/

Фолиева Татьяна Александровна

Роль религиозности в развитии личности: несколько теоретических замечаний


Фолиева Т. А. Роль религиозности в развитии личности: несколько теоретических замечаний // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 89-100.

DOI: 10.15382/sturI201456.89-100

Аннотация

В статье приводятся несколько теоретических замечаний по проблеме «роли религиозности в развитии личности». Автор уточняет дисциплинарное поле исследования данной проблемы, дает рабочее определение понятий «развитие», «религиозность», «норма». При современной ситуации в отечественной науке предпочтительнее выглядят позициипсихологии развития и религиоведения, поскольку первая имеет серьезную методологическую и методическую базу, а второе задает широкий контекст и горизонт изучения религиозности, обеспечивает связи психологического изучения с историческим, социологическим, феноменологическим и проч., располагая уникальным массивом эмпирического материала. Данный подход будет продуктивным и для теологии — психология может занять особое место в блоке церковных наук, в качестве прикладной дисциплины, но ее «конфессиональность» тогда должна выражаться не в поиске религиозных оснований, а в исследовании объектов религиозной среды. Предлагается также рассматривать религиозность с точки зрения категории развития какдинамический нелинейный процесс, который можно зафиксировать «здесь-и-сейчас» и спрогнозировать (с долей допущения) его направленность и специфику в будущем. Религиозность и развитие — это два взаимосвязанных процесса, в ходе которых индивид сам выбирает те элементы, которые ему нужны в его повседневной жизни для саморегуляции когнитивной, аффективной и поведенческой компоненты, поэтому зафиксировать роль религиозности в развитии личности достаточно трудно

Ключевые слова

психология религии, психология развития, психология личности, психоанализ, социализация, религиозная социализация, религиозность

Список литературы

1. Beit-Hallahmi B. 1984 “Psychologia religii — wiemy?” (Religion Psychology — Do We Know?), in Grzymała-Moszczyńska H. (ed.) Psychologia religii. Wybór tekstów, Kraków, 1984, pp. 12–22.
2. Coe G. A. 1904 “Religion as a Factor in Individual and Social Development”, in The Biblical World, 1904, vol. 23/1, pp. 37–47.
3. Fowler J. W. Stages of Faith: the Psychology of Human Development and the Quest for Meaning, San Francisco, 1981.
4. Hall G. S. 1892 “The Moral and Religious Training of Children and Adolescents”, in Pedagogical Seminary, 1892, vol. 2, pp. 72–89.
5. Kohlberg L. Essays on Moral Development, San Francisco (CA), 1981, vol. 1.
6. McAdams D. P. 1997 “A Conceptual History of Personality Psychology”, in Hogan R., Johnson J., Briggs S. (eds.) Handbook of Personality Psychology, San Diego (CA), 1997. P. 3–39.
7. Starbuck E. D. 1897 “Some Aspects of Religious Growth”, in American Journal of Psychology, 1897, vol. 9/1, pp. 74–102.
8. Hood R. W., Hill P. C., Spilka B. (eds.) The Psychology of Religion: an Empirical Approach, New York, 2009.
9. Аллахвердов В. М. Вера в психологию как науку // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 4. С. 25–34.
10. Бельзен Я. Будущее психологии религии // Религиоведческие исследования. 2012. № 7/8. С. 9–18.
11. Ворожейкина Л. И. Религиозность: понятие и детерминанты // Философия социальных коммуникаций. 2013. № 1 (22). С. 45–52.
12. Галицкая И. А. Изучение каналов воспроизводства религиозности в новых поколениях — одно из требований системы атеистического воспитания. М., 1970.
13. Карасева С. Г., Шкурова Е. В. Многомерный кроссконфессиональный подход к исследованию религиозности в Беларуси: актуальность и концептуализация // Социология. 2012. № 3. С. 123–133.
14. Киприан (Ященко), иг. О преподавании психологии в церковных учебных заведениях // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2011. № 3 (Ресурс: http://www.psyedu.ru/journal/2011/3/index.phtml (дата обращения: 18.10.2014)).
15. Колкунова К. А., Малевич Т. В. Понятие «духовность» в современной российской академической литературе // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 72–88.
16. Кондратьев М. Ю. Психология и религия: параллельные проблемно-предметные плоскости // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 2. № 2. С. 65–73;
17. Кравченко С. А. Нелинейная динамика: парадоксальные разрывы и синтезы социума // Вестник МГИМО. 2008. № 2. С. 66–77.
18. Крайг Г. Психология развития / А. А. Алексеев, ред; Н. Малыгина и др., пер. СПб., 2002.
19. Ленсу М. Я. Основы атеистического воспитания: Методологические проблемы. Минск, 1976;
20. Лобазова О. Ф. Экспликация понятия «религиозность»: традиционный и инновационный подходы // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 1. С. 94–101;
21. Малевич Т. В. Нейротеология: теории религии и наука о мозге // Религиоведческие исследования. 2012. M., 2013. № 1–2 (7–8). С. 62–83.
22. Муха О. Я. Виртуализация религиозной культуры, или Как теперь молится юзернейм: наброски к проблеме // Материалы международной научно-практической конференции «Человек и религия» (Минск, 14–16 марта 2013 г.) / С. Г. Карасёва, С. И. Шатравский, ред. Минск, 2013. С. 229–234.
23. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология. М., 2008.
24. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студентов психологических факультетов. М., 2002.
25. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / В. С. Магуна, ред. М., 2001.
26. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М., 1984.
27. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М., 2006.
28. Религиозность // Религиоведение: Энциклопедический словарь / А. П. Забияко, А. Н. Красников, Е. С. Элбакян, ред. М., 2006. С. 868–869.
29. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.
30. Слободчиков В. И. Христианская психология в системе психологического знания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 2. С. 90–97.
31. Фолиева Т. А. Ожидаемая/неожидаемая социализация: несколько критических замечаний // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2012. № 2 (54). С. 113–117.
32. Фолиева Т. А. Религиозная социализация и воспитание в трактовке советских религиоведов // «Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России ХХ – начала XXI в. / К. М. Антонов, сост., предисл., ред. М., 2014. С. 189–200.
33. Фолиева Т. А. Скрипт-теория в религиоведческих исследованиях: поиск оснований // Вестник МГУ. Серия 7: Философия. 2013. № 5. С. 78–92.
34. Чикко Т. Де. Найти Я в психологии, духовности и религии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 4. С. 46–52.
35. Чумакова Д. М. Некоторые подходы к изучению религиозности личности // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 6. С. 106–107.
36. Шеховцова Л. Ф. Душа и тело в православной психологии: психофизиологические аспекты взаимоотношений. СПб., 2011.
37. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Д. А. Леонтьева, ред. М., 2004.
38. Юревич А. В. Российская психология в мировом мейнстриме // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. Вып. 3. С. 76–89.

Данные об авторе

Фолиева Татьяна Александровна