«Неопатристический синтез», одним из основоположников которого в XX столетии считается протоиерей Георгий Флоровский, является магистральным направлением развития современного православного богословия. Настоящая статья посвящена исследованию культурно-политического контекста в рамках которого Флоровский писал «пути русского богословия», а также свои труды по восточной патристике, которые в свою очер едь легли в основу его неопатристичского богословия. В статье исследуется влияние евразийской полемики против «запада», в частности, против католичества, а также историографии О. Шпенглера и Dogmengeschichte А. Фон Гарнака на Флоровского в 1920–1930 гг. в эмиграции. Как известно, Флоровский оценивал западные философские и богословские влияния на российское академическое богословие и русскую религиозную мысль как «псевдоморфозу» православия. В результате, «христианский эллинизм» сводился для Флоровского (в парижский период его деятельности) по-преимуществу, к наследию восточных отцов церкви. Автор подчеркивает то обстоятельство, что современная православная неопатристика также носит изоляционистски «восточный», то есть антизападный характер.
Патристика, Православное богословие XX в., прот. Г. Флоровский, А. фон Гарнак, Неопатристический синтез, Евразийство, Западничество, Славянофильство.