Статья посвящена позднему этапу в творчестве Огюста Конта — основателя философии позитивизма. Возникновение и тенденции развития позитивизма были обусловлены общим моментом динамики философской мысли в Европе XIX века, верой в научный метод, который является основным мотивом всякого научного творчества. По идее трех стадий интеллектуальной эволюции, которую Конт разрабатывал вслед за А. Сен-Симоном именно с того момента, когда человечество начинает расставаться со своим «детским и юношеским» религиозно-мистическим периодом, оно обретает черты зрелости и становится чем-то вроде «Бога в себе». Таким образом, позитивизм обнаруживает живой парадокс, обретая в себе религиозно-мистические черты в процессе борьбы с религиозной картиной мира. Это с особенной очевидностью проявилось в поздних произведениях Конта, где в последней редакции своего учения он утверждал, что над иерархией наук, вершиной которых он полагал социологию, находится область еще более высокая, замыкающая всю картину мира, а именно — область религии Человечества.
Огюст Конт, первый позитивизм, наука и религия