/

Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей

«Теология счастья»


Хондзинский П. В. «Теология счастья» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 1 (51). С. 23-35.

DOI: 10.15382/sturI201451.23-35

Аннотация

Христианская традиция Востока и Запада устойчиво связывает богословие (то есть по­стижение и выражение богооткровенных истин) с образом жизни богослова, предъявляя ему в этом отношении особо высокие требования. Учительство в Церкви своим необхо­димым условием подразумевает святость, а последняя, в свою очередь, — несение кре­ста вольных и невольных страданий. Этот, казалось бы, очевидный пункт христианского нравоучения был подвергнут пересмотру славянофилами первого поколения. Об этом свидетельствует переписка cлавянофильского кружка летом 1853 года, опубликованная П. Колюпановым в приложении к его биографии А. И. Кошелева. Вывод, который в конечном счете формулирует пользующийся безусловным авторитетом в кружке Хо­мяков, сводится к следующему. Поскольку страдания суть неизбежное последствие если не личных грехов, то хотя бы всеобщей греховности, постольку их смягчение или даже отсутствие, очевидно, есть особый дар благодати. Таким образом, земное счастье бла­годатно по определению. Следовательно, ограничивать счастье не надо — надо только благодарить. Счастье для христианина есть даже своего рода подвиг, по-своему высший подвиг страдания, ибо счастливому легче забыть Бога, чем несчастному. Отсюда не­обязательность аскетических и молитвенных упражнений, тем более монашества. Един­ственным ограничением можно и должно считать отказ от того, чтобы просить счастья для себя самого. Вытекающие отсюда содержательные последствия для богословия сла­вянофилов должны быть еще изучены, но прежде всего со всей определенностью следует поставить вопрос: может ли отказ от святоотеческой аскетики вывести на путь свято­отеческого богословия?

Ключевые слова

смысл страданий, счастье, благодать, славянофильство, Хомяков, Аксаков, святость, грех, греховность, богословие

Список литературы

1. Барсов Н. И. О значении Хомякова в истории отечественного богословия // Христианское чтение. СПб., 1878. № 1/2.
2. Свт. Димитрий Ростовский. Полное собрание сочинений: В 5 т. М., 1839—1849.
3. Колюпанов Н. Биография Александра Ивановича Кошелева: В 2 т. М., 1889—1892.
4. Самарин Ю. Ф. Отрывок из записок // Татевский сборник С. А. Рачинского. СПб., 1899.
5. Фенелон Ф. Изъяснение мыслей святых о внутренней жизни // Хондзинский П., прот. Ныне все мы болеем теологией. М., 2013.
6. Свт. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви: В 5 т. ТСЛ., 1996.
7. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. М., 2009.
8. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1900.

Данные об авторе

Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей