/

Бурмистров Константин Юрьевич; Эндель Мария Иосифовна

О божественных именах в еврейском мистицизме


Эндель М. И. О божественных именах в еврейском мистицизме // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 55-71.

DOI: 10.15382/sturI201456.55-71

Аннотация

Представление о божественных именах и о том важнейшем значении, каковое они имеют для сотворения мира и его существования, а также практики почитания имен составляют важнейшую часть иудаизма как религии в целом и еврейского мистицизма в частности. Идея о творящей силе четырехбуквенного непроизносимого Имени (Тетраграмматона) и других имен особенно ярко выражена в средневековой каббале. Она основывается на лингвистическом мистицизме древнего еврейского трактата «Сэфер йецира» («Книга Творения», III–VI вв.), в котором сотворение мира рассматривается как лингвистическийпроцесс, а буквы еврейского алфавита как одновременно силы творения и тот праматериал, из которого создается мир. В статье рассмотрены основные особенности символизма божественных имен в каббале. Нами выделены две главные тенденции в понимании божественных имен, характерные для двух основных направлений в средневековой каббале, — теософско-теургического и экстатического (пророческого). Взгляды этих школ анализируются на материале сочинений двух выдающихся каббалистов XIII в. — Йосефа Гикатилы и Авраама Абулафии. В первой из них познание божественных имен должно повлечь за собой пробуждение скрытых сил в душе человека и привести к исправлению недостатков земного мира, а также может оказывать определенное влияние и на мир божественный. Таким образом, познание имен понимается как имеющее мессианское и эсхатологическое значение. Родоначальник школы пророческой каббалы Авраам Абулафия, с другой стороны, разработал изощренные мистические практики комбинирования букв различных божественных имен, призванные изменить сознание адепта и привести к трансформации всего его существа, достижению состояний пророчества и, в концеконцов, слияния с Божеством.

Ключевые слова

каббала, еврейский мистицизм, евреи, божественные Имена, иудаизм, Тора, Тетраграмматон, Абулафия

Список литературы

1. Бурмистров К. Ю. «Ибо Он как огонь плавильщика»: каббала и алхимия. М., 2009.
2. Бурмистров К. Ю. Еврейская философия и каббала. История, проблемы, влияния. М., 2013.
3. Бурмистров К., Эндель М. «Сефер йецира» в еврейской и христианской традициях // Judaica Rossica. М., 2002. Вып. 2. С. 49–80.
4. Идель М. Каббала: новые перспективы. М., 2010.
5. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М., 2004.
6. Dan J. (ed.) The Early Kabbalah, New York, 1986.
7. Burmistrov K. 2009 “The Christian Kabbalah and Jewish Universalism”, in Ot Biblii do postmoderna. Stat'i po istorii evrejskoj kul'tury, Moscow, 2009, pp. 150–176.
8. Gikatilla ben Abraham J. Shaare Orah. Gates of Light, New York, 1994.
9. Hallamish M. An Introduction to the Kabbalah, Albany (N.Y.), 1999.
10. Hayman A. P. Sefer Yesira: Edition, Translation, and Text-Critical Commentary, Tübingen, 2004.
11. Idel M. Studies in Ecstatic Kabbalah, Albany (N.Y.), 1988.
12. Idel M. Language, Torah and Hermeneutics in Abraham Abulafia, Albany, 1989.
13. Jellinek A. Philosophie und Kabbala, Leipzig, 1854.
14. Morlok E. Rabbi Joseph Gikatilla’s Hermeneutics, Tübingen, 2011.
15. Sagerman R. The Serpent Kills Or the Serpent Gives Life: The Kabbalist Abraham Abulafia’s Response to Christianity, Leiden, 2011.
16. Scholem G. 1972 “The Name of God and the Linguistic Theory of the Kabbala. Part II“, in Diogenes, 1972, vol. 80, pp. 178–80, 193–194.
17. Scholem G. Kabbalah, Jerusalem, 1974.
19. Wolfson E. R. Abraham Abulafia — Kabbalist and Prophet: Hermeneutics, Theosophy and Theurgy, Los Angeles, 2000.
20. Idel M. Kitbe rabbi Abraham Abulafia umnishato. Dissertation, Jerusalem, 1976.
21. Sholem G. Kitbe-jad bekabbalah, ha-nimcaim bebet ha-sfarim ha-leumi weha-uniwersitai birushalaim, Jerusalem, 1930.

Данные об авторе

Бурмистров Константин Юрьевич


Эндель Мария Иосифовна