В начале XX в. в среде немецких протестантских богословов возникает интерес к проблеме трансцендентального обоснования религии, вызванный во многом неудовлетворенностью этическим пониманием религии в богословской школе А. Ричля. В это же время к вопросу о природе религиозного сознания обращается ряд русских философов. В настоящей статье излагаются концепции западных (Э. Трёльча, Р. Отто, П. Тиллиха) и русских (С. Булгакова, Е. Трубецкого, В. Зеньковского) мыслителей и предпринимается попытка их сопоставления. В качестве главной особенности подходов западных богословов выявляется их представление о расширенном за счет привнесения иррационального элемента разуме. Особенность концепций русских философов состоит в идее сердца как органа религиозного сознания.
понятие религии, трансцендентализм, религиозное априори, религиозное сознание, абсолют, религиозное переживание