/

Моисеева Евгения Владимировна

От греха к спасению. «Delectatio» в философии блаженного Августина


Моисеева Е. В. От греха к спасению. «Delectatio» в философии блаженного Августина // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 59-72.

DOI: 10.15382/sturI201561.59-72

Аннотация

Статья посвящена исследованию понятия «delectatio» и его развития в ранних трудах блаженного Августина. «Delectatio» — это внутренний «двигатель» воли, который дает ей силы превращать желания в действия. Настоящее исследование показывает, как понятие «delectatio» зарождается и развивается вместе с концептом воли, становясь ключевым моментом взаимодействия человеческой воли и божественной благодати в вопросе о спасении души. Развитие концепции исследуется на основании трех работ Августина: «О музыке», «О восьмидесяти трех различных вопросах» (вопросы 68–70), «О различных вопросах к Симплициану». Шестая книга «О музыке» выступает в качестве отправной точки, поскольку здесь мы впервые видим, как воля человека связана с «delectatio» и какую роль воля и удовольствие играют в спасении души, — пока без каких-либо отсылок к божественной благодати. В трактате же «К Симплициану» мы находим прочтение взаимодействия между волей и божественной благодатью, основанное на том, что «delectatio» — это внутренний источник движения воли; благодать, возвращая душе способность наслаждаться умозрительным мирой, воздействует на волю, освобождая, а не принуждая. Работа с указанными текстами позволяет понять, как Августин решает вопрос о сосуществовании благодати и свободной воли до начала пелагианских споров.

Ключевые слова

Августин Блаженный, удовольствие, воля, грех, спасение, благодать, привычка, Бог.

Список литературы

1. Babcock W. S. 1979 “Augustine’s interpretation of Romans (A.D. 394–396)”, in Augustinian Studies, 1979, vol. 10, pp. 55–74.
2. Bochet I. Saint Augustin et le désir de Dieu, Paris, 1982.
3. Bochet I. Firmament de l’Écriture, Paris, 2004.
4. Bourke V. J. Joy in Augustine’s Ethics. Villanova, 1978.
5. Chapman E. Saint Augustine’s Philosophy of Beauty, New York, 1939.
6. De Lubac H. Surnaturel. Etudes historiques, Paris, 2010.
7. Finaert G., Thonnard F.-J. 1947 “Introduction”, in Dialogues philosophiques IV. La musique. Bibliothèque Augustinienne, Paris, 1947, vol. 7.
8. Gilson E. Introduction à l’étude de saint Augustin, Paris, 1969.
9. Mayer C. 1998 “Delectatio (delectare)”, in Mayer C. (ed.) Augustinus Lexikon, Bâle, 1998, vol. 2, col. 267–285.
10. Prendiville J. G. 1972 “The Development of the Idea of Habit in the Thought of Saint Augustine”, in Traditio, 1972, vol. 28, pp. 29–99.
11. Solignac A. 1988 “Les excès de l’ intellectus fi dei dans la doctrine d’Augustin sur la grâce”, in Nouvelle Revue Théologique, 1988, vol. 110, pp. 825–849.
12. Torchia J. 1990 “Pondus meus amor meus. The Weight-Metaphor in St. Augustine Early Philosophy”, in Augustinian Studies, 1990, vol. 21, pp. 163–176.
13. Van Bavel T. J. 1993 “Fruitio, Delectatio and Voluptas”, in Augustinus, 1993, vol. 37, pp. 499–510.
14. Фокин А. P. Краткий очерк учения блаженного Августина о соотношении свободного человеческого действия и божественной благодати в спасении (по сочинениям 386–397 гг.) // Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах: богословие, экзегетика, этика / А. Р. Фокин, ред. М., 2005. C. 8–40.

Данные об авторе

Моисеева Евгения Владимировна