/

Пантелеева Анна Владимировна

Роль дискурсивных практик в формировании маргинальности общин мессианского иудаизма


Пантелеева А. В. Роль дискурсивных практик в формировании маргинальности общин мессианского иудаизма // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 3 (53). С. 81-90.

DOI: 10.15382/sturI201453.81-90

Аннотация

В статье предпринимается попытка рассмотреть значимые этапы развития мессианской концепции в иудаизме, а также культурно-исторические условия и механизмы, способствовавшие вытеснению общин мессианского иудаизма к границам и на периферию религиозной жизни общины. В качестве инструментов анализа используется предложенный М. Фуко метод дискурсивного анализа, а также разработанный и систематизированный впоследствии Кастелем метод проблематизации. Метод дискурсивного анализа и проблематизации предполагает реконструкцию исторических событий в преломлении современного восприятия с целью, во-первых, в постоянных трансформациях проблематизации обнаружить инвариантные модели или непрерывность, сохраняющее ее самотождественность и, во-вторых, выявить принципы вариативности или вариативные модели изучаемого феномена. В нашем случае, проблематизация возникает в тот момент, когда происходит отторжение и маргинализация общин мессианского иудаизма. В конце исследования автор приходит к нескольким выводам: относительно мессианского иудаизма очевидным видится тот факт, что в ходе своего исторического развития термин «мессианский» приобрел и закрепил за собой негативные коннотации, что было связано, прежде всего, с тем, что мессианские общины и группы, разделявшие и активно пропагандировавшие мессианские настроения в обществе, воспринимались и объявлялись доминирующей религиозной традицией как нежелательные, еретические или маргинальные явления, дестабилизирующие установленный порядок.

Ключевые слова

Г. Зиммель, М. Фуко, маргинальность, христианство, Массия, мессианский иудаизм, дискурс, нарратив, культурные границы, дискурсивный анализ, мифотворчество.

Список литературы

1. Green W. S. 1987 “Messiah in Judaism: Rethinking the Question” in: Green W. S., Neusner J., Frerichs E. (eds.) Judaims and their Messiahs at the Turn of the Christian Era, Cambridge, 1987, pp. 1–13.
2. Horsley R. A. 1984 “Popular messianic movements around the time of Jesus” in: Catholic Biblical Quarterly, 1984, vol. 46, pp. 471–495.
3. Hughes E. 1945 “Social Change and Status Protest: An Essay on the Marginal Man” in: Phylon-Atlanta, 1945, vol. 10/1, pp. 58–65.
4. Park R. 1928 “Human Migration and the Marginal Man” in: The American journal of sociology, 1928, vol. 33, no. 6, pp. 881–893.
5. Simmel G. 1972 “The sociological significance of the stranger” in: Park R., Burgess E. (eds.) Introduction to the science of sociology, Chicago, 1972, pp. 322–327.
6. Siu P. S. P. 1958 “The Sojourner” in: The American journal of sociology, 1958, vol. 58, pp. 34–36.
7. Баньковская С. П. Другой как элементарное понятие социальной онтологии // Социологическое обозрение. 2007. №1. С. 75–87.
8. Барт Р. Миф сегодня // Мифологии. М., 1996. C. 233–251.
9. Данченко О. Возвращение к истокам // Ресурс: http://www.myzion.ru (дата обращения: 27.04.14).
10. Донин Х. Быть Евреем. Ростов н/Д, 1999.
11. Дуглас М. Чистота и опасность: анализ представлений об осквернении и табу. М., 2000.
12. Зиммель Г. Как возможно общество // Избранное. М., 1996. Т. 2. С. 509–525.
13. Иерушалми И. Х. Захор. Тель-Авив, 1998.
14. Соловейчик Й. Б. Община завета. Иерусалим, 1989.
15. Факенгейм Э. «Что такое иудаизм». Современная интерпретация. М., 2002.

Данные об авторе

Пантелеева Анна Владимировна