / Е. А. Фролова, изд. М., 1998.
22. Нофал Ф. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. М., 2015.
23. Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века: Из чтений в Православном Богословском институте в Париже. Париж, 1931.
24. Crown P. The Nativist Prophets of Early Islamic Iran: Rural Revolt and Local Zoroastrianism. Cambridge, 2014.
25. Guthrie W. К. С. Orpheus and Greek religion. N. Y., 1966.
26. Pellat Ch. Aḥmad b. Ḥābiṭ // The Encyclopaedia of Islam. Leiden, 1986. Vol. I. P. 272.

Данные об авторе

Нофал Фарис Османович