/

Курдыбайло Дмитрий Сергеевич

О символе и символизме в трактате Оригена «Против Кельса»


Курдыбайло Д. С. О символе и символизме в трактате Оригена «Против Кельса» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 1 (63). С. 53-68.

DOI: 10.15382/sturI201663.53-68

Аннотация

В статье проводится контекстный анализ значений слов σUμβολον и τUπος в трактате Оригена «Против Кельса». Выделены христианский, языческий и гностический типы символизма, репрезентируемые Оригеном и его оппонентом. Установлена специфика понимания символа для каждого из этих трех типов в пространстве онтологии и показаны пути ее проекции на экзегезу авторитетных для каждой традиции текстов. Христианский символизм Оригена реконструируется, исходя из ряда примеров толкования Библии, в результате чего делается различие между σUμβολον и τUπος, которые соотнесены «вертикальному» и «горизонтальному» типам отношений между референтом и денотатом. Языческий символизм складывается из традиционного поклонения языческим богам с помощью вещественных символов и теургических практик, где символизм основывается на учении о симпатии. Учение гностиков о спасении души, высвобождающейся из царства злого демиурга, обусловливает инструментальное понимание символа (извлекаемого, как правило, из произвольно толкуемого Св. Писания), выступающего «ключом», или «паролем», для выхода из этого мира. В завершение уточняются критерии отличия символа от аллегории в христианской экзегетике также на основе типов онтологического соотношения референта и денотата. В итоге формулируется обобщающая характеристика символизма Оригена в виде ряда черт, отличающих его как от внешних, современных ему учений, так и от смежных понятий в христианской мысли.

Ключевые слова

Ориген, Цельс (Кельс), символ, образ, типология, аллегория, тропология, экзегетика, герменевтика, Александрийская школа, патрология, библеистика, семиотика

Список литературы

1. Афонасин Е. В. Философия Климента Александрийского. Новосибирск, 1997.
2. Буторина М. И. Трактовка символа в раннехристианской мысли: Дис. … канд. филос. наук. СПбГУ, 2005.
3. Даниелу Ж. Богословие Слова // Богословский сборник. М., 2005. Вып. 13. С. 5–29.
4. Иванов Вяч. Вс. Очерки по предыстории и истории семиотики // Его же. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М., 1999. Т. 1. С. 605–811.
5. Кулиев О. И. Ориген против Гераклеона. Спор двух экзегетов // Универсум платоновской мысли: Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций: Материалы XXII международной конференции. СПб., 2015. С. 133–138.
6. Курдыбайло Д. С. Учение Плотина о симпатических связях в космологии «Эннеад» // Универсум платоновской мысли: Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций: Материалы XXII международной конференции. СПб., 2015. С. 117–123.
7. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 2000. Т. 8. Кн. 1.
8. Петров А. В. Феномен теургии. СПб., 2003.
9. Петров В. В. Мыслительный гимн и возводящая молитва у Дионисия Ареопагита и его предшественников-неоплатоников // Космос и душа. М., 2010. Вып. 2. С. 210–239.
10. Светлов Р. В. Гнозис и экзегетика. СПб., 1998.
11. Светлов Р. В. Ямвлих Халкидский. Метафизика. Комментарии // Ямвлих Халкидский. Комментарии на диалоги Платона. СПб., 2000. С. 5–32.
12. Серёгин А. В. Трактат Оригена «О началах» // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 2. С. 44–55.
13. Berkeley D. S. 1978 “Some Misapprehensions of Christian Typology in Recent Literary Scholarship”, in Studies in English Literature, 1500–1900, 1978, vol. 18/1, pp. 3–12.
14. Florovsky G. 1950 “Origen, Eusebius, and the Iconoclastic Controversy”, in Church History, 1950, vol. 19/2, pp. 77–96.
15. Liddell H. G., Scott R. (eds.) A Greek-English Lexicon, Oxford, 1996.
16. Mitchell M. M. 2005 “Patristic Rhetoric on Allegory: Origen and Eustathius Put 1 Samuel 28 on Trial”, in The Journal of Religion, 2005, vol. 85/3, pp. 414–445.
17. Quispel G. 1974 “Origen and Valentinian Gnosis”, in Vigilae Christianae, 1974, vol. 28/1, pp. 29–42.
18. Ramelli I. 2011 “The Philosophical Stance of Allegory in Stoicism and its Reception in Platonism, Pagan and Christian: Origen in Dialogue with the Stoics and Plato”, in International Journal of the Classical Tradition, 2011, vol. 18/3, pp. 335–371.

Данные об авторе

Курдыбайло Дмитрий Сергеевич