/

Кошелев Игорь Александрович

Аргумент от Божественного дизайна в английской натурфилософии XVII в.


Кошелев И. А. Аргумент от Божественного дизайна в английской натурфилософии XVII в. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 5 (55). С. 107-120.

DOI: 10.15382/sturI201455.107-120

Аннотация

В статье рассматривается развитие телеологического аргумента (аргумента от дизайна) в трудах английских натурфилософов Роберта Бойля и Джона Рея. Данный аргумент является одним из самых убедительных доказательств существования разумного замысла и известен в основном благодаря «пятому пути» Фомы Аквинского и работе У. Пейли «Естественная теология». Однако основа для современных изысканий в этой области была заложена именно означенными натурфилософами в контексте эпохи научной революции XVII в. и возникшей в результате ее механистической философии. Признавая окончательность для Нового времени концептуализации телеологического аргумента у Пейли, автор прослеживает ранние стадии его формирования. Основное содержание статьи составляет анализ работ Бойля «Трактат о конечных причинах» и Рея «Мудрость Божия, явленная в деле творения». В заключение делаются выводы о значении указанных трудов для последующего развития телеологии.

Ключевые слова

натурфилософия, естественная теология, телеологический аргумент, аргумент от дизайна, разумный замысел, христианство, Роберт Бойль, Джон Рей.

Список литературы

1. Davis E. D. 2007 “Robert Boyle’s Religious Life, Attitudes, and Vocation”, in Science & Christian Belief, 2007, vol. 19/2, pp. 117–138.
2. Harrison P. The Bible, Protestantism, and the Rise of Natural Science, Cambridge, 2001.
3. Hooykaas R. Robert Boyle: A Study in Science and Christian Belief, Lanham, 1997.
4. Hunter M. Boyle: Between God and Science, New Haven; London, 2009.
5. Moreland J. P., Craig W. L. Philosophical Foundations for a Christian Worldview, Westmont, 2003.
6. Moss S. A Bird in the Bush: A Social History of Birdwatching, London, 2004.
7. Osler M. J. 1992 “The intellectual sources of Robert Boyle’s philosophy of nature: Gassendy’s voluntarism, and Boyle’s physico-theological project”, in Kroll R. W. F., Ashcraft R., Zagorin P. (eds.) Philosophy, Science, and Religion in England, 1640–1700, Cambridge, 1992.
8. Osler M. J. 2001 “Whose Ends? Teleology in Early Modern Natural Philosophy”, in Osiris. Series 2. Science in Theistic Contexts: Cognitive Dimensions, 2001, vol. 16, pp. 151–168.
9. Raven C. John Ray, Naturalist: His Life and Works, Cambridge, 1942.
10. Shanahan T. 1994 “Teleological Reasoning in Boyle’s Disquisition about Final Causes”, in Hunter M. (ed.) Robert Boyle Reconsidered, Cambridge, 1994.
11. Harwood J. (ed.) The Early Essays and Ethics of Robert Boyle, Carbondale; Edwardsville, 1991.
12. Woolford T. Natural Theology and Natural Philosophy in the Late Renaissance, in https://www.repository.cam.ac.uk/handle/1810/242394 (Date: 06.09.2014)).
13. Апполонов А. Роберт Бойль. Размышления об одной теологической дистинкции (предисловие к публикации) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. № 1. С. 150–154.
14. Оксфордское руководство по философской теологии / Т. П. Флинт, М. К. Рей, сост; М. О. Кедрова, ред. М., 2013.
15. Суинберн Р. Есть ли Бог? М., 2006.

Данные об авторе

Кошелев Игорь Александрович