БОГОСЛОВИЕ
Мореро Ш.
Ссылка на статью:
Мореро Ш. Роль традиции в католическом богословии // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 1 (39). С. 7-20
Аннотация
Одним из важнейших аспектов понимания предания в Церкви является роль «человеческого элемента». С одной стороны, главным действующим лицом, гарантом предания является Святой Дух, с другой стороны сам Бог вверил людям провозвестие веры. Там, где действует человек, возникает проблема человеческой погрешимости и возможности искажения преподаваемой веры. Необходимым становится поиск критерия, с помощью которого можно отделить истину от ее искажения. Таковым критерием является авторитет Церкви. Проблема церковного авторитета является одним из актуальных вопросов современного межхристианского диалога. Будучи тесно связанной с темой первенства в Церкви сегодня эта проблема обсуждается и в рамках православно-католического диалога.
Ключевые слова
Предание, церковное учительство (magisterium), авторитет, примат, иерархия истин, Фома Аквинский, межхристианский диалог, экуменизм
Данные об авторе
Одним из важнейших аспектов понимания предания в Церкви является роль «человеческого элемента». С одной стороны, главным действующим лицом, гарантом предания является Святой Дух, с другой стороны сам Бог вверил людям провозвестие веры. Там, где действует человек, возникает проблема человеческой погрешимости и возможности искажения преподаваемой веры. Необходимым становится поиск критерия, с помощью которого можно отделить истину от ее искажения. Таковым критерием является авторитет Церкви. Проблема церковного авторитета является одним из актуальных вопросов современного межхристианского диалога. Будучи тесно связанной с темой первенства в Церкви сегодня эта проблема обсуждается и в рамках православно-католического диалога.
Предание, церковное учительство (magisterium), авторитет, примат, иерархия истин, Фома Аквинский, межхристианский диалог, экуменизм
Мореро Ш.
Алиева Ольга Валерьевна
Ссылка на статью:
Алиева О. В. Беседа III Свт. Василия Великого «На слова: внемли себе» как философский протрептик // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 1 (39). С. 21-29
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые протрептические мотивы диалога «Алкивиад I» в беседе свт. Василия Великого «На слова: внемли себе». Как и автор диалога, свт. Василий использует сакральный текст, чтобы побудить своих слушателей заботиться о душе, очевидно, рассматривая библейское «πρόσεχε σεαυτῷ» (Втор 15. 9) как аналог дельфийского призыва «γνῶθι σαυτόν». Во второй части статьи указывается на некоторые параллели с текстами Порфирия и Евсевия, а также с «Благодарственной речью», приписываемой традиционно свт. Григорию Неокесарийскому. Наконец, третья часть работы посвящена
вопросу о том, почему свт. Василий избирает текст Второзакония для разработки протрептических мотивов «Алкивиада I».
Ключевые слова
Свт. Василий Великий, философский протрептик, «Алкивиад I», Порфирий, Ориген, Климент Александрийский, Филон Александрийский, Второзаконие, Евсевий Кесарийский, жанры патристической литературы
Данные об авторе
В статье рассматриваются некоторые протрептические мотивы диалога «Алкивиад I» в беседе свт. Василия Великого «На слова: внемли себе». Как и автор диалога, свт. Василий использует сакральный текст, чтобы побудить своих слушателей заботиться о душе, очевидно, рассматривая библейское «πρόσεχε σεαυτῷ» (Втор 15. 9) как аналог дельфийского призыва «γνῶθι σαυτόν». Во второй части статьи указывается на некоторые параллели с текстами Порфирия и Евсевия, а также с «Благодарственной речью», приписываемой традиционно свт. Григорию Неокесарийскому. Наконец, третья часть работы посвящена
вопросу о том, почему свт. Василий избирает текст Второзакония для разработки протрептических мотивов «Алкивиада I».
Свт. Василий Великий, философский протрептик, «Алкивиад I», Порфирий, Ориген, Климент Александрийский, Филон Александрийский, Второзаконие, Евсевий Кесарийский, жанры патристической литературы
Алиева Ольга Валерьевна
Войтенко А.А.
Ссылка на статью:
Войтенко А. Коптская монастырская иконография святого Онуфрия Великого // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 1 (39). С. 30-40
Аннотация
В статье исследуются настенные изображения св. Онуфрия Великого, происходящие из монастырей Нижнего Египта. Автор приходит к выводу, что этот иконографический тип обладал исключительной устойчивостью и на протяжении столетий практически не подвергался изменениям. В основу изображения было положено описание св. Онуфрия, находящееся в краткой версии его «Жития», которая дошла до нас в составе коптоарабского Синаксаря. На сохранившихся коптских иконах этот тип иконографии cв. Онуфрия не представлен.
Ключевые слова
коптское искусство, агиография, византинистика, христианский Восток
Данные об авторе
В статье исследуются настенные изображения св. Онуфрия Великого, происходящие из монастырей Нижнего Египта. Автор приходит к выводу, что этот иконографический тип обладал исключительной устойчивостью и на протяжении столетий практически не подвергался изменениям. В основу изображения было положено описание св. Онуфрия, находящееся в краткой версии его «Жития», которая дошла до нас в составе коптоарабского Синаксаря. На сохранившихся коптских иконах этот тип иконографии cв. Онуфрия не представлен.
коптское искусство, агиография, византинистика, христианский Восток
Войтенко А.А.
ФИЛОСОФИЯ
Самойлов Дмитрий,
Ссылка на статью:
Самойлов Д. Рецепция морального учения И. Канта в сочинениях С. И. Гессена // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 1 (39). С. 43-57
Аннотация
В статье рассмотрено влияние этики И. Канта на философию С. И. Гессена и попытка преодоления русским мыслителем формализма кантовского морального учения. Показано, что хотя Гессен во многих вопросах использовал достижения этики Канта, однако он все же пришел к выводу, что основатель критицизма не сказал последнего слова в своем учении о нравственности. Русский неокантианец полагает кантовскую этику долга лишь одним из уровней нравственности, направляя свою мысль далее, к бытию высшего порядка — любви как дару благодати.
Ключевые слова
моральное учение Канта, философия Гессена, этика Канта, этика долга, нравственность, свобода, культура, любовь
Данные об авторе
В статье рассмотрено влияние этики И. Канта на философию С. И. Гессена и попытка преодоления русским мыслителем формализма кантовского морального учения. Показано, что хотя Гессен во многих вопросах использовал достижения этики Канта, однако он все же пришел к выводу, что основатель критицизма не сказал последнего слова в своем учении о нравственности. Русский неокантианец полагает кантовскую этику долга лишь одним из уровней нравственности, направляя свою мысль далее, к бытию высшего порядка — любви как дару благодати.
моральное учение Канта, философия Гессена, этика Канта, этика долга, нравственность, свобода, культура, любовь
Самойлов Дмитрий,
Муха Ольга Ярославовна
Ссылка на статью:
Муха О. Я. Критерии истинности и научности постмодернистского знания // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 1 (39). С. 58-66
Аннотация
Статья поднимает вопрос о критериях истины в постмодернистской философской практике, обращаясь к классическим и неклассическим способам ее определения. Характеризуя специфику постмодерна через отсутствие универсального повествующего языка и процедуры традиционной легитимации знания, автор ставит проблему идеала научности и его современных трансформаций. Две главные тенденции отношения к истине характеризуются в ключе понятий «воля к истине» и «забота об истине», а также определяются специфические критерии истинного в постмодернизме: социально-операционный,
социально-политический и эстетический.
Ключевые слова
постмодернизм, истина, критерии истинности, классические теории истины, неклассические теории истинности, научность, идеал научности, критерии научности, квазинаучность, плагиат, сетевой плагиат, дискурс, забывчивость, воля к истине, забота об истине
Данные об авторе
Статья поднимает вопрос о критериях истины в постмодернистской философской практике, обращаясь к классическим и неклассическим способам ее определения. Характеризуя специфику постмодерна через отсутствие универсального повествующего языка и процедуры традиционной легитимации знания, автор ставит проблему идеала научности и его современных трансформаций. Две главные тенденции отношения к истине характеризуются в ключе понятий «воля к истине» и «забота об истине», а также определяются специфические критерии истинного в постмодернизме: социально-операционный,
социально-политический и эстетический.
постмодернизм, истина, критерии истинности, классические теории истины, неклассические теории истинности, научность, идеал научности, критерии научности, квазинаучность, плагиат, сетевой плагиат, дискурс, забывчивость, воля к истине, забота об истине
Муха Ольга Ярославовна
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
Гроссханс Х.-П.
Ссылка на статью:
Гроссханс Х.-П. Богословские и философские теории истины // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 1 (39). С. 69-84
Аннотация
Размышляя над богословскими и философскими теориями истины, автор сосредотачивается на опыте придания конкретности христианскому рассуждению об истине и в то же время соотносит этот опыт с философскими попытками определения истины. Он указывает на значение понятия «истина» в нашем языке и коммуникации. В статье рассматриваются основные теории истины, характерные для западной философской традиции: классическая корреспондентная, когерентная, прагматическая, коммуникативная и онтическая. Указывая на специфику богословского понимания истины, автор тверждает, что оно пребывает на онтологически более высоком уровне, нежели классическое определение истины как соответствия действительности и разума. Знание Бога, сообщенное христианской вере действием триединого Бога, является совершенным, и поэтому оно не может расширяться и развиваться дальше. На основании этого богословие разрабатывает знание веры, отметая все, что противоречит фундаментальным утверждениям этого
знания веры, то есть свидетельствам откровенной истины.
Ключевые слова
истина, богословие, философия, корреспондентная, когерентная, прагматическая, онтическая теория истины, консенсус, вера, откровение
Данные об авторе
Размышляя над богословскими и философскими теориями истины, автор сосредотачивается на опыте придания конкретности христианскому рассуждению об истине и в то же время соотносит этот опыт с философскими попытками определения истины. Он указывает на значение понятия «истина» в нашем языке и коммуникации. В статье рассматриваются основные теории истины, характерные для западной философской традиции: классическая корреспондентная, когерентная, прагматическая, коммуникативная и онтическая. Указывая на специфику богословского понимания истины, автор тверждает, что оно пребывает на онтологически более высоком уровне, нежели классическое определение истины как соответствия действительности и разума. Знание Бога, сообщенное христианской вере действием триединого Бога, является совершенным, и поэтому оно не может расширяться и развиваться дальше. На основании этого богословие разрабатывает знание веры, отметая все, что противоречит фундаментальным утверждениям этого
знания веры, то есть свидетельствам откровенной истины.
истина, богословие, философия, корреспондентная, когерентная, прагматическая, онтическая теория истины, консенсус, вера, откровение
Гроссханс Х.-П.
ПУБЛИКАЦИИ
Григорьев Антон Борисович
Ссылка на статью:
Григорьев А. Б. Сочинение митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского «Иго Господне благо и бремя Его легко» / Публ. Григорьев А.Б. // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 1 (39). С. 87-113
Аннотация
Первая полная и комментированная публикация богословского труда митрополита Рязанского и Муромского, местоблюстителя Патриаршего престола преосвященного Стефана (Яворского) «Иго Господне благо и бремя Его легко», ставшей ответом на полемическую работу Феофана (Прокоповича) «Повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими и трудность слова Петра апостола о неудобоносимом законном иге» и положившей начало одному из интереснейших богословских диспутов XVIII в.
Ключевые слова
Стефан (Яворский), Феофан (Прокопович), иго Господне, грехопадение, Закон Божий, свобода воли, Ветхий Завет, любовь Божия, грех, благодать Божия, оправдание, степени совершенства
Данные об авторе
Григорьев Антон Борисович
Первая полная и комментированная публикация богословского труда митрополита Рязанского и Муромского, местоблюстителя Патриаршего престола преосвященного Стефана (Яворского) «Иго Господне благо и бремя Его легко», ставшей ответом на полемическую работу Феофана (Прокоповича) «Повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими и трудность слова Петра апостола о неудобоносимом законном иге» и положившей начало одному из интереснейших богословских диспутов XVIII в.
Стефан (Яворский), Феофан (Прокопович), иго Господне, грехопадение, Закон Божий, свобода воли, Ветхий Завет, любовь Божия, грех, благодать Божия, оправдание, степени совершенства
Григорьев Антон Борисович
РЕЦЕНЗИИ
Ткаченко Александр Анатольевич
Ссылка на рецензию:
Ткаченко А. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 1 (39). С. 117-119 — Рец. на кн.: Sacchi P. Introduzione agli apocrifi dell’Antico Testamento. Brescia: Editrice Morcelliana, 2011 (Antico e Nuovo Testamento; 9). 168 p.
Данные об авторе
Ткаченко Александр Анатольевич
Ткаченко Александр Анатольевич
Воронцов Сергей Александрович
Ссылка на рецензию:
Воронцов С. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 1 (39). С. 119-121 — Рец. на кн.: Браулион Сарагосский. Избранные письма Е. С. Криницина, пер. М.: Союзник, 2011. 64 с.
Данные об авторе
Воронцов Сергей Александрович
Воронцов Сергей Александрович
Шилов Евгений Вадимович, священник
Ссылка на рецензию:
Шилов Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 1 (39). С. 121-124 — Рец. на кн.: Бандуровский К. В. Бессмертие души в философии Фомы Аквинского. М.: РГГУ, 2011. 328 с.
Данные об авторе
Шилов Евгений Вадимович, священник
Шилов Евгений Вадимович, священник
Заплатников Сергей Владимирович
Ссылка на рецензию:
Заплатников С. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 1 (39). С. 124-125 — Рец. на кн.: Раевская Н. Ю. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции. СПб.: Сатис, 2010. 271 с.
Данные об авторе
Заплатников Сергей Владимирович
Заплатников Сергей Владимирович
Носачев Павел Георгиевич
Ссылка на рецензию:
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 1 (39). С. 126-129 — Рец. на кн.: Эгильский Е. Э., Матецкая А. В., Самыгин С. И. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения. М.: Кнорус, 2011. 224 с.
ХРОНИКА
Ссылка на статью:
XXII Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 1 (39). С. 133-162