/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия

Вестник ПСТГУ I :6 (50)

БОГОСЛОВИЕ

Михайлов Петр Борисович

Проблема развития в богословии и догматике

Михайлов П. Б. Проблема развития в богословии и догматике // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). С. 9-23
PDF
В настоящей статье предпринимается попытка проследить историю постановки проблемы догматического развития, как она была сформулирована в XIX в., и отразить дискуссию, вызванную ею во второй половине XIX — начале XX в. в богословской среде Западной Европы и России, для чего используется вспомогательное методическое различение предела и границы догмата. Отмечается закономерность возникновения данной темы в теологии в контексте зарождения различных научных концепций развития и прогресса. Как показывает отобранный автором материал, проблема оказывается центральной для принципиально важных публикаций, ставших своеобразными богословскими манифестами для различных христианских конфессий, поскольку часто выполняет роль идентификатора конфессиональной принадлежности. Два наиболее ярких примера представляют духовные биографии кардинала Д. Г. Ньюмена, перешедшего в католичество в середине XIX в., и Я. Пеликана, ставшего православным в конце XX в. Автор показывает, что на позднем этапе дискуссия перетекает в большие исследовательские и учебные проекты, в которых предлагаются оптимальные прочтения проблемы развития и разрешения возникающих в связи с этим затруднений. Второй раздел статьи занимает подборка и анализ патристических подходов к проблеме; предлагаются различные пояснительные схемы, в которых вращается святоотеческая мысль, и делаются выводы о допустимом пределе и возможных границах развития в богословии и догматике при методическом различении этих типов церковного свидетельства. Вспомогательным средством для интерпретации разнообразных свидетельств древних Отцов служат различения понятий πίστις и γνώσις у доникейских авторов и ο'ικονομία и τελειότης у свт. Григория Богослова.
догмат, догматическое развитие, Откровение, Д. Г. Ньюмен, А. Гарнак, А. Луази, С. В. Соловьев, A. JI. Катанский, Я. Пеликан, Ириней Лионский, Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов, вера и ведение
1. Brande R. (2011) “Franz Overbeck und Oscar Cullmann zu Christentum und Kultur” in: Εὔκαρπα. Etudes sur la Bible et ses exegetes, Paris, 2011, pp. 323–330.
2. Congar Y. (1946) “Theologie” in : Dictionnaire de theologie catholique, 1946, vol. 15/1, pp. 341–502.
3. Darwin C. On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life, London, 1859.
4. Fedou M. (2011) “Tradition et vie ecclesiale: le temoignage des premieres communautes chretiennes” in: Du bon usage de la tradition. Enracinements et nouveaute, Paris, 2011, pp. 49–65.
5. Fiedrowicz M. Handbuch der Patristik. Quellentexte zur Theologie der Kirchenvater, Freiburg,
2010.
6. Loisy A. L’Evangile et l’Eglise. Paris, 1902.
7. Martin B. John Henry Newman. His Life and Work, London, 2000.
8. Newman J. H. The Arians of the Forth Century, London, 1833.
9. Newman J. H. An Essay on the Development of Christian Doctrine, London, 1845.
10. Pelikan J. Development of Christian Doctrine: Some Historical Prolegomena, London, 1969.
11. Pelikan J. The Christian Tradition: A History оf the Development of Doctrine, Chicago,
1971–1989, vol. 1–5.
12. Tixeront J. Histoire des dogmes dans l’Antiquite chretienne, Paris, 1915, vol. 1.
13. Garnak A. Sushhnost' hristianstva (The Essence of Christianity), Moscow, 2001.
14. Katanskij A. L. (1871) “Ob istoricheskom izlozhenii dogmatov” (On Historical of Dogmas) in: Hristianskoe chtenie, 1871, vol. 5, pp. 791–843.
15. Mihajlov P. B. Kategorii bogoslovskoj mysli (Categories of Theological Thought), Moscow, 2013.
16. Pelikan Ja. Hristianskaja tradicija. Istorija razvitija verouchenija (Christian Tradition. History of the Development of the Doctrine), Moscow, 2007, vol. 1, Moscow, 2009, vol. 2.
17. Solov'ev V. S. Dogmaticheskoe razvitie Cerkvi (v svjazi s voprosom o soedinenii Cerkvej) (Doctrinal Development of the Church (in Connection with the Question of Unity of the Churches)), Moscow, 1886.

Михайлов Петр Борисович

ФИЛОСОФИЯ

Воронцов Сергей Александрович

Философемы в первой книге «Дифференций» Исидора Севильского

Воронцов С. А. Философемы в первой книге «Дифференций» Исидора Севильского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). С. 27-45
PDF
Историко-философское исследование мысли эпохи Раннего Средневековья по причине практически полного отсутствия собственно философских текстов вынуждено обратиться и к текстам иных традиций. Среди них — наследие Исидора Севильского (560—636), одного из самых представительных авторов-энциклопедистов Раннего Средневековья. Для анализа была избрана его первая книга «Дифференций», исследовавшаяся прежде только в контексте истории языкознания, хотя она содержит и энциклопедическую составляющую, получившую развитие в «Этимологиях». Таким образом, ее анализ позволяет разработать подход и к «Этимологиям» — наиболее значительному труду Исидора. Данная статья призвана определить, как философские идеи представлены в рассматриваемом сочинении. С одной стороны, стоические философемы косвенно определяют форму и метод сочинения. С другой стороны, в содержании можно выделить несколько способов «бытования» философем: 1) «рудименты» философских идей в леммах прежде всего грамматической традиции; 2) изолированные в рамках одной леммы философемы (в основном заимствованные из патристических текстов), не подвергающиеся творческому осмыслению; 3) философемы, разрабатываемые творчески в рамках тематических групп лемм.
Исидор Севильский, Цицерон, Августин, Иероним, стоическая традиция, первая книга «Дифференций», дифференции
1. Amsler M. E. Etymology and Grammatical Discourse in Late Antiquity and Early Middle Ages. Amsterdam, 1989.
2. Andrés Sanz M. A. “Relación y transmisión manuscrita de los tres libros de Differentiae editados en P. L. 83 (Isidoro de Sevilla)” in: Revue d’Histoire des Textes, no. 30, pp. 239–262.
3. Atherton C. The Stoics on Ambiguity. Cambridge, 1993.
4. Bejczy I. P. The Cardinal Virtues in the Middle Ages. A Study in Moral Thought from the Fourth to the Fourteenth Century. Leiden, 2011.
5. Brugnoli G. Studi sulle Differentiae Verborum. Roma, 1955.
6. Codoñer C. (ed.) Isidoro de Sevilla. Diferencias libro I. Paris, 1992.
7. Codoñer C. “Differentia y etymologia, dos modos de aproximación a la realidad” in: Holtz L., Fredouille J.-C. (éd.). De Tertullien aux mozarabes, Paris, 1992, vol. 2, pp. 19 30;
8. Codoñer C. “Historia del texto del libro I de las «Differentiae» de Isidoro de Sevilla” in Revue d’Histoire des Textes, no. 14 15, pp. 77 95;
9. Codoñer C. “La conception de la «Differentia» dans le recueil «Inter Aptum» d'Isidore de Séville” in : Revue de philologie, de littérature et d'histoire anciennes, no. 112, pp. 187 196;
10. Codoñer C. “Les plus anciennes compilations de «Differentiae»: formation et évolution d'un genre littéraire grammatical” in Revue de philologie, de littérature et d'histoire anciennes, no. 111, pp. 201 219.
11. Colish M. L. The Stoic Tradition from Antiquity to the Early Middle Ages. Leiden, 1985.
12. Copleston F. History of Philosophy, London, 1962, vol. 2
13. Fontaine J. “Isidore philosophe?” Soto Rabanos J. M. (ed.). Pensamiento medieval hispano. Homenaje a Horacio Santiago-Otero, Madrid, 1998, vol. 1, pp. 915 929.
14. García-Hernández B. “Homonimia y fijación textual en las Differentiae isidorianas” in: Wright R. (éd.). Latin vulgaire – latin tardif VIII. Actes du VIIIe colloque international sur le latin vulgaire et tardif. Oxford, 6 – 9 septembre 2006, Hildesheim, 2008, pp. 400–407.
15. Gasti F. L’antropologia di Isidoro. Le fonti del libro XI delle Etimologie. Como, 1998.
16. Gill C. “Psychology” in: Warren J. (ed.). The Cambridge companion to Epicureanism, Cambridge, 2009. pp. 125 141.
17. Hillgarth J. N. “The position of isidorian studies. A critical review of the literature 1936 1975” in: Studi medievali, no. 24, pp. 817 905.
18. Kamenskii Z. A. Metodologiia istoriko-filosofskogo issledovaniia (Methodology of Investigation of the History of Philosophy). Moscow, 2002.
19. Krinitsyna E. S. “Isidor Sevil'skii kak pravoved: ot rimskogo prava k latinskomu bogosloviiu” (Isidore of Seville as Jurist: from the Roman Law to Latin Theology) in: Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, vol. 14, pp. 208 227.
20. Lozano Sebastián F. J. San Isidoro y la Filosofía clásica. León, 1982.
21. Magallón García A.-I. “El método de trabajo de Isidoro de Sevilla” in: Veleia, no. 17, pp. 276–278.
22. Magallón García A.-I. La tradición gramatical de differentia y etymologia hasta Isidoro de Sevilla. Zaragoza, 1996.
23. Messina N. “Le citazioni classiche nelle Etymologiae di Isidoro di Siviglia” in: Archivos leoneses, vol. 68, pp. 205 265.
24. Perel'muter I. A. “Filosofskie shkoly epokhi ellinizma” (Hellenistic Philosophical schools) in: Desnitskaia A. V., Kantsel'son S. D. (ed.) Istoriia lingvisticheskikh uchenii. Drevnii mir (History of Linguistics. Ancient world), Leningrad, 1980.
25. Petrov V. V. “Isidor Sevil'skii” (Isidore of Sevilla) in: Novaia filosofskaia entsiklopediia (New Philosophical Encyclopedia), Moscow, 2009, pp. 156 157.
26. Valastro Canale A. “Isidoro di Siviglia: la vis verbi come riflesso dell’onnipotenza divina” in: Cuadernos de Filología Clásica. Estudios latinos, no. 10, pp. 147 176.
27. Wieacker F. Römische Rechtsgeschichte. Quellenkunde, Rechtsbildung, Jurisprudenz und Rechtsliteratur. Erster Abschnitt. Einleitung, Quellenkunde und Republik. München, 1988.
28. Wood J. The Politics of Identity in Visigothic Spain. Religion and Power in the Histories of Isidore of Seville. Leiden, 2012 (Brill’s Series on the Early Middle Ages; 21).
29. Ziegler K.-H. “Ius gentium als völkerrecht in der Spätantike” in: Feenstra R. e. a. (ed.) Collatio iuris Romani. Études dédiées à Hans Ankum à l´occasion de son 65e anniversaire, Amsterdam, 1995, vol. 2, pp. 665 675.



Воронцов Сергей Александрович

Гришин Алексей Алексеевич

Пол, семья и религия в переписке В. В. Розанова и С. А. Рачинского.

Гришин А. А. Пол, семья и религия в переписке В. В. Розанова и С. А. Рачинского. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). С. 46-64
PDF
Статья посвящена анализу переписки В. В. Розанова и С. А. Рачинского с точки зрения вопросов пола, семьи и их соотношения с религией. Два мыслителя выступают как представители различных мировоззрений, противоположность которых выявляется в ходе осмысления их взглядов на указанные вопросы. Ключевой проблемой в рассматриваемом диалоге является вопрос о восприятии явлений пола, брака и семьи как явлений, относящихся к области сакрального или профанного бытия. Для осмысления этой проблемы представляется конструктивным обращение к отдельным аспектам современных теорий сакрального. Размышление о вопросах пола В. В. Розанов начинает с мысли о связи религиозности с сексуальностью. Позиция Церкви по вопросам брака, как отмечает Розанов, весьма двойственна и неоднозначна: с одной стороны, внешне и теоретически брак признаётся таинством и благословляется, но с другой стороны, внутренне и на уровне непосредственной практики область пола и брака оказывается полем действия административно-репрессивных мер и запретной темой для обсуждения. Выразителем подобного взгляда является и С. А. Рачинский. По Розанову же, высшим проявлением связи пола и религии является сотворение души нового человека Богом, происходящее непосредственно в момент зачатия. Подобное восприятие пола как благословения, по Розанову, — лучшее из возможных лекарств от различного рода вольнодумства, атеизма и других подобных явлений. Проблемы, о которых писал Розанов, в настоящее время отнюдь не исчезли, но скорее напротив усугубились. Обращение к наследию В. В. Розанова и, в частности, рассмотрение идей, высказанных им в диалоге с С. А. Рачинским, может способствовать поиску путей разрешения этих проблем.
пол, семья, брак, любовь, религия, человеческая природа, грех, духовность, святость, В. В. Розанов, С. А. Рачинский
1. Zenkin S. N. Nebozhestvennoe sakral'noe: teorija i hudozhestvennaja praktika (Non-Divine Sacral” Theory and Artistic Practice), Moscow, 2012.
2. Rozanov V. V. Religija. Filosofija. Kul'tura (Religion. Philosophy. Culture), Moscow, 1992.
3. Rozanov V. V. Sobranie sochinenij. Literaturnye izgnanniki (Collected Works. Literary Exiles), M.oscow, 2010. Kn. 2.
4. Struve P. B. (1995) “Bol'shoj pisatel' s organicheskim porokom” (Big Writer with Organic Vice) in: V. V. Rozanov: pro et contra, Saint-Petersburg, 1995, vol. 1, pp. 378–387.

Гришин Алексей Алексеевич

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Антонов Константин Михайлович

От дореволюционной науки о религии к советскому религиоведению: трансформация системы научно-исследовательских программ и формирование «советской» формации дискурса о религии....

Антонов К. М. От дореволюционной науки о религии к советскому религиоведению: трансформация системы научно-исследовательских программ и формирование «советской» формации дискурса о религии.... // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). С. 67-97
PDF
В статье предпринимается попытка комплексного анализа формирования отечественной науки о религии советской эпохи. При рассмотрении перехода от дореволюционного периода развития религиоведения к советскому автор предлагает отказаться от прогрессивных схем развития научного знания и мыслит этот переход как трансформацию и разрыв. В первой части статьи автор, опираясь на ряд ключевых понятий, предложенных М. Фуко в «Археологии знания», стремится проследить трансформацию основных характеристик дискурса о «религии», произошедшую в конце 1910-х — начале 1930-х гг. Затем, используя в качестве основного технического термина, предложенного И. Лака-тосом, понятие «научно-исследовательской программы», он описывает вклад, внесенный в этот процесс основными направлениями религиоведческой мысли того времени: духовно-академической, религиозно-философской и антропологической программами. В заключение предлагается описание основных моментов становления, характерных черт и особенностей советского подхода. Проведенное рассмотрение позволяет автору детализировать его тезис о радикальной трансформации дискурса о религии в указанный период и приводит к выводу, согласно которому советское религиоведение ни в каком смысле не может считаться продолжением дореволюционного научного изучения религии и должно рассматриваться как специфическая и уникальная, по принципам своей организации весьма далекая от общепризнанного понимания «нормальной науки» формация дискурса. 0 религии, в развитии которой внешние факторы явно преобладают над внутренними.
советское религиоведение, наука о религии, история религиоведения, история науки, формация дискурса, научно-исследовательская программа, религия, идеология, прерывность, М. Фуко, И. Лакатос
1. A. I. Gercen ob ateizme, religii i cerkvi (A. Herzen about Atheism, Religion and Church), Moscow, 1977.
2. Abramov A. I. (2001) “D. I. Anichkov” in: Pravoslavnaja jenciklopedija, 2001, vol. 2, pp. 444–445.
3. Al'kor Ja. P. “Predislovie redaktora” (Editor’s Preface) in: Shternberg L. Ja. Pervobytnaja religija, pp. III–XV.
4. Antonov K. M. (2011) “Istoricheskoe izuchenie religii v duhovnyh akademijah v dorevoljucionnoj Rossii” (Historical Study of the Religion in Theological Academies in Prerevolutionary Russia) in: Vestnik PSTGU. Ser. 1. Bogoslovie. Filosofija, 2011, vol. 33, pp. 39–55.
5. Antonov K. M. (2011) “Kn. S. N. Trubeckoj i ego programma issledovanija religii v kontekste istorii otechestvennogo religiovedenija” (S. N. Trubetskoy and His Program of Research of the Religion in the Context of the History of the Russian Religious Study) in: Tochki-Puncta, 2011, vol. 1–2, pp. 17–26.
6. Antonov K. M. (2012) “Stanovlenie religiovedenija v SSSR: 1920–30-e gody” in: Tochki-Puncta, 2012, vol. 1–4, pp. 17–25.
7. Antonov K. M. (2007) “Filosofija religii V. S. Solov'eva” (V. S. Soloviev’s Philosophy of Religion) in: Filosofskie nauki, 2007, vol. 11. pp. 32–50.
8. Bogdanov A. A. Vseobshhaja organizacionnaja nauka. Mehanizm rashozhdenija i dezorganizacii (General Organizing Science: The Mechanism of Divergence and Disorganization), Moscow, 1917.
9. Vajskopf M. Pisatel' Stalin (Stalin the Writer), Moscow, 2001.
10. Vishlenkova E. A. Duhovnaja shkola v Rossii v pervoj chetverti XIX veka (Theological School in Russia in the First Quarter of the XIX Century), Kazan, 1998.
11. Vol'nej Fr. Izbrannye ateisticheskie proizvedenija (Selected Atheistic Works), Moscow, 1962.
12. Glagolev S. S. (1915) “Kritika: [Rec. na] Bogoljubov N. Filosofija religii. Kiev, 1915. T. 1. Ch. 1.” (Critical Review of the Book: Bogoljubov N. Filosofija religii. Kiev, 1915. T. 1. Ch. 1.) in: Bogoslovskij vestnik, 1915, vol. 3/9, pp. 91–222.
13. Glagolev S. S. “Religija kak predmet istoricheskogo i filosofskogo izuchenija: [Rec.na]: Menzis A. Istorija religii. SPb., 1897” (Religion as the Subject of Historical and Philosophical Study. Book Review on: Menzis A. Istorija religii. SPb., 1897) in: Bogoslovskij vestnik, 1897, vol. 3/7, pp. 76–95.
14. D. I. Pisarev ob ateizme, religii i cerkvi (D. I. Pisarev about Atheism, Religion and Church), Moscow, 1984.
15. Didro D. Izbrannye ateisticheskie proizvedenija (Selected Atheistic Works), Moscow, 1956.
16. Dobroljubov N. A. O religii i cerkvi. Izbrannye proizvedenija (On Religion and Church. Selected Works) Moscow, 1960.
17. (1912) “Zhurnaly sobranij Soveta Moskovskoj Duhovnoj Akademii za 1912 g.” (Journals of Meetings of the Council of Moscow Theological Academy in 1912 Year) in: Bogoslovskij vestnik, 1912, vol. 7/8, pp. 1–48.
18. Zybkovec V. F. (1959) “I. I. Skvorcov-Stepanov. Ocherk zhizni i literaturnoj ateisticheskoj dejatel'nosti” (I. I. Skvortsov-Stepanov. Essay of the Life and Literary Atheistic Activity) in: Skvorcov-Stepanov I. I. Izbrannye ateisticheskie proizvedenija, Moscow, 1959, pp. 5–38.
19. Zybkovec V. F. (1959) “Ob odnoj diskussii” (About a Discussion) in: Voprosy istorii religii i ateizma, 1959, vol. 7. pp. 303–312.
20. Zybkovec V. F. (1958) “Problema proishozhdenija religii v sovetskoj nauke (Postanovka voprosa; trudy A. V. Lunacharskogo, E. M. Jaroslavskogo, I. I. Skvorcova-Stepanova)” (The Problem of the Origin of the Religion in the Soviet Science) in: VIRA. 1958, vol. 6, pp. 322–348.
21. Kotrelev N. V. (ed.) (2007) “Iz perepiski knjazej S. N. i E. N. Trubeckih. S. N. Trubeckoj v Berline, zimnij semestr 1890/1891 gg.” (From the Correspondence of S. N. and E. N. Trubetskoy. S. N. Trubetskoy in Berlin, Winter Semester 1890-1891) in: Voprosy filosofii, 2007, vol. 11, pp. 88–104.
22. K. Marks i F. Jengel's ob ateizme, religii i cerkvi (K. Marx and F. Engels about Atheism, Religion and Church). Moscow, 1986.
23. Kagarov E. G. (1913) “Smotr sovremennikam.[Rec. na:] Schmidt W. Der Ursprung der Gottesidee. Munsteri, 1912” (Show for Contemporaries. Review of the Book: Schmidt W. Der Ursprung der Gottesidee. Munsteri, 1912) in: Bogoslovskij vestnik, 1913, vol. 3/12, pp. 821–832.
24. Kautskij K. Antichnyj mir, iudejstvo i hristianstvo (Ancient World, Judaism and Christianity), Saint-Petersbourg, 1909.
25. Klibanov A. I. Religioznoe sektantstvo i sovremennost' (Religious Sectarianism and the Present), Moscow, 1969.
26. Klibanov A. I. Religioznoe sektantstvo v proshlom i nastojashhem. M, 1973.
27. Kolkunova K. Ateisticheskaja propaganda v hudozhestvennoj literature 1950–1960-h gg. in:
Vestnik PSTGU. Ser. 1. Bogoslovie. Filosofija. 2013. Vyp. 5 (49), pp. 113–132.
28. Kostylev P. N. Institualizacija religiovedenija v Moskovskom universitete v
pervoj polovine XX veka in: Vestnik PSTGU. Ser. I: Bogoslovie. Filosofija. 2013.
Vyp. 5(49), pp. 79–95.
29. Krasikov P. A. Izbrannye ateisticheskie proizvedenija (Selected Atheistic Works), Moscow, 1970.
30. Krasnikov A. N. (2006) “Redukcionizm v religiovedenii” in: Religiovedenie: Jenciklopedicheskij slovar', Moscow, 2006.
31. Krupskaja N. K. Iz ateisticheskogo nasledija (From the Atheistic Heritage), Moscow, 1964.
32. Lavrov P. L. O religii (On Religion), Moscow, 1989.
33. Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenij (Complete Works), Moscow, 1964, vol. 45.
34. Lenin V. I. Ob ateizme, religii i cerkvi (On Atheism, Religion and Church), Moscow, 1969.
35. Losskij N. O. Istorija russkoj filosofii (History of the Russian Philosophy), Moscow, 2007.
36. Lukachevskij A. T. (1932) “Vozniknovenie religii i nachal'nye jetapy ee razvitija” (The Origin of the Religion and First Stages of Its Development) in: Pervobytnoe obshhestvo, 1932, pp. 116–144.
37. Lukachevskij A. T. Izuchenie social'nyh kornej religii v SSSR (Study of Social Roots of the Religion in the USSR), Moscow, 1930, pp. 25.
38. Lukachevskij A. T. Marksizm-leninizm kak voinstvujushhij ateizm (Marxism and Leninism as Bellicose Atheism), Moscow, 1933.
39. Lukachevskij A. T. Ocherednye zadachi bor'by s religiej i mezhdunarodnaja rabota SVB (Current Tasks of the Struggle against Religion an the International Work of League of Militant Atheists). Moscow, 1931;
40. Lukachevskij A. T. Proishozhdenie religii (obzor teorij) (The Origin of the Religion (Theoretical Review)). Moscow, 1930.
41. Lukachevskij A. T. Rekonstruktivnyj period i ocherednye zadachi sojuza voinstvujushhih bezbozhnikov (Reconstructive Period and Currents Tasks of the League of Militant Atheists), Moscow, 1930.
42. Lukachevskij A. T. Religija. Programma-konspekt dlja antireligioznyh kruzhkov samoobrazovanija povyshennogo tipa (Religion. Prospectus for Antireligious Circles of Self-Education of Higher Type), Moscow, 1925.
43. Lunacharskij A. V. Ob ateizme i religii (On Atheism and Religion), Moscow, 1972.
44. Lunacharskij A. V. Religija i socialism (Religion and Socialism). Saint-Petersbourg, 1908–1911, vol. 1–2.
45. Mareshal' S. Izbrannye ateisticheskie proizvedenija (Selected Atheistic Works), Moscow, 1958.
46. Matorin N. M. (1932) “Vvedenie. Pervobytnyj kommunizm” (Introduction to Primitive Communism) in: Pervobytnoe obshhestvo, 1932, pp. 21–22.
47. Matorin N. M. “Izuchenie kornej religioznosti i zadachi antireligioznoj raboty” (Study of the Roots of the Religiosity and Tasks of the Atheistic Work) in: Voinstvujushhij ateizm, 1931, vol. 4, pp. 20–28.
48. Matorin N. M. Religija u narodov Volzhsko-Kamskogo kraja prezhde i teper'. Jazychestvo — Islam — Pravoslavie — sektantstvo (Religion of Peoples in Volzhsko-Kamsky Region in Past and Present. Paganism – Islam – Orthodoxy – Sectarianism), Moscow, 1929.
49. Matorin N. M. (1931) “Sovremennyj jetap i zadachi sovetskoj jetnografii” (Modern Stage and Tasks of Soviet Ethnography) in: Sovetskaja jetnografija, 1931, vol. 1–2, pp. 3–38.
50. Matorin N. M.. Pravoslavnyj kul't i proizvodstvo (Orthodox Cult and Manufacture), Moscow, 1931.
51. Men'shikova E. V. Osnovnye napravlenija religiovedcheskih issledovanij v otechestvennoj literature 1920–1930-h godov (General Tendencies of Religious Studies in Russian Literature 1920–1930-s). Moscow, 2009.
52. Men'shikova E. V., Jablokov I. N. (2011) “O periodah v istorii otechestvennogo religiovedenija” (On Periods in the History of Russian Religious Studies) in: Vestnik MGU. Ser. 7. Filosofija, 2011, vol. 5, pp. 98–116.
53. Mitrohin L. N. Filosofskie problemy religiovedenija (Philosophical Problems of Religious Studies), Saint-Petersbourg, 2008.
54. Nikol'skij V. K. Ocherk pervobytnogo chelovechestva (Essay on Primitive Manhood), Moscow, 1926.
55. Nikol'skij V. K. Proishozhdenie religii (Origin of the Religion), Moscow, 1940.
56. Nikol'skij N. M. Religija kak predmet nauki (Religion as an Object of the Science), Minsk, 1923.
57. Plehanov G. V. O religii i cerkvi (On Religion and Church), Moscow, 1957.
58. Pokrovskij A. M. Programma antireligioznogo seminarija dlja pedagogov i samoobrazovanija (Program of the Antireligious Seminar for Pedagogues and Self-Education), Moscow, 1930.
59. Pokrovskij M. N. (1923) “Otvet tov. Stepanovu” (Answer to com. Stepanov) in: Pod znamenem marksizma, 1923, vol. 1, pp. 142–159.
60. Pokrovskij M. N. Ocherk istorii russkoj kul'tury (Essay of the History of the Russian Culture), Moscow, 1915, vol. 1.
61. Preobrazhenskij P. F. Kurs jetnologii (Course of Ethnology), Moscow, 1929.
62. Put' uchenogo. Nikolaj Semenovich Gordienko (N. G. Gordienko), Moscow, 2013.
63. Reznichenko A. A. O smyslah imen: Bulgakov, Losev, Florenskij, Frank et dii minors (On Scences of Names: Bulgakov, Losev, Florensky, Frank et dii minors). Moscow, 2012.
64. Reshetov A. M. (2003) “Tragedija lichnosti: Nikolaj Mihajlovich Matorin” (Tragedy of a Person: N. M. Matorin) in: Repressirovannye jetnografy, 2003, vol. 2, pp. 269–300.
65. Gaponenkov A. A., Nikitina E. P. (eds.) S. L. Frank: saratovskij tekst (S. L. Frank: Saratov’ Text), Saratov, 2006.
66. Savel'ev S. N. (1964) “Em. Jaroslavskij i preodolenie anarhistskih vlijanij v antireligioznoj rabote v SSSR” (E. Yaroslavsky and Overcoming of Anarchical Influences in Antireligious Work in the USSR) in: Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma, Moscow, 1964, vol. VII.
67. Safronov R. O. “Izuchenie sekt v sovetskom religiovedenii: terminologija i podhody” (Research of Sects in Soviet Religious Study: Terminology and Approaches) in: Vestnik PSTGU. Ser. I: Bogoslovie. Filosofija, 2013, vol. 5(49), pp. 96–112.
68. Skvorcov-Stepanov I. I. Izbrannye ateisticheskie proizvedenija (Selected Atheistic Works), Moscow, 1959.
69. Skvorcov-Stepanov I. I. Ocherk razvitija religioznyh verovanij (Essay of Development of Religious Beliefs), Moscow, 1921.
70. Skvorcov-Stepanov I. I. Proishozhdenie nashego boga (po G. Kunovu) (Origin of Our God (by G. Kunov)), Moscow, 1919.
71. Skvorcov-Stepanov I. I. (1922) “Strah smerti protiv istoricheskogo materializma” (Fear of Death against Historical Materialism) in: Pod znamenem marksizma, 1922, vol. 11–12, pp. 83–113.
72. Slezin A. A. Za ≪novuju veru≫: gosudarstvennaja politika v otnoshenii religii i politicheskij kontrol' sredi molodezhi RSFSR (1918–1929 gg.) (For “New Belief”: State Politics towards Religion and Political Control amongst Youth of the USSR (1918–1929)) in: http:in:www.rae.ru/monographs/60-2384).
73. Smirnov M. Ju. Ocherk istorii rossijskoj sociologii religii (Essay of History of the Russian Sociology of Religion). Saint-Petersbourg, 2008.
74. Smirnov M. Ju. (2013) “Religija i Biblija v trudah V. I. Ul'janova (Lenina)” (Religion and Bible in Lenin’s Works) in: Smirnov M. Ju. Religija i religiovedenie v Rossii. Saint-Petersburg, 2013, pp. 273–336.
75. Smirnov M. Ju. (2013) “Rossijskoe religiovedenie: problema samoidentifikacii” (Russian Religious Studies: Problem of the Self-Identification) in: Smirnov M. Ju. Religija i religiovedenie v Rossii, Saint-Petersburg, 2013, pp. 151–170.
76. Solov'ev V. S. (1988) “Kritika otvlechennyh nachal” (Critics of Abstract Principles) in: Solov'ev V. S. Sochinenija: V 2 t. Moscow, 1988.
77. Solov'ev V. S. “Pervobytnoe jazychestvo — ego zhivye i mertvye ostatki” (Primitive Paganism — Its Live and Dead Remains) in: Solov'ev V. P. Sobr. soch., Moscow, vol. 6, pp. 158–214.
78. Suhova N. Ju. (2007) “Nauchnye komandirovki rossijskih bogoslovov za granicu i ih znachenie
dlja rossijskogo duhovnogo obrazovanija i bogoslovskoj nauki (vtoraja polovina XIX —
nachalo XX v.)” (Academic Trips of Russian Theologies to Foreign Countries and Its Significance for Russian Theological Education and Theological Science (Second Half of XIX – Beginning of XX C.)) in: Suhova N. Ju. Vertograd nauk duhovnyj: Sb. statej po istorii vysshego duhovnogo obrazovanija v Rossii (XIX — nachalo XX veka), Moscow, 2007, pp. 172–216.
79. Suhova N. Ju. Sistema nauchno-bogoslovskoj attestacii v Rossii v XIX — nachale XX v. (System of Theological Scientific Evaluation in Russia in XIX — Beginning of XX C.), Moscow, 2010, pp. 555.
80. Suhopljuev I. Antireligioznaja propaganda. Programma dlja gorodskih i okruzhnyh antireligioznyh seminarov i klubnyh kruzhkov (Antireligious Propaganda. Program for Urban and Provincial Antireligious Seminars and Circles), Kharkov, 1925.
81. Tazhurizina Z. A. Ateisticheskoe dvizhenie v SSSR v 20–30-e gody (Atheistic Movement in USSR in 20–30-s) in: http:in:www.ateism.ru/articles/tazhurisina02.htm.
82. Tokin N. Ocherk proishozhdenija religioznyh verovanij (Essay on Origin of Religious Beliefs), Moscow, 1930.
83. Tolstov S. P. (1938) “Rasizm i teorija kul'turnyh krugov” (Racism and Theory of Cultural Circles) in: Nauka o rasah i rasizm, Moscow, 1938, vol. 4, pp. 125–168.
84. Trubeckoj S. N. Sobranie sochinenij (Collected Works), Moscow, 1908.
85. Fedoseev P. N. Marksizm-leninizm o religii i ee preodolenii (Marxism-Leninism on Religion and Its Overcoming), Moscow, 1941.
86. Fedoseev P. N. (1939) “Gnoseologicheskie korni religioznyh verovanij” in: Antireligioznik, 1939, vol. 9, pp. 5–10.
87. Fedoseev P. N. O religii i bor'be s nej (On Religion and Struggle with It), Moscow, 1938.
88. Fedoseev P. N. Protiv mehanicizma i men'shevistvujushhego idealizma v antireligioznoj propagande (Against Mechanism and Menshevistic Idealism in the Antireligious Propaganda), Moscow, 1934.
89. Fejerabend P. Protiv metoda. Ocherk anarhistskoj teorii poznanija (Against Method. Essay of Anarchistic Theory of Cognition), Moscow, 2007.
90. Frank S. L. Neprochitannoe… (Non Read), Moscow, 2001.
91. Francev Ju. P. U istokov religii i svobodomyslija (At the Source of Religion and Freethinkig), Moscow, 1959.
92. Francev Ju. P. Fetishizm i problema proishozhdenija religii (Fetishism and Problem of the Origin of Religion). Moscow, 1940.
93. Frejdenberg O. M. (1985) “Budet li moskovskij Njurnberg? Iz zapisok 1946–1949 godov” (Be Moscow Nürnberg? From Notes of 1946–1949 years) in: Sintaksis. Publicistika. Kritika. Polemika, Paris, 1985, vol. 16, pp. 49–164.
94. Fuko M. Arheologija znanija (Archeology of Knowledge), Saint-Petersbourg, 2012.
95. Fuko M. (1996) “Chto takoe avtor?” (What is Author) in: Fuko M. Volja k istine: po tu storonu znanija, vlasti I seksual'nosti, Moscow, 1996, pp. 7–46.
96. Hondzinskij P., prot. Svjatitel' Filaret Moskovskij: bogoslovskij sintez jepohi (St Philaret of Moscow: Theological Synthesis of the Epoch), Moscow, 2010.
97. Hrisanf (Retivcev), ep. Religii drevnego mira v ih otnoshenii k hristianstvu (Religions of Ancient World in Their Relation to Christianity), Saint-Petersbourg, 1878, vol. 3, pp. 653–673.
98. Chistovich I. A. Istorija SPb. Duhovnoj Akademii (History of Saint-Petersbourg Theological Academy), Saint-Petersbourg, 1857.
99. Shahnovich M. I. (1967) “Issledovanie sovetskoj naukoj problem proishozhdenija religii I ee rannih form” (Soviet Research of Problem of the Origin of Religion and Its Early Forms) in: Voprosy nauchnogo ateizma, 1967, vol. 4, pp. 242–266.
100. Shahnovich M. M. Antropologicheskoe religiovedenie v rossijskoj akademicheskoj nauke v pervoj chetverti XX veka (Anthropological Religious Study in Russian Science in the First Quarter of XX C.) in: http:in:anthropology.ru/ru/texts/shakhn/anthropp.html.
101. Shahnovich M. M. (2006) “Istorija otechestvennogo religiovedenija XVIII vek” (History of Russian Religious Study XVIII C.) in: Shahnovich M. M. Ocherki po istorii religiovedenija, Saint-Petersbourg, 2006, pp. 24–72.
102. Shahnovich M. M. (2012) “L. Ja. Shternberg i «nauka o religii»” (L. Ya. Sternberg and the “Science about Religion”) in: Lev Shternberg — grazhdanin, uchenyj, pedagog. K 150-letiju so dnja rozhdenija, Saint-Petersbourg, 2012, pp. 190–200.
103. Shahnovich M. M. Ocherki po istorii religiovedenija (Essay on History of Religious Studies), Saint-Petersbourg, 2006.
104. Shejnman M. M. (1958) “Propagandist ateizma Em. Jaroslavskij” (Propagandist of Atheism E. Yaroslavsky) in: Voprosy istorii religii i ateizma, 1958, vol. 6, pp. 75–104.
105. Shirjaev B. N. Neugasimaja lampada (Unquenchable Lamp), New York, 1954.
106. Shirjaev B. N. Otec Arsenij (Father Arseny) Moscow, 1993.
107. Shternberg L. Ja. (1926) “Sovremennaja jetnologija, novejshie uspehi, nauchnye techenija i metody” (Contemporary Ethnography, Newest Successes, Scientific Trends and Methods) in: Jetnografija, 1926, vol. 1–2, pp. 15–43.
108. Shternberg L. Ja. Pervobytnaja religija v svete jetnografii (Primitive Religion in the Light of Ethnography), Moscow, 1936.
109. Jelbakjan E. S. Fenomen sovetskogo religiovedenija (Phenomenon of Soviet Religious Study) in: http:in:www.religiopolis.org/religiovedenie/3935-fenomen-sovetskogo-religiovedenij a.html#_ednref34
110. Jel'muratov R. Zarubezhnye komandirovki kak sredstvo podgotovki nauchno-prepodavatel'skih kadrov v duhovnyh akademijah Rossii (1869–1914 gg.) (Foreign Scientific Trips as a Means for Preparing of Scientific-Pedagogical Personnel in Russian Theological Academies (1869–1914)) in: http:in:ru.convdocs.org/docs/index-205266.html.
111. Jablokov I. N. (2011) “K diskussii o sovremennom sostojanii i istorii otechestvennogo religiovedenija” (On the Discussion about Contemporary Condition and History of Russian Religious Studies) in: Gosudarstvo, religija, Cerkov' v Rossii i za rubezhom, 2011, vol. 1, pp. 165–173.
112. Jakushev A. N. Organizacionno-pravovoj analiz podgotovki nauchnyh kadrov i prisuzhdenija uchenyh stepenej v universitetah i akademijah Rossii (1747–1918): istorija i opyt realizacii (Organasing-Low Analysis of the Preparation of Scientific Personnel and of the Graduation in Universities and Theological Academies of Russia (1747–1918): History and Experience of Realisation), Saint-Petersbourg, 1998.
113. Jaroslavskij Em. (1940) “Antimarksistskie izvrashhenija i vul'garizatorstvo tak nazyvaemoj ≪shkoly≫ Pokrovskogo” (Antimarxist Distortion and Vulgarization of So Called “Pokrovsky’s School”) in: Protiv antimarksistskoj koncepcii M. N. Pokrovskogo, Moscow, 1940, vol. 2.
114. Jaroslavskij Em. O religii (On Religion), Moscow, 1958.

Антонов Константин Михайлович

РЕЦЕНЗИИ

Небольсин Антон Сергеевич

Рец. на кн.: Tóth F. Das Tier, sein Bild und der falsche Prophet. Untersuchungen zum zeitgeschichtlichen Hintergrund von Johannesoffenbarung 13 unter der Einbeziehung des antiken Orakelwesens. Neukirchener, 2012

Небольсин А. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). С. 101-104 — Рец. на кн.: Tóth F. Das Tier, sein Bild und der falsche Prophet. Untersuchungen zum zeitgeschichtlichen Hintergrund von Johannesoffenbarung 13 unter der Einbeziehung des antiken Orakelwesens. Neukirchener, 2012
PDF

Небольсин Антон Сергеевич

Михайлов Петр Борисович

Рец. на кн.: Ευκαρπα. Études sur la Bible et ses exégètes / M. Loubet, D. Pralon, éds. Paris: Cerf, 2011

Михайлов П. Б. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). С. 105-108 — Рец. на кн.: Ευκαρπα. Études sur la Bible et ses exégètes / M. Loubet, D. Pralon, éds. Paris: Cerf, 2011
PDF

Михайлов Петр Борисович

Ткаченко Александр Анатольевич

Рец. на кн.: Ablution, Initiation, and Baptism: Late Antquity, Early Judaism, and Early Christianity / D. Hellhol et al., eds. De Gruyter, 2011. Vol. 1-3

Ткаченко А. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). С. 108-112 — Рец. на кн.: Ablution, Initiation, and Baptism: Late Antquity, Early Judaism, and Early Christianity / D. Hellhol et al., eds. De Gruyter, 2011. Vol. 1-3
PDF

Ткаченко Александр Анатольевич

Давыденков Олег Викторович, протоиерей

Рец. на кн.: Gleede B. The Development of the Term Enupostatos from Origen to John

Давыденков О. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). С. 112-116 — Рец. на кн.: Gleede B. The Development of the Term Enupostatos from Origen to John
PDF

Давыденков Олег Викторович, протоиерей

Видякин Егор Павлович,

Рец. на кн.: Κάλλιστος Α' Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως Ψ&#

Видякин Е. П. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). С. 116-120 — Рец. на кн.: Κάλλιστος Α' Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως Ψ&#
PDF

Видякин Егор Павлович,

Сержантов Павел Борисович,

Рец. на кн.: Larchet J.-C. L'Église, Corps du Christ. Vol. 1. Cerf, 2012

Сержантов П. Б. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). С. 120-123 — Рец. на кн.: Larchet J.-C. L'Église, Corps du Christ. Vol. 1. Cerf, 2012
PDF

Сержантов Павел Борисович,

Шилов Евгений Вадимович, священник

Рец. на кн.: Kern U. Der Gang der Vernunft bei Meister Eckhart. LIT Verlag, 2012

Шилов Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). С. 123-126 — Рец. на кн.: Kern U. Der Gang der Vernunft bei Meister Eckhart. LIT Verlag, 2012
PDF

Шилов Евгений Вадимович, священник

Болдарева Виктория Николаевна

Рец. на кн.: Мареев С. Н. Миф о Бердяеве. Современная гуманитарная академия, 2012

Болдарева В. Н. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). С. 126-131 — Рец. на кн.: Мареев С. Н. Миф о Бердяеве. Современная гуманитарная академия, 2012
PDF

Болдарева Виктория Николаевна

Забаев Иван Владимирович; Кострова Елизавета Алексеевна

Рец. на кн.: The Public Significance of Religion / L. J. Francis, H.-G. Ziebertz, eds. Brill, 2011

Кострова Е. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). С. 132-137 — Рец. на кн.: The Public Significance of Religion / L. J. Francis, H.-G. Ziebertz, eds. Brill, 2011
PDF

Забаев Иван Владимирович


Кострова Елизавета Алексеевна

Павлюткин Иван Владимирович

Рец. на кн.: Higton M. A. Theology of Higher Education. Oxford University Press, 2012

Павлюткин И. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). С. 138-141 — Рец. на кн.: Higton M. A. Theology of Higher Education. Oxford University Press, 2012
PDF

Павлюткин Иван Владимирович