БОГОСЛОВИЕ
Фокин Алексей Русланович
Ссылка на статью:
Фокин А. Р. Элементы учения об обожении в латинской патристике // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 7-20
Аннотация
В статье исследуются основные элементы классического восточно-христианского учения об обожении в латинской патристике, такие как тесная связь обожения человека с воплощением Бога, обожение человеческой природы Христа, усыновление людей Богу во Христе действием Св. Духа, вознесение человечества на небо, причастие людей Божественной природе и др. Показывается, как увлечение идеей обожения привело некоторых западных богословов к опасности пантеистического растворения человечества в Боге, а человеческой природы Христа — в Его Божестве. Анализируется, как вместо этого блж. Августином был предложен собственный вариант учения об обожении, характеризуемый юридическими понятиями нравственного оправдания и внешнего усыновления, по сути подменивший концепцию обожения концепцией «равноангельности», в результате чего классическое патристическое учение об обожении, свойственное многим ранним латинским отцам Церкви, на Западе было несправедливо предано забвению.
Ключевые слова
христианство, богословие, сотериология, патристика, блж. Августин, обожение, природа, воплощение, равноангельность, усыновление
Данные об авторе
В статье исследуются основные элементы классического восточно-христианского учения об обожении в латинской патристике, такие как тесная связь обожения человека с воплощением Бога, обожение человеческой природы Христа, усыновление людей Богу во Христе действием Св. Духа, вознесение человечества на небо, причастие людей Божественной природе и др. Показывается, как увлечение идеей обожения привело некоторых западных богословов к опасности пантеистического растворения человечества в Боге, а человеческой природы Христа — в Его Божестве. Анализируется, как вместо этого блж. Августином был предложен собственный вариант учения об обожении, характеризуемый юридическими понятиями нравственного оправдания и внешнего усыновления, по сути подменивший концепцию обожения концепцией «равноангельности», в результате чего классическое патристическое учение об обожении, свойственное многим ранним латинским отцам Церкви, на Западе было несправедливо предано забвению.
христианство, богословие, сотериология, патристика, блж. Августин, обожение, природа, воплощение, равноангельность, усыновление
Фокин Алексей Русланович
Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей
Ссылка на статью:
Хондзинский П. В. Учение святителя Феофана о благодати и «чистой любви» в контексте идей блж. Августина // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 21-29
Аннотация
Статья посвящена вопросу о том, каким образом соотносятся идеи свт. Феофана о благодати и «чистой любви» с учением блж. Августина о человеке. Автор раскрывает новую грань в богословии свт. Феофана, которую до сих пор никто не исследовал — антропологию, выстраиваемую им с опорой на идеи «Добротолюбия», и проводит сравнительный анализ его идей с богословским наследием блж. Августина. В результате проведенного исследования в работе обнаруживается сходство обоих авторов в представлениях о существенной несамодостаточности человеческого существа, о ничтожности человека и о
всесильности благодати Божией. При этом главное их концептуальное отличие состоит в воззрениях на понятие свободы.
Ключевые слова
Свт. Феофан Исповедник, прп. Паисий Величковский, блж. Августин, Добротолюбие, антропология, свобода, благодать, душа, человек, грехопадение, христианская психология
Данные об авторе
Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей
Статья посвящена вопросу о том, каким образом соотносятся идеи свт. Феофана о благодати и «чистой любви» с учением блж. Августина о человеке. Автор раскрывает новую грань в богословии свт. Феофана, которую до сих пор никто не исследовал — антропологию, выстраиваемую им с опорой на идеи «Добротолюбия», и проводит сравнительный анализ его идей с богословским наследием блж. Августина. В результате проведенного исследования в работе обнаруживается сходство обоих авторов в представлениях о существенной несамодостаточности человеческого существа, о ничтожности человека и о
всесильности благодати Божией. При этом главное их концептуальное отличие состоит в воззрениях на понятие свободы.
Свт. Феофан Исповедник, прп. Паисий Величковский, блж. Августин, Добротолюбие, антропология, свобода, благодать, душа, человек, грехопадение, христианская психология
Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей
Михайлов Петр Борисович
Ссылка на статью:
Михайлов П. Б. История как предмет богословия // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 30-40
Аннотация
Данная публикация предлагает обзор основных исторических концепций, принадлежащих католическим и православным богословам XX в. и исходящих из запроса к богословскому анализу истории, сформировавшегося в философской и исторической среде. Автор выявляет в своем материале наиболее проблемный узел богословия истории, понимаемого как новый тип богословской рефлексии: соотношение профанного и сакрального измерений истории. На основании того или иного решения этой проблемы и формируются основные подходы в богословском осмыслении истории и действий Бога и человека в ней.
Ключевые слова
философия истории, богословие истории, история сакральная и история профанная
Данные об авторе
Данная публикация предлагает обзор основных исторических концепций, принадлежащих католическим и православным богословам XX в. и исходящих из запроса к богословскому анализу истории, сформировавшегося в философской и исторической среде. Автор выявляет в своем материале наиболее проблемный узел богословия истории, понимаемого как новый тип богословской рефлексии: соотношение профанного и сакрального измерений истории. На основании того или иного решения этой проблемы и формируются основные подходы в богословском осмыслении истории и действий Бога и человека в ней.
философия истории, богословие истории, история сакральная и история профанная
Михайлов Петр Борисович
ФИЛОСОФИЯ
Гидиринский Виктор Ильич
Ссылка на статью:
Гидиринский В. И. Творчество Пушкина в интерпретации русских религиозных мыслителей в контексте проблемы взаимоотношения философии, литературы и религии в русской культуре // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 43-53
Аннотация
Статья посвящена проблеме отношений философии, религии и художественной литературы в русской культуре XIX в. Автор подробно останавливается на методологических аспектах этой проблемы, разбирая два возможных подхода к ее разрешению: двуединый, характерный для материалистической философии и триединый, характерный для религиозно-философского дискурса; а также две основные формы ее рассмотрения: персонифицированную и интегральную. Примером применения триединого подхода служит автору анализ соотношения литературы, философии и религии в творчестве А. С. Пушкина у таких представителей русской религиозно-философской мысли, как С. Л. Франк и И. А. Ильин. В заключение предлагаются собственные выводы автора относительно основной религиозно-метафизической установки творчества Пушкина и ее своеобразного места в истории русской литературы и религиозного сознания.
Ключевые слова
религия, философия, литература, методология, А. С. Пушкин, С. Л. Франк, И. А. Ильин
Данные об авторе
Статья посвящена проблеме отношений философии, религии и художественной литературы в русской культуре XIX в. Автор подробно останавливается на методологических аспектах этой проблемы, разбирая два возможных подхода к ее разрешению: двуединый, характерный для материалистической философии и триединый, характерный для религиозно-философского дискурса; а также две основные формы ее рассмотрения: персонифицированную и интегральную. Примером применения триединого подхода служит автору анализ соотношения литературы, философии и религии в творчестве А. С. Пушкина у таких представителей русской религиозно-философской мысли, как С. Л. Франк и И. А. Ильин. В заключение предлагаются собственные выводы автора относительно основной религиозно-метафизической установки творчества Пушкина и ее своеобразного места в истории русской литературы и религиозного сознания.
религия, философия, литература, методология, А. С. Пушкин, С. Л. Франк, И. А. Ильин
Гидиринский Виктор Ильич
Антонов Константин Михайлович
Ссылка на статью:
Антонов К. М. Идея сообщества ученых и ее религиозный смысл в русской мысли конца XIX века: вопрос о коммуникативной природе науки и концепция всеединства // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 54-68
Аннотация
Участие мыслителей круга Вл. Соловьева в процессах самоорганизации научного сообщества в России было не случайным фактом, а реализацией того понимания науки, которое в неявном виде содержалось в основополагающей для них концепции всеединства. Автор считает необходимым проследить смысловые связи, соединяющие эти аспекты в их мышлении и практике, показать теоретическую и практическую актуальность этого понимания. Для достижения этой цели автор представил основные моменты коммуникативного понимания науки, намеченные в программных текстах первого редактора «Вопросов философии и психологии» Н. Я. Грота и посвященных проблемам российских университетов публикациях кн. С. Н. Трубецкого; соотнес их с разработанным кн. С. Н. Трубецким учением о «соборной» природе человеческого сознания; показал его генетическую связь с концепцией всеединства и в заключение указал на точки пересечения этих идей с предложенной К. О. Апелем концепцией неограниченного коммуникативного сообщества как условия возможности социальных наук. По мнению автора, несмотря на гораздо более детальную разработку этих вопросов в современной немецкой философии, предложения русских мыслителей сохраняют свою актуальность, так как более радикально указывают на трансцендентность «идеального коммуникативного сообщества» по отношению к любому эмпирическому обществу; в большей мере учитывают импульсы к осуществлению этого идеала, исходящие из Церкви, как общества богочеловеческого.
Ключевые слова
Н. Я. Грот, С. Н. Трубецкой, Вл. С. Соловьев, К.-О. Апель, «Вопросы философии и психологии», университет, «соборность сознания», всеединство, интерсубъективность, цельное знание, этика, коммуникативное сообщество, Церковь
Данные об авторе
Антонов Константин Михайлович
Участие мыслителей круга Вл. Соловьева в процессах самоорганизации научного сообщества в России было не случайным фактом, а реализацией того понимания науки, которое в неявном виде содержалось в основополагающей для них концепции всеединства. Автор считает необходимым проследить смысловые связи, соединяющие эти аспекты в их мышлении и практике, показать теоретическую и практическую актуальность этого понимания. Для достижения этой цели автор представил основные моменты коммуникативного понимания науки, намеченные в программных текстах первого редактора «Вопросов философии и психологии» Н. Я. Грота и посвященных проблемам российских университетов публикациях кн. С. Н. Трубецкого; соотнес их с разработанным кн. С. Н. Трубецким учением о «соборной» природе человеческого сознания; показал его генетическую связь с концепцией всеединства и в заключение указал на точки пересечения этих идей с предложенной К. О. Апелем концепцией неограниченного коммуникативного сообщества как условия возможности социальных наук. По мнению автора, несмотря на гораздо более детальную разработку этих вопросов в современной немецкой философии, предложения русских мыслителей сохраняют свою актуальность, так как более радикально указывают на трансцендентность «идеального коммуникативного сообщества» по отношению к любому эмпирическому обществу; в большей мере учитывают импульсы к осуществлению этого идеала, исходящие из Церкви, как общества богочеловеческого.
Н. Я. Грот, С. Н. Трубецкой, Вл. С. Соловьев, К.-О. Апель, «Вопросы философии и психологии», университет, «соборность сознания», всеединство, интерсубъективность, цельное знание, этика, коммуникативное сообщество, Церковь
Антонов Константин Михайлович
ПУБЛИКАЦИИ
Бурмистров Констанин Юрьевич; Козырев Алексей Павлович
Ссылка на статью:
Козырев А. П. Письмо прот. Сергия Булгакова иеромонаху Афанасию (Петрову) / Подготовка текста, примечания К.Ю. Бурмистров, А.П. Козырев // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 71-78
Аннотация
В публикации представлен текст письма прот. Сергия Булгакова иеромонаху Афанасию (Петрову), впервые публикуемого по оригиналу сохранившегося письма. Оно было написано в разгар знаменитого «Спора о Софии». В нем ярко представлено как понимание Булгаковым смысла своего богословствования, так и его отношение к происходящим событиям и их основным участникам. Текст снабжен содержательным введением, в котором указаны контекст и обстоятельства появления письма, а также подробным комментарием по персоналиям и основным проблемам, затрагиваемым в тексте.
Ключевые слова
прот. Сергий Булгаков, иеромонах Афанасий (Петров), В. Н. Лосский, прот. Георгий Флоровский, «Парижское богословие», софиология, Карловацкий собор, «Большая трилогия»
Данные об авторе
Бурмистров Констанин Юрьевич
Козырев Алексей Павлович
В публикации представлен текст письма прот. Сергия Булгакова иеромонаху Афанасию (Петрову), впервые публикуемого по оригиналу сохранившегося письма. Оно было написано в разгар знаменитого «Спора о Софии». В нем ярко представлено как понимание Булгаковым смысла своего богословствования, так и его отношение к происходящим событиям и их основным участникам. Текст снабжен содержательным введением, в котором указаны контекст и обстоятельства появления письма, а также подробным комментарием по персоналиям и основным проблемам, затрагиваемым в тексте.
прот. Сергий Булгаков, иеромонах Афанасий (Петров), В. Н. Лосский, прот. Георгий Флоровский, «Парижское богословие», софиология, Карловацкий собор, «Большая трилогия»
Бурмистров Констанин Юрьевич
Козырев Алексей Павлович
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Шилов Евгений Вадимович, священник
Ссылка на статью:
Шилов Е. В. Учение Фомы Аквинского о душе: старые проблемы, новые решения. Предпосылки «томического синтеза» // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 81-102
Аннотация
В статье рассмотрены два основных подхода к учению о душе: Платона и Аристотеля. Каждый из этих подходов имел свое развитие и свою интерпретацию. Наиболее важной для эпохи Средневековья представляется научная парадигма Платона, которая через неоплатонизм была воспринята блж. Августином и стала достоянием последующей западной христианской письменности, вплоть до рецепции ее францисканским орденом (Роджер Бэкон и Бонавентура). Эта парадигма не решала многих проблем, связанных с антропологией и учением о душе и многие вопросы оставляла открытыми. В конце XII в., в связи с ростом Университетов, выявляется и принимается новая «парадигма» — учение Аристотеля, которое через арабских толкователей становится достоянием Запада. Наиболее важными здесь представляются два толкователя — Авиценна (и его влияние на Альберта Великого) и Аверроэс. И та, и другая традиция интерпретации оказались тупиковыми и также не смогли решить поставленных перед ними проблем. Фома Аквинский смог распутать этот «гордиев узел» учения о душе и создать новое понимание человека, используя при этом и психологию Платона, и метафизику Аристотеля. Статья ставит перед собой задачей выявить сложности, стоявшие перед Фомой, и объяснить, как Фома смог решить стоявшую перед ним проблему, не решенную на протяжении многих веков — проблему согласования и примирения Платона и Аристотеля.
Ключевые слова
душа, антропология, Фома Аквинский, Средневековье, средневековая философия, Платон, Августин, апологеты, Аристотель, Аверроэс, Авиценна, Бонавентура, Альберт Великий, hoc aliquid, forma
Данные об авторе
Шилов Евгений Вадимович, священник
В статье рассмотрены два основных подхода к учению о душе: Платона и Аристотеля. Каждый из этих подходов имел свое развитие и свою интерпретацию. Наиболее важной для эпохи Средневековья представляется научная парадигма Платона, которая через неоплатонизм была воспринята блж. Августином и стала достоянием последующей западной христианской письменности, вплоть до рецепции ее францисканским орденом (Роджер Бэкон и Бонавентура). Эта парадигма не решала многих проблем, связанных с антропологией и учением о душе и многие вопросы оставляла открытыми. В конце XII в., в связи с ростом Университетов, выявляется и принимается новая «парадигма» — учение Аристотеля, которое через арабских толкователей становится достоянием Запада. Наиболее важными здесь представляются два толкователя — Авиценна (и его влияние на Альберта Великого) и Аверроэс. И та, и другая традиция интерпретации оказались тупиковыми и также не смогли решить поставленных перед ними проблем. Фома Аквинский смог распутать этот «гордиев узел» учения о душе и создать новое понимание человека, используя при этом и психологию Платона, и метафизику Аристотеля. Статья ставит перед собой задачей выявить сложности, стоявшие перед Фомой, и объяснить, как Фома смог решить стоявшую перед ним проблему, не решенную на протяжении многих веков — проблему согласования и примирения Платона и Аристотеля.
душа, антропология, Фома Аквинский, Средневековье, средневековая философия, Платон, Августин, апологеты, Аристотель, Аверроэс, Авиценна, Бонавентура, Альберт Великий, hoc aliquid, forma
Шилов Евгений Вадимович, священник
РЕЦЕНЗИИ
Лявданский Алексей Кимович
Ссылка на рецензию:
Лявданский А. К. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 105-110 — Рец. на кн.: Weigl M. Die aramäischen Achikar-Sprüche aus Elephantine und die alttestamentliche Weisheitsliteratur. B.: De Gruyter, 2010 (Beihefte zur Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft; 399). XVI, 880 S.
Данные об авторе
Лявданский Алексей Кимович
Лявданский Алексей Кимович
Сильвестрова Елена Витальевна
Ссылка на рецензию:
Сильвестрова Е. В. В поисках утерянного наследия римского права // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 111-117 — Рец. на кн.: Gallo F. Celso e Kelsen. Per la riformazione della scienza giuridica. G. Giapichelli editore, 2010
Данные об авторе
Сильвестрова Елена Витальевна
Сильвестрова Елена Витальевна
Гришин Алексей Алексеевич
Ссылка на рецензию:
Гришин А. А. О. Павел Флоренский и В. В. Розанов: диалог священника и семьянина // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 117-123 — Рец. на кн.: Розанов В. В. Собрание сочинений. Литературные изгнанники. Книга вторая. Республика, 2010
Данные об авторе
Гришин Алексей Алексеевич
Гришин Алексей Алексеевич
Давыдов Иван Павлович
Ссылка на рецензию:
Давыдов И. П. Философия? Религии? // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 123-128 — Рец. на кн.: Философия религии: альманах 2006—2007 / В. К. Шохин, отв. ред. Наука, 2007; Философия религии: Альманах 2008—2009 / В. К. Шохин, отв. ред. Языки славянских культур, 2010; Философия религии: Альманах 2010—2011 / В. К. Шохи
Карпов Кирилл Витальевич; Шохин Владимир Кириллович
Ссылка на рецензию:
Шохин В. К. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 129-137 — Рец. на кн.: Философия религии: альманах 2006–2007 / Отв. ред. В. К. Шохин. М.: Наука, 2007. 498 с. Философия религии: Альманах 2008–2009 / Отв. ред. В. К. Шохин. М.: Языки славянских культур, 2010. 528 с. Философия религии: Альманах 2010–2011 / Отв. ред
Данные об авторе
Карпов Кирилл Витальевич
Шохин Владимир Кириллович
Карпов Кирилл Витальевич
Шохин Владимир Кириллович
Носачев Павел Георгиевич
Ссылка на рецензию:
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 137-141 — Рец. на кн.: Horowitz M. Occult America: White House Seances, Ouij a Circles, Masons, and the Secret Mystic History of Our Nation. N. Y.: Random house publishing, 2010. 292 p.
Муратова Анна Александровна
Ссылка на рецензию:
Муратова А. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 141-144 — Рец. на кн.: Beck U. A God of One’s Own: Religion’s Capacity for Peace and Potential for Violence. Cambridge: Polity Press, 2010.
Данные об авторе
Муратова Анна Александровна
Муратова Анна Александровна
Павлюткина Елена Леонидовна
Ссылка на рецензию:
Павлюткина Е. Л. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 145-148 — Рец. на кн.: Welfare and Religion in 21st Century Europe. Volume 1: Configuring the Connections / A. Bäckström, G. Davie, eds. Farnham; Burlington: Ashgate, 2010. 242 P. Welfare and Religion in 21St Century Europe. Volume 2
Данные об авторе
Павлюткина Елена Леонидовна
Павлюткина Елена Леонидовна
Забаев Иван Владимирович
Ссылка на рецензию:
Забаев И. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 149-153 — Рец. на кн.: The Oxford Handbook of the sociology of religion. Oxford: Oxford University Press. 2011.
Воронцова Елена Владимировна
Ссылка на рецензию:
Воронцова Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 153-157 — Рец. на кн.: Lindner H., Herpich R. Kirche am Ort und in der Region — Grundlagen, Instrumente und Beispiele einer Kirchenkreisentwicklung, Stuttgart: Kohlhammer, 2010. 286 S.
Данные об авторе
Воронцова Елена Владимировна
Воронцова Елена Владимировна