Статья посвящена одной из самых обсуждаемых проблем в истории Церкви и Византийского государства, вопросу о причинах и обстоятельствах появления иконоборчества в VIII веке. Автор исследует противоречие между поздними и ранними свидетельствами о роли в распространении ереси малоазийских епископов, в частности Константина епископа Наколийского. В качестве ключевого позднего памятника взяты деяния VII Вселенского собора, где Константин описан как ересиарх иконоборчества, ранние представлены посланиями Германа I патриарха Константинопольского, в которых отношение этого епископа к иконам и их почитанию соответствует принятым в Церкви нормам. Выявленное расхождение в историографии обычно разрешалось еще одним сочинением Германа, трактатом «О ересях и соборах», строки из которого прямо указывают на вину Наколийского епископа. Однако анализ текста произведения показывает, что он никак не мог принадлежать патриарху и был написан позже, а значит, был зависим. В итоге автор развивает идею о нарочитом выставлении на VII Вселенском соборе ересиархом Константина, чтобы избежать прямого и даже косвенного упоминания имен настоящих виновников церковной смуты, императоров исаврийской династии, Льва III и Константина V, потомки которых и выступили инициаторами собора и признавались победителями иконоборческой ереси.
Патриарх Герман, Константин Наколийский, Фома Клавдиупольский, патриарх Тарасий, Лев III Исавр, Константин V Копроним, Ирина, Константин VI, иконоборчество, VII Вселенский собор
1. Afinogenov D. E. Konstantinopol’skij patriarhat i ikonoborcheskij krizis v Vizantii (784–847) (Patriarchate of Constantinople and Iconoclastic Crisis in Byzantium (784–847)). Moscow, 1997.
2. Alexander P. The Patriarch Nicephorus of Constantinople. Oxford, 1958.
3. Andreev I. D. German i Tarasij patriarhi Konstantinopol’skie (Germanus and Tarasius Patriarchs of Constantinople). Sergiyev Posad, 1907.
4. Auzepy M.-F. (éd). La vie d’Étienne le jeune par Étienne le diacre. Paris, 1997.
5. Gero S. Byzantine Iconoclasm during the Reign of Leo III. Louvain, 1973.
6. Gouillard J. 1965. L’hérésie dans l’empire byzantine des origines au XIIe siècle. Travaux et memoires, vol. 1, pp. 299–324.
7. Ladner G. B. 1940. Origin and Significance of Byzantine Iconoclastic Controversy. Medieval Studies, vol. 2, pp. 127–149.
8. Lamza L. Patriarch Germanos I. von Konstantinopel (715–730). Würzburg, 1975.
9. Ostrogorsky G. 1930. Les débuts de la Querelle des Images. Mélanges Charles Diehl. Paris, 1930, vol. 2, pp. 235–255.
10. Speck P. 1995. Die Affäre um Konstantin von Nakoleia. Byzantinische Zeitschrift, vol. 88, pp. 148–154.
11. Σταυριάνος Κ. Σ. Ἅγιος Γερμανὸς Α´ ὁ ὁμολογητὴς Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως (St Germanus I. the Confessor, Patriarch of Constantinople). Ἀθῆνα, 2003.
12. Stein В. Der Beginn des Byzantinischen Bilderstreites und seine Entwicklung bis in die 40er Jahre des 8. Jahrhunderts. München, 1980.
13. Zaplatnikov S. V. 2013. Ideja Vselenskogo sobora v VIII veke (The Idea of an Ecumenical Council in the VIIIth Century). Materialy Ezhegodnoj bogoslovskoj konferencii PSTGU. Мoscow, 2013, pp. 259-261