/

Ореханов Юрий Леонидович, протоиерей

«Patchwork-religiosität» «лоскутная религиозность»: особенности изучения явления в современном немецком контексте


Ореханов Ю. Л. «Patchwork-religiosität» «лоскутная религиозность»: особенности изучения явления в современном немецком контексте // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 94-112.

DOI: 10.15382/sturI201562.94-112

Аннотация

Статья посвящена актуальной в западном религиоведении теме — анализу феномена так называемой лоскутной религиозности (Patchwork-Religiosität) в современной молодежной среде. Автор полагает, что «лоскутная религиозность» является одной из существенных черт современной религиозной ситуации. Выявляются три основных аспекта анализа: субстанциальный, функциональный и дискурсивный. В первой части статьи рассматривается осмысление содержания феномена «лоскутной религиозности» в современном немецком богословии, социологии и психологии религии. Во второй части — различные подходы, в рамках которых этот феномен становится предметом анализа как социологический казус, как проблема церковных организаций, как вызов богословию. В итоге автор на материале немецких исследований показывает, что «лоскутная религиозность» становится одной из эффективных форм сопротивления очарованию того мира, в котором живет современный молодой европеец и в котором ему становится очень неуютно. В то же время этот феномен уже на протяжении 25 лет в Германии является реальным вызовом для традиционных церковных сообществ. Значительную роль в его изучении могут играть не только социологические, но и психологические подходы. В фокусе данной статьи находится рассмотрение некоторых религиозных тенденций в молодежной среде в контексте современного немецкого опыта. Можно констатировать, что актуальной научной темой сегодня становится одна из важнейших тенденций религиозной жизни современной молодежи — наличие процесса расцерковления и появления признаков религиозности особого рода, для которой определяющее значение имеет наличие собственного, уникального религиозного опыта, характеризующегося следующими тремя общими признаками1: а) субкультурный контекст, т. е. религиозное самоопределение в рамках определенной субкультуры; б) сингулярный разрыв, т. е. тотальный отход от традиционных представлений о религии вообще и о христианстве в частности и, как следствие, отвержение «веры отцов»; в) наконец, «Patchwork-идентичность», или «Patchwork-религиозность», — явление в религиозной жизни современной европейской молодежи, характеризующееся стремлением индивида самостоятельно выстраивать свою религиозную шкалу и формулировать нравственные принципы, причем материалом для такой работы могут служить совершенно разнородные теории и практики. Представляется, что хотя «лоскутная религиозность» как религиозный феномен известна и изучается в Европе уже приблизительно 40 лет, в отечественной историографии в качестве научной проблемы она представлена неполно. Подробному описанию этого феномена на материале немецких исследований посвящена настоящая статья.

Ключевые слова

религиозность, индивидуализация религиозного опыта, влияние традиции, функциональные аспекты религии

Список литературы

1. Aca C. 2010 “«Ich bin meine eigene Sekte». Volkskundliche Religionsforschung und Patchwork — Religiosität“, in Mohrmann R. (ed.) Alternative Spiritualität heute, Berlin, 2010, pp. 9–18.
2. Barz H. 1992 “«Wer glaubt denn heute noch an die sieben Gebaute?». Ergebnisse und Provokationen der empirischen Studie «Jugend und Religionen»“, in Arbeitsgemeinschaft der Evangelischen Jugend in der Bundesrepublik Deutchland. Studientexte, Stuttgart, 1992, vol. 2.
3. Barz H. Jugend und Religion, Opladen, 1992/1993.
4. Barz H. Was Jugendlichen heilig ist!? Prävention im Bereich Sinnfragen, Patchwork-Religion, Heilsversprechen, Okkultismus, Freiburg, 1998.
5. Beck U. Der eigene Gott. Von der Friedensfähigkeit und den Gewaltpotential der Religionen, Frankfurt am Main, 2008.
6. Bochinger C., Engelbrecht M., Gebhardt W. Die unsichtbare Religion in der sichbaren Religion — Formen spiritueller Orientierung in der religiösen Gegenwartskultur, Stuttgart, 2009.
7. Bucher R. 2005 “Entmonopolisierung und Machtverlust. Wie kam die Kirche in die Krise?“, in Bucher R. (ed.) Die Provokation der Krise. Zwölf Fragen und Antworten zur Lage der Kirche, Würzburg, 2005, pp. 11–29.
8. Först J. 2013 “Abschied von der «Patchwo rkreligiosität»?: von der pastoralen Kompetenz, moderne religiöse Orientierungen existentiell zu entschlüsseln und theologisch zu deuten“, in Bibel und Liturgie, 2013, vol. 86/2.
9. Först J. 2005 “Esoterik in der Basilika? Suchbewegungen im kirchlichen Binnenraum pastoraltheologisch betrachtet“, in Bibel und Liturgie, 2005, vol. 78/3, pp. 175–185.
10. Friedrich W. Graf. Missbrauchte Götter. Zum Menschenbilderstreit in der Moderne, München, 2009.
11. Friesl Ch., Polak R. 2002 “Theoretische Weichenstellungen“, in Polak R. (ed.) Megatrend Religion? Neue Religiosität in Europa, Ostfildern, 2002.
12. Gebhardt W. 2013 “Believing without Belonging? Religiöse Individualisierung und neue Formen religiöser Vergemeinschaftung“, in Kreutzer A., Gruber F. (ed.) Im Dialog. Systematische Theologie und Religionssoziologie, Freiburg, 2013.
13. Gensicke Th. 2006 “Jugend und Religiosität“, in Jugend 2006. Eine pragmatische Generation unter Druck, Frankfurt am Main, 2006, p. 209.
14. Großbölting Т. Der verlorene Himmel. Glaube in Deutschland seit 1945, Göttingen, 2013.
15. Hempelmann R. 2008 “Patchwork-Religiosität — ein Thema von bleibender Aktualität“, in Evangelische Zentralstelle für Weltanschauungsfragen, Stuttgart, 2008, vol. 71/4, p. 123.
16. Kögler I. 2014 “«Nun sag, wie hast du’s mit der Religion?». Am Beispiel jugendlicher Religiosität“, in Österreichisches Religionspädagogisches Forum, 2014, vol. 22, p. 12.
17. Kögler I. 2010 “Patchworkreligion, Theodiversität und eigener Gott: nicht nur eine kommunikative Herausforderung“, in Theologisch-praktische Quartalschrift, 2010, vol. 158/1, p. 11.
18. Kögler I. 2001 “Soundtrack des Lebens und Sehnsucht nach Erlösung“, in Kabus W. (ed.) Popularmusik und Kirche — kein Widerspruch, Frankfurt am Main, 2001, p. 143f.
19. Friesl Ch., Kromer I., Polak R. (eds.) Lieben-Leisten-Hoffen. Die Wertewelt junger Menschen in Österreich, Wien, 2008.
20. Luckmann T. 1979 “The Structural Conditions of Religious Consciousness in Modern Societies”, in Japanese Journal of Religious Studies, 1979, vol. 6, pp. 121–137.
21. Matthes J. 1992 “Auf der Suche nach dem «Religiösen». Reflexionen zu Theorie und Empirie religionssoziologischer Forschung“, in Sociologia Internationalis, 1992, vol. 30, pp. 129–142.
22. Polak R., Friesl Ch. Die Suche nach der religiösen Aura. Analysen zum Verhältnis von Jugend, Transzendenz und Religion, Wien, 1988.
23. Schenker D. 2009 “Religion: Jugendliche als Seismografen“, in Dermot O., Schenker D. Ansichten vom Göttlichen. 22 Jugendliche, Zürich, 2009, p. 193f.
24. Schimank U. Die Entscheidungsgesellschaft. Komplexität und Rationalität der Moderne, Wiesbaden, 2005.
25. Streib H. 2012 “Jugendtheologie als narrativer Diskurs“, in Schlag T., Sweitzer F. u. a. Jugendtheologie. Grundlagen — Beispiele — kritische Diskussion, Neukirchen-Vluyn, 2012, p. 163.
26. Streib H., Gennerich C. Jugend und Religion. Bestandsaufnahmen, Analysen und Fallstudien zur Religiosität Jugendlicher, Weinheim; München, 2011.
27. Thonak S. Religion in der Jugendforschung. Eine kritische Analyse der Shell Jugendstudien in religionspädagogischer Absicht, Leipzig, 2003.
28. Ореханов Г., прот. Секуляризация и постмодерн: религиозные процессы в молодежной среде в современной России и Европе и их социально-богословская рефлексия // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 101–118.

Данные об авторе

Ореханов Юрий Леонидович, протоиерей