/

Давыденков Олег Викторович, протоиерей

Концепция «индивидуальная природа» в диофизитской традиции после Леонтия Византийского


Давыденков О. В. Концепция «индивидуальная природа» в диофизитской традиции после Леонтия Византийского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 3 (53). С. 9-24.

DOI: 10.15382/sturI201453.9-24

Аннотация

В статье исследуется присутствие введенной Леонтием Византийским концепции «индивидуальная природа» в сочинениях таких диофизитских богословов VI–IX вв., как Леонтий Иерусалимский, преп. Евлогий Александрийский, Памфил Палестинский, преп. Максим Исповедник и Феодор Абу Курра. Автор пытается установить влияние этой и других христологических идей (понятие «воипостасное»), появившихся в диофизитской христологии в VI в., на формирование в православной диофизитской традиции рассматриваемого периода новой концепции ипостаси. Кроме того, в статье рассматривается философский аспект полемики между сторонниками и противниками Халкидонского Собора. Особое внимание уделено влиянию на христологический дискурс концепций «общая природа» (диофизиты) и «частная природа» (Севир Антиохийский Иоанн Филопон). Именно влияние этих концепций явилось причиной существенно различного понимания ипостаси православными и монофизитами. Если с точки зрения халкидонитов, внутренняя структура ипостаси описывается формулой ипостась = общая природа + комбинация акциденций + ипостасное различие (логос ипостаси, логос ипостасной особенности), то для противников Халкидона ипостась есть сочетание частной природы и акциденций. Различные концепции ипостаси, в свою очередь, оказали влияние на общую структуру халкидонитской и монофизитской христологии, во многом обусловив их различие. Таким образом, автор приходит к выводу, что в христологических дискуссиях эпохи Вселенских Соборов философский фактор имел существенное значение.

Ключевые слова

Леонтий Византийский, Леонтий Иерусалимский, Максим Исповедник, Феодор Абу-Курра, христология, индивидуальная природа, ипостась, Халкидонский собор, дифизиты, монофизиты.

Список литературы

1. Cross R. 2002 “Individual Natures in the Christology of Leontius of Byzantium” in: Journal of Early Christian Studies, 2002, vol. 10/2, pp. 245–265.
2. Dell’Osso K. Il calcedonismo Leonzio di Bisanzio, Rome, 2003.
3. Gray P.T.R. 2006 “Introduction” in: Gray P. T. R. (ed.) Leontius of Jerusalem. Against the Monophysites: Testemonies of the Saints and Aporiae, Oxford, 2006, pp. 38–40.
4. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche, Wien, 2002, vol. 2/3.
5. Helmer S. Der Neuchalkedonismus: Geschichte, Berechtigung und Bedeutung eines dogmengeschichtlichen Begriffes, Bonn, 1962.
6. Krausmüller D. 2001 “Leontius of Jerusalem, a Theologian of the 7th Century” in: Journal of Theological Studies, 2001, vol. 52, pp. 637–657.
7. Mаthew J. Christology of Severus of Antioch mainly Basing His First Thirty One Cathedral Homilies, Salzburg, 2001.
8. Van Roey A. 1980 “Les Fragments trithéites de Jean Philopon” in: Orientalia Lovaniensia Periodica, 1980, vol. 11, pp. 135–163.
9. Wesche K. P. 1987 “The Christology of Leontius of Jerusalem. Monophysite or Chalcedonian?” in: St. Vladimir’s Theological Quartely, 1987, vol. 31, pp. 65–95.
10. Беневич Г. И. Иоанн Филопон // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 24. С. 635–646.
11. Беневич Г. И. Предисловие // Леонтий Иерусалимский, Феодор Абу-Курра, Леонтий Византийский. Полемические сочинения. Краснодар, 2011.
12. Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. 4.
13. Давыденков О. В. Проблема соотношения общего и единичного в христологии умеренного монофизитства VI века: Иоанн Филопон (к вопросу о философской проблематике христологических дискуссий эпохи Вселенских Соборов) // Вестник ОГУ. Серия: «Новые гуманитарные исследования». Орел, 2012. № 2 (22). С. 212–216.
14. Давыденков О. В. Проблема соотношения общего и единичного в христологии умеренного монофизитства VI века: Севир Антиохийский (к вопросу о философской проблематике христологических дискуссий эпохи Вселенских Соборов) // Учёные записки ОГУ. 2012. № 5. С. 136–141.
15. Давыденков О., прот. Концепция «индивидуальная природа» в христологии Леонтия Византийского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Вып. 3 (47). М., 2013. С. 7–17.
16. Доброхотов А. Л. Философия и христианство // Сб. докладов конференции «Христианство и философия». М., 2000. С. 5–21.
17. Дьяконов А. П. Иоанн Эфесский и его церковно-исторические труды. СПб., 2006.
18. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М., 1997.
19. Ларше Ж.-К. О письмах святого Максима // Прп. Максим Исповедник. Письма. СПб., 2007.
20. Лурье В. М. История Византийской философии. СПб., 2006.
21. Мейендорф И., протопр. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000.
22. Соколов В., свящ. Леонтий Византийский: его жизнь и литературные труды. Опыт церковно-исторической монографии // Леонтий Византийский: Сб. исслед. М., 2006.

Данные об авторе

Давыденков Олег Викторович, протоиерей