/

Воронцов Сергей Александрович

Философемы в первой книге «Дифференций» Исидора Севильского


Воронцов С. А. Философемы в первой книге «Дифференций» Исидора Севильского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). С. 27-45.

Аннотация

Историко-философское исследование мысли эпохи Раннего Средневековья по причине практически полного отсутствия собственно философских текстов вынуждено обратиться и к текстам иных традиций. Среди них — наследие Исидора Севильского (560—636), одного из самых представительных авторов-энциклопедистов Раннего Средневековья. Для анализа была избрана его первая книга «Дифференций», исследовавшаяся прежде только в контексте истории языкознания, хотя она содержит и энциклопедическую составляющую, получившую развитие в «Этимологиях». Таким образом, ее анализ позволяет разработать подход и к «Этимологиям» — наиболее значительному труду Исидора. Данная статья призвана определить, как философские идеи представлены в рассматриваемом сочинении. С одной стороны, стоические философемы косвенно определяют форму и метод сочинения. С другой стороны, в содержании можно выделить несколько способов «бытования» философем: 1) «рудименты» философских идей в леммах прежде всего грамматической традиции; 2) изолированные в рамках одной леммы философемы (в основном заимствованные из патристических текстов), не подвергающиеся творческому осмыслению; 3) философемы, разрабатываемые творчески в рамках тематических групп лемм.

Ключевые слова

Исидор Севильский, Цицерон, Августин, Иероним, стоическая традиция, первая книга «Дифференций», дифференции

Список литературы

1. Amsler M. E. Etymology and Grammatical Discourse in Late Antiquity and Early Middle Ages. Amsterdam, 1989.
2. Andrés Sanz M. A. “Relación y transmisión manuscrita de los tres libros de Differentiae editados en P. L. 83 (Isidoro de Sevilla)” in: Revue d’Histoire des Textes, no. 30, pp. 239–262.
3. Atherton C. The Stoics on Ambiguity. Cambridge, 1993.
4. Bejczy I. P. The Cardinal Virtues in the Middle Ages. A Study in Moral Thought from the Fourth to the Fourteenth Century. Leiden, 2011.
5. Brugnoli G. Studi sulle Differentiae Verborum. Roma, 1955.
6. Codoñer C. (ed.) Isidoro de Sevilla. Diferencias libro I. Paris, 1992.
7. Codoñer C. “Differentia y etymologia, dos modos de aproximación a la realidad” in: Holtz L., Fredouille J.-C. (éd.). De Tertullien aux mozarabes, Paris, 1992, vol. 2, pp. 19 30;
8. Codoñer C. “Historia del texto del libro I de las «Differentiae» de Isidoro de Sevilla” in Revue d’Histoire des Textes, no. 14 15, pp. 77 95;
9. Codoñer C. “La conception de la «Differentia» dans le recueil «Inter Aptum» d'Isidore de Séville” in : Revue de philologie, de littérature et d'histoire anciennes, no. 112, pp. 187 196;
10. Codoñer C. “Les plus anciennes compilations de «Differentiae»: formation et évolution d'un genre littéraire grammatical” in Revue de philologie, de littérature et d'histoire anciennes, no. 111, pp. 201 219.
11. Colish M. L. The Stoic Tradition from Antiquity to the Early Middle Ages. Leiden, 1985.
12. Copleston F. History of Philosophy, London, 1962, vol. 2
13. Fontaine J. “Isidore philosophe?” Soto Rabanos J. M. (ed.). Pensamiento medieval hispano. Homenaje a Horacio Santiago-Otero, Madrid, 1998, vol. 1, pp. 915 929.
14. García-Hernández B. “Homonimia y fijación textual en las Differentiae isidorianas” in: Wright R. (éd.). Latin vulgaire – latin tardif VIII. Actes du VIIIe colloque international sur le latin vulgaire et tardif. Oxford, 6 – 9 septembre 2006, Hildesheim, 2008, pp. 400–407.
15. Gasti F. L’antropologia di Isidoro. Le fonti del libro XI delle Etimologie. Como, 1998.
16. Gill C. “Psychology” in: Warren J. (ed.). The Cambridge companion to Epicureanism, Cambridge, 2009. pp. 125 141.
17. Hillgarth J. N. “The position of isidorian studies. A critical review of the literature 1936 1975” in: Studi medievali, no. 24, pp. 817 905.
18. Kamenskii Z. A. Metodologiia istoriko-filosofskogo issledovaniia (Methodology of Investigation of the History of Philosophy). Moscow, 2002.
19. Krinitsyna E. S. “Isidor Sevil'skii kak pravoved: ot rimskogo prava k latinskomu bogosloviiu” (Isidore of Seville as Jurist: from the Roman Law to Latin Theology) in: Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, vol. 14, pp. 208 227.
20. Lozano Sebastián F. J. San Isidoro y la Filosofía clásica. León, 1982.
21. Magallón García A.-I. “El método de trabajo de Isidoro de Sevilla” in: Veleia, no. 17, pp. 276–278.
22. Magallón García A.-I. La tradición gramatical de differentia y etymologia hasta Isidoro de Sevilla. Zaragoza, 1996.
23. Messina N. “Le citazioni classiche nelle Etymologiae di Isidoro di Siviglia” in: Archivos leoneses, vol. 68, pp. 205 265.
24. Perel'muter I. A. “Filosofskie shkoly epokhi ellinizma” (Hellenistic Philosophical schools) in: Desnitskaia A. V., Kantsel'son S. D. (ed.) Istoriia lingvisticheskikh uchenii. Drevnii mir (History of Linguistics. Ancient world), Leningrad, 1980.
25. Petrov V. V. “Isidor Sevil'skii” (Isidore of Sevilla) in: Novaia filosofskaia entsiklopediia (New Philosophical Encyclopedia), Moscow, 2009, pp. 156 157.
26. Valastro Canale A. “Isidoro di Siviglia: la vis verbi come riflesso dell’onnipotenza divina” in: Cuadernos de Filología Clásica. Estudios latinos, no. 10, pp. 147 176.
27. Wieacker F. Römische Rechtsgeschichte. Quellenkunde, Rechtsbildung, Jurisprudenz und Rechtsliteratur. Erster Abschnitt. Einleitung, Quellenkunde und Republik. München, 1988.
28. Wood J. The Politics of Identity in Visigothic Spain. Religion and Power in the Histories of Isidore of Seville. Leiden, 2012 (Brill’s Series on the Early Middle Ages; 21).
29. Ziegler K.-H. “Ius gentium als völkerrecht in der Spätantike” in: Feenstra R. e. a. (ed.) Collatio iuris Romani. Études dédiées à Hans Ankum à l´occasion de son 65e anniversaire, Amsterdam, 1995, vol. 2, pp. 665 675.



Данные об авторе

Воронцов Сергей Александрович

PDF