В статье предлагается ввести понятие дара в теорию и практику университетской жизни. Предположение авторов состоит в том, что реализация идеи университета связана с особым типом его
организации, который предполагает отношения дара в качестве связующего элемента в процессе передачи знания. Если знание дается как дар и в ситуации дара, то университетская среда неизбежно должна включать в себя отношения дара. Дар писывается как богословская и антропологическая категория, а затем соотносится с концепциями
образования зарубежных богословов и идеями современных экономистов. Опираясь на понятие дара, формулируется проблема современного университета, которая заключается в его экономической обусловленности и проникновении рыночного мышления в академическую среду. Знание как безусловная ценность, обращающееся в круге обмена дарами, на практике смешивается с утилитарным обменом, в котором знание приобретает свою цену, что неизбежно отражается на взаимодействии преподавателей, студентов и администрации.
университет, знание, богословие, экономика, теология высшего образования, рынок, сообщество, Дж. Г. Ньюмен, формальная организация
1. Becker G. S. 1962 “Investment in human capital: A theoretical analysis”, in Journal of Political Economy, 1962, vol. 70/5/2, pp. 9–49.
2. Clark B. R. 1972 “The Organizational Saga in Higher Education”, in Administrative Science Quarterly, 1972, vol. 17/2, pp. 178–184.
3. Derrida J. 1992 “Donner la mort”, in L’éthique du don. Cоlloque de Royaumont, Paris, 1992.
4. Derrida J. Donner le temps. 1. La fausse monnaie, Paris, 1991.
5. Derrida J. Foi et savoir, suivi par Le siècle et le pardon, Paris, 2000.
6. Derrida J. L’impardonnable et l’imprescriptible, Paris, 2005.
7. Frey B. S. 2003 “Publishing as prostitution? — Choosing between one’s own ideas and academic success”, in Public Choice, 2003, vol. 116, pp. 205–223.
8. Gregory C. Gifts and Commodities, London; New York, 1982.
9. Higton M. A. Theology of Higher Education, New York, 2012.
10.
Krücken G., Meier F. 2006 “Turning the University into an
Organizational Actor”, in Drori G. S., Meyer J. W., Hwang H. (eds.) Globalization and Organization, Oxford, 2006, pp. 241–257.
11. Marion J.-L. Au lieu de soi. L’approche de Saint Augustin, Paris, 2008.
12.
Melkumyan E., Prutskova E., Pavlyutkin I. 2014 “Religiosity, Social
Capital and Civic Engagement: Cluster Effects on Russian Undergraduate
Programs”, in Paper presented in track 5 at the EAIR 36th Annual Forum in Essen, Germany 27–30 August 2014, in http://eairaww.websites.xs4all.nl/forum/essen/PDF/1514.pdf (Date: 23.10.2014)).
13. Milbank J. Being Reconciled: Ontology and Pardon, London, 2003.
14. Ramirez F. O. 2006 “The Rationalization of Universities”, in Djelic M.-L., Shalin-Andersson K. (eds.) Transnational Governance: Institutional Dynamics of Regulation, Cambridge 2006, pp. 225–244.
15. Webb S. H. The Gifting God: A Trinitarian Ethics of Excess, New York, 1996.
16. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
17. Годелье М. Загадка дара. М., 2007.
18. Даймонд А. М., мл. Поведение университетов и ученых: экономические объяснения // Экономика университета: институты и организации / М. В. Семенова, ред. М., 2007. С. 8–48.
19. Димаджио П., Пауэлл У. В. Новый взгляд на «железную клетку»: институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в организационных полях // Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 1. C. 34–56.
20. Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов мирового класса / Ф. Дж. Альтбах, Дж. Салми, пер. М., 2012.
21. Емельянов Н. Н., Мелкумян Е. Б., Павлюткин И. В. Православный университет и общество в России. Выпускники православного университета: поведение, ценности, установки. М., 2013.
22. Забаев И. В., Павлюткин И. В. Университет и два значения ответственности: объективация общественных эффектов образовательных институтов (на примере опроса выпускников православного университета) // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 202–221.
23. Каллист Диоклийский, еп. Священное Писание и святые Отцы о богословском образовании // Богословский сборник. Вып. 1. М., 1997. С. 142–152.
24. Мейендорф И., протопр. Православное богословие сегодня // Пасхальная тайна. Статьи по богословию. М., 2013. С. 712–730.
25. Мейендорф И., протопр. Свет с Востока? «Богословствование» в перспективе Восточного христианства // Пасхальная тайна. Статьи по богословию. М., 2013. С. 745–764.
26. Мейер Д., Роуэн Б. Институционализированные организации: формальная структура как миф и церемониал // Экономическая социология. Т. 12. № 1. 2011. С. 43–67.
27. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006. С. 797–838.
28. Нуссбаум М. Не ради прибыли: Зачем демократии нужны гуманитарные науки / М. Бендет, пер. М., 2014.
29. Ньюмен Дж. Г. Идея университета. Минск, 2006.
30. О Даре. Дискуссия между Ж. Деррида и Ж.-Л. Марионом / В. Р. Рокитянский, пер. // Логос. 2011. № 3 (82). С. 144–171.
31. Павлюткин И. В. Преодолевая границы между государством и церковью: случай православного университета // Этнографическое обозрение. 2012. № 3. С. 47–64.
32. Павлюткин И. В. Конструирование университета как организации // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 1. С. 104–123.
33. Радаев В. В. Пять принципов построения нового университета // Pro et сontra. 2010. Т. 14. № 3. С. 6–18.
34. Ридингс Б. Университет в руинах / А. М. Корбут, пер. М., 2010.
35. Ссорин-Чайков Н. В. Медвежья шкура и макароны: о социальной жизни вещей в сибирском совхозе и перформативности различий дара и товара // Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 2. С. 59–81.
36. Фрумин И. Д. Создание нового исследовательского университета: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия // Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов мирового класса / Ф. Дж. Альтбах, Дж. Салми, пер. М., 2012. С. 309–340.
37. Эренберг Р. Г. Теория Адама Смита и университеты: экономист становится управляющим вуза // Экономика университета: институты и организации / М. В. Семенова, ред. М., 2007. С. 78–107.
Емельянов Николай Николаевич, протоиерей
Павлюткин Иван Владимирович