/

Давыдов Иван Павлович

Кульпабилизация как функция религии


Давыдов И. П. Кульпабилизация как функция религии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 115-126.

DOI: 10.15382/sturI201452.115-126

Аннотация

Данная статья продолжает начатые автором в предыдущих публикациях исследования функций религии. В первой части описываются подходы к функциональному анализу религии, выработанные в рамках билефельдской социологической школы (Ф.-К. Кауфман, Х. Кюнг, Н. Луман), подход Т. О’Ди, разработки отечественных исследователей: И. Н. Яблокова, С.А. Токарева, Е. Кагарова. В этом контексте обсуждается вопрос о функциональной специфике религии, в частности в отношении магии. Автор полагает, что парадигма постмодерна позволяет выделить и описать новую, специфическую для религии функцию: кульпабилизационную. Для прояснения и уточнения смысла этой функции (наделения виной) автор обращается к генезису состояния виновности и семантике метафизической вины, поскольку они представлены во взглядах нескольких самых ярких представителей философии, теологии, социологии ХХ в., а именно: Р. Жирара (антрополога), Ж. Делёза и П. Рикёра (философов), К. Ранера (теолога), Ю. Кристевой (семиотика) с привлечением идей З. Фрейда (психоаналитика) и П. А. Сорокина (социолога) — как принадлежащих к парадигме постмодерна, так и работавших в рамках классической или неклассической парадигмы. На основании этого рассмотрения можно, по мнению автора, сделать вывод, что религиозной кульпабилизации предшествует институциализация самой религии и обособление клира. При этом выстраивается следующая логическая цепочка: сотериология — эсхатология — амартология — теодицея — кульпабилизация.

Ключевые слова

философия религии, социология религии, функции религии, функциональный анализ, вина, грех

Список литературы

1. Frazer J. G. The Golden Bough. A Study in comparative religion, New York, 1894, Vol. 1–2.
2. Luhmann N. Die Religion der Gesellschaft, Frankfurt am Main, 2002.
3. Luhmann N. Funktion der Religion. Frankfurt am Main, 1996.
4. O’Dea T. The Sociology of Religion, New York, 1966.
5. Versnel H. S. 1991 “Some Reflections on the Relationship Magic-Religion” in: Numen, 1991, Vol. 38, pp. 177–197.
6. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.
7. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 20114.
8. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999.
9. Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Он же. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 112–122.
10. Габинский Г. А. Теология и чудо. Критика богословских концепций. М., 1978;
11. Давыдов И. П. Ответы на вопросы о каннибализме (невостребованное интервью) // Аспекты: Сб. статей по философским проблемам истории и современности / А. А. Скворцов, П. Н. Костылев, ред. М., 2012. Вып. 7. С. 266–280.
12. Давыдов И. П. Сравнительно-функциональный анализ мифа и ритуала как составляющих частей мифо-ритуального комплекса // Вестник ПСТГУ. Серия. 1: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 39–56.
13. Давыдов И. П. Функциональный анализ религии // Религиоведение. 2011. № 3. С. 61–69.
14. Давыдов И. П. Основные институты древнеиудейского деликтного права (на материале Танаха) // Религиоведение. 2002. № 2. С. 46–60.
15. Давыдов И. П. Основные институты раннемусульманского деликтного права // Религиоведение. 2002. № 4. С. 72–92.
16. Делёз Ж. Логика смысла. М., 2011.
17. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 19722.
18. Дьяков А. В. Философия постструктурализма во Франции. М.; СПб.; Нью-Йорк, 2008.
19. Ересько М. Н. Язык религии: смысл и символ (Опыт онтосемантического анализа). Тюмень, 2007.
20. Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000.
21. Кагаров Е. Г. Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции. М., 20122.
22. Кагаров Е. Г. Пережитки первобытного коммунизма в общественном строе древних греков и германцев. М., 20122.
23. Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. статей. М., 2000.
24. Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. статей. М., 2001.
25. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. СПб., 2003.
26. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.
27. Мальцев Г. В. Месть и возмездие в древнем праве. М., 2012.
28. Мартынов А. С. Конфуцианство. «Лунь юй» / А. С. Мартынов, пер. СПб., 2001. Т. 2.
29. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М., 1998.
30. Ранер К. Основание веры. Введение в христианское богословие. М., 2006.
31. Ранний буддизм // Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1.
32. Ригведа / Т. Я. Елизаренкова, ред. М., 1999. Т. 3.
33. Рикёр П. Виновность, этика и религия. // Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996.
34. Руткевич Е. Д. Питер Людвиг Бергер. // Современная американская социология / В. И. Добренькова, ред. М., 1994. С. 195–226.
35. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. М., 2001.
36. Сердюков Ю. М. Демифологизация магии. Уссурийск, 2003.
37. Смирнов М. Ю. Социология религии: Словарь. СПб., 2011.
38. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1999.
39. Токарев С. А. Избранное: Теоретические и историографические статьи по этнографии и религиям народов мира. М., 1999.
40. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.
41. Торбург М. Р. Постмодернизм о религии // Религиоведение: Энциклопедический словарь / А. Н. Красников, А. П. Забияко, Е. С. Элбакян, ред. М., 2006. С. 779–780.
42. Торбург М. Р. Проблемы религии в постмодернистской философии (Дис.). М., 2002.
43. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб., 1997.
44. Фрэйзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 19832.
45. Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974–75 учебном году. СПб., 2004.
46. Шахнович М. М. Парадоксы теологии Эпикура. СПб., 2000.
47. Шахнович М. М. Сад Эпикура: Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры. СПб., 2002.
48. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии: Исследования, статьи, лекции / С. А. Ратнер-Штернберг, сост. М., 2012.

Данные об авторе

Давыдов Иван Павлович