/

Постернак Андрей Владимирович, священник

Служение женщин в окружении Спасителя и апостолов


Постернак А. В. Служение женщин в окружении Спасителя и апостолов // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 11-32.

DOI: 10.15382/sturI2023110.11-32

Аннотация

В статье рассмотрено служение женщин в окружении Спасителя и апостолов, которое не меняло их общего статуса, сложившегося в греко-римских условиях, хотя Евангелие открывало путь спасения человечеству во всей его полноте, уравнивая женщин и мужчин. В окружении Спасителя женщины выходят за пределы предписанных им социальных ролей или находят новые возможности для своей деятельности. Господь не включил их в число апостолов, хотя они были верными слушательницами Его слов и участницами евангельских событий. Когда, по словам евангелистов, женщины «служили», то этим устраивали бытовую жизнь Спасителя и апостолов или оказывали им материальную поддержку, если имели достаточные средства. Однако для Христа эта деятельность была менее значима, чем состояние души, поэтому пример духовного и внешнего устроения жизни сестер Марфы и Марии сформирует «магистральное» направление развития женской деятельности в Древней Церкви. В этом процессе с самого начала ключевым фактором будет формирование домашних Церквей как модели первоначального церковного устройства, которое происходило при активном участии женщин. Некоторые женщины, такие как Юния, могли проповедовать в частных домах и совершать индивидуальную катехизацию женщин и даже мужчин, однако речь не шла о публичности и дальнейшей институционализации таких полномочий. Для св. Павла деятельность женщин была значимой в той мере, в какой способствовала распространению Евангелия. Возможно, многие упомянутые по именам в Новом Завете женщины были сделавшими свой жизненный выбор людьми в преклонном возрасте. И в таком контексте понятие «служительница/диаконисса» применимо не только к Фиве, но и ко всем остальным женам, выполнявшим, с точки зрения апостола, одно и то же служение: после мироносиц они были новыми восприемницами свидетельства о воскресении, выраженного в «трудах» и характеризовавшего Церковь как Святую и Апостольскую.

Ключевые слова

Евангелия, Новый Завет, Древняя Церковь, домашние Церкви, женское церковное служение, диакониссы

Список литературы

  1. Бокэм Р. Иисус глазами очевидцев. Первые дни христианства: живые голоса свидетелей. М.: Эксмо, 2011.
  2. Бокэм Р. Иисус и женщины. Роль женщин в общине Иисуса и в первоначальном христианстве. М.: Эксмо, 2015.
  3. Краснобаева Ю. Е. Понятие «служение» и институт диаконата в раннем христианстве: дис. … канд. ист. наук. М.: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2013.
  4. Петров А. Е., Лосева О. В., Турилов А. А. Мария Магдалина // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2016. Т. 43. С. 561–589.
  5. Постернак А. В., свящ. Женская проповедь в христианских общинах Античности и раннего Средневековья // Христианское чтение. 2018. № 1. С. 227–233.
  6. Achelis H. Virgines subintroductae: Ein Beitrag zum VII Kapitel des I. Korintherbriefs. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1902.
  7. Arai S. On the Apostle Junia(s) in Rom 16: 7 // Nippon Gakushiin Kiyo. 2004. № 59 (3). P. 185–198 (на яп. яз.).
  8. Artemi E. The Person of Deaconess Phoebe in the Work of Church Fathers and Ecclesiastical Writers in Early Christianity // Deaconesses: A Tradition for Today and Tomorrow. Brookline (MA): Holy Cross Orthodox Press, 2023. P. 165–178.
  9. Arzt P. Junia oder Junias? Zum textkritischen Hintergrund von Röm 16, 7 // Liebe zum Wort: Festschrift für P. Ludger Bernhard / F. V. Reiterer, P. Eder, Hrsg. Salzburg; Wien: Otto Müller, 1993. S. 83–102.
  10. Asikainen S. Jesus and Other Men: Ideal Masculinities in the Synoptic Gospels. Leiden; Boston: Brill, 2018.
  11. Banks R. J. Paul’s Idea of Community: Spirit and Culture in Early House Churches. Grand Rapids (MI): Baker Press, 20203.
  12. Bauckham R. Gospel Women: Studies of the Named Women in the Gospels. Grand Rapids (MI): Eerdmans, 2002 (рус. пер.: Бокэм Р. Иисус и женщины. Роль женщин в общине Иисуса и в первоначальном христианстве / пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. М.: Эксмо, 2015).
  13. Bauckham R. Jesus and the Eyewitnesses: The Gospels as Eyewitness Testimony. Grand Rapids (MI): Eerdmans, 2006. 2 ed.: Grand Rapids (MI): Eerdmans, 2017 (рус. пер.: Бокэм Р. Иисус глазами очевидцев. Первые дни христианства: живые голоса свидетелей / пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. М.: Эксмо, 2011).
  14. Belleville L. Ιουνιαν . . . επισημοι εν τοις αποστολοις: A Reexamination of Romans 16. 7 in Light of Primary Source Materials // New Testament Studies. 2005. Vol. 51. № 2. P. 231–249.
  15. Brooten B. J. “Junia... Outstanding Among the Apostles” (Romans 16: 7) // Women Priests: A Catholic Commentary on the Vatican Declaration / L. Swidler, A. Swidler, eds. N. Y.: Paulist, 1977. P. 141–144.
  16. Brown R. E. The Gospel According to John (I–XII). Garden City, N. Y.: Doubleday and Co, 1966.
  17. Burer M. H., Wallace D. B. Was Junia Really an Apostle? A Re-examination of Rom 16. 7 // New Testament Studies. 2001. № 47. P. 76–91.
  18. Campbell J. Phoebe: Patron and Emissary (Paul’s Social Network: Brothers and Sisters in Faith). Collegeville (MN): Liturgical Press, 2009.
  19. Capper B. Apostles, Householders and Honoured Household Servants: The Transition of Christian Worship from Domestic to Public Space and the Origins of the Threefold Ministry in the New Testament Church // The Polish Journal of Biblical Research. 2013. Vol. 12. № 1 (23). P. 5–44.
  20. Cervin R. S. A Note Regarding the Name “Junia(s)” in Romans 16. 7 // New Testament Studies. 1994. Vol. 40. № 3 (July). P. 464–470.
  21. D’Angelo M. R. Reconstructing “Real” Women from Gospel Literature: The Case of Mary Magdalene // Women and Christian Origins / R. Kraemer, M. R. D’Angelo, eds. Oxford (NY): Oxford University Press, 1999. P. 105–128.
  22. Drosia K. Mary Magdalene and the Deaconesses // Deaconesses, the Ordination of Women and Orthodox Theology / P. Vassiliadis, N. Papageorgiou, E. Kasselouri-Hatzivassiliadi, eds. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2017. P. 137–148.
  23. Eisen U. E. Amtsträgerinnen im frühen Christentum: Epigraphische und literarische Studien. Göttingen: Vandehoeck & Rupprecht, 1996 (Forschungen zur Kirchen- und Dogmengeschichte / A. M. Ritter, Hrsg. Bd. 61).
  24. Epp E. J. Junia: The First Woman Apostle. Minneapolis: Fortress Press, 2005.
  25. Harnack А. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Leipzig: J. C. Hinrichs, 19062. Bd. 2.
  26. Hartmann A. Junia — A Woman Lost in Translation: The Name IOYNIAN in Romans 16: 7 and its History of Interpretation // Open Theology. 2020. № 6. P. 646–660.
  27. Hübner J. A Case for Female Deacons. Eugene (OR): Wipf & Stock, 2015.
  28. Jewett R. Paul, Phoebe, and the Spanish Mission // Social World of Formative Christianity and Judaism / J. Neusner, ed. Philadelphia: Fortress Press, 1988. P. 142–161.
  29. Karavidopoulos J. Junia as an “Apostle” (Rom 16: 7) and the Consequences for the Ordination of Deaconesses // Deaconesses, the Ordination of Women and Orthodox Theology / P. Vassiliadis, N. Papageorgiou, E. Kasselouri-Hatzivassiliadi, eds. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2017. P. 127–136 (in Greek).
  30. Kostenberger A. J. Women in the Pauline Mission // Kostenberger A. J. Studies on John and Gender: A Decade of Scholarship. N. Y.: P. Lang, 2001. P. 323–352.
  31. Lampe P. From Paul to Valentinus: Christians in Rome in the First Two Centuries. Minneapolis (MN): Fortress Press, 2003.
  32. Lloyd J. The Women Who Followed Jesus: Part 1–2 // Stimulus: The New Zealand Journal of Christian Thought & Practice. 2013. № 20/2. P. 5–12; № 20/3. P. 25–31.
  33. MacDonald M. Y. Can Nympha Rule This House? The Rhetoric of Domesticity in Colossians // Rhetoric and Reality in Early Christianities / W. Braun, ed. Waterloo (ON): Wilfrid Laurier University Press, 2005. P. 99–120.
  34. MacDonald M. Y. Reading Real Women Through the Undisputed Letters of Paul // Women and Christian Origins / R. Kraemer, M. R. D’Angelo. Oxford (N. Y.): Oxford University Press, 1999. P. 199–220.
  35. Martimort A. G. Les Diaconesses: Essai historique. Roma: Edizioni liturgiche, 1982.
  36. McCarty V. K. From Their Lips: Voices of Early Christian Women. Piscataway (NJ): Gorgias Handbooks, 2021.
  37. McCarty V. K. Phoebe as an Example of Female Authority Exercised in the Early Church // Power and Authority in the Eastern Christian Experience: Papers of the Sophia Institute Academic Conference / F. Soumakis, ed. N. Y.: Theotokos Press December, 2010. P. 194–208.
  38. McCarty V. K. Prominently Receptive to the Gospel: Lydia, Prisca, and Phoebe in the Ministry of Paul / Submitted in partial fulfi llment of the requirements for the degree of Master of Arts. N. Y.: The General Theological Seminary, 2011 (January). URL: https://www.academia.edu/986107/Prominently_Receptive_to_the_Spirit_Lydia_Prisca_and_Phoebe_in_the_Ministry_of_St_Paul_by_V_K_McCarty (дата обращения: 13.11.2023).
  39. McCarty V. K. Recipe for Reconciliation: Paul’s Charge to Syntyche & Euodia in Phil. 4: 2–7 // Healing, Reconciliation and Forgiveness in Eastern Orthodox Perspectives. N. Y.: Theotokos Press, 2015. P. 62–74.
  40. Miller J. What Can We Say about Phoebe? // Priscilla Papers. 2011. Vol. 25. № 2. P. 16–21.
  41. Mowczko M. What did Phoebe’s Position and Ministry as διάκονος of the Church at Cenchrea Involve? // Deacons and Diakonia in Early Christianity: The First Two Centuries / J. B. Koet, E. Murphy, E. Ryökäs, eds. Tübingen: Mohr Siebeck, 2018. P. 91–102.
  42. Murphy-O’Connor J. Prisca and Aquila: Traveling Tentmakers and Church Builders // Bible Review. 1992. № 8/6. P. 40–51, 62.
  43. Osiek C. Diakonos and Prostatis: Women’s Patronage in Early Christianity // Hervormde Teologiese Studies. 2005. № 61/1–2. P. 347–370.
  44. Osiek C., Balch D. L. Families in the New Testament World: Households and House Churches. Louisville (KY): Westminster John Knox, 1997.
  45. Osiek C., MacDonald M. Y. A Woman’s Place: House Churches in Earliest Christianity. Minneapolis (MN): Fortress Press, 2006.
  46. Papageorgiou N. Martha and Mary as Models of Christian Witness // Deaconesses, the Ordination of Women and Orthodox Theology / P. Vassiliadis, N. Papageorgiou, E. Kasselouri- Hatzivassiliadi, eds. Newcastle: Cambridge Scholars Publ., 2017. P. 159–170.
  47. Perry G. R. Phoebe of Cenchreae and “Women” of Ephesus: “Deacons” in the Earliest Churches // Presbyterion: Covenant Seminary Review. 2010. № 36/1 (Spring). P. 9–36.
  48. Phillips J. K. Attitudes to Women Leaders in the Early Church. Canberra, 2010. URL: https://www.academia.edu/10944321/Attitudes_to_woman_in_the_early_church (дата обращения: 11.04.2023).
  49. Preato D. J. Junia, a Female Apostle: An Examination of the Historical Record // Priscilla Papers. 2019 (Spring). Vol. 33. № 2. P. 8–15.
  50. Ryrie C. C. The Role of Women in the Church. Nashville (TN): B&H Publ. Gr., 2011.
  51. Schenk Chr. Crispina and Her Sisters: Women and Authority in Early Christianity. Minneapolis (MN): Fortress Press, 2017.
  52. Schüssler-Fiorenza E. The “Quilting” of Women’s History: Phoebe of Cenchrea // Embodied Love: Sensuality and Relationship as Feminist Values / P. Cooey, Sh. Farmer, M. Ross, eds. San Francisco: Harper & Row, 1987. P. 35–50.
  53. Scimmi M. Le antiche diaconesse nella storiografi a del XX secolo: problemi di metodo. Milano: Glossa, 2004.
  54. Stewart A. C. The Original Bishops Offi ce and Order in the First Christian Communities. Grand Rapids (MI): Baker Academic, 2014.
  55. Thorley J. Junia, a Woman Apostle // Novum Testamentum. 1996. № 38/1. P. 18–29.
  56. Viscichini C. A. The Theological History of Woman: A Study in Catholic Theology of Tradition & Development of Doctrine. Downingtown (PA), 2014. URL: https://www.academia.edu/10436985/A_Theological_History_of_Woman (дата обращения: 13.11.2023).
  57. Walters J. “Phoebe” and “Junia(s)” — Rom. 16: 1–2, 7 // Essays on Women in Earliest Christianity / C. D. Osburn, ed. Joplin (MO): College Press Pub. Co., 1993. Vol. 1. P. 167–190.
  58. Whelan C. F. Amicia Pauli: The Role of Phoebe in the Early Church // Journal for the Study of the New Testament. 1993. № 49. P. 67–85.
  59. Witherington В. Women in the Ministry of Jesus: A Study of Jesus’ Attitudes to Women and their Roles as Refl ected in His Earthly Life. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.
  60. Women in Scripture: a Dictionary of Named and Unnamed Women in the Hebrew Bible, the Apocryphal/Deuterocanonical Books, and the New Testament / C. Meyers, ed. Grand Rapids (MI); Cambridge: Eerdmans, 2001.
  61. Zamfir K. Men and Women in the Household of God. A Contextual Approach to Roles and Ministries in the Pastoral Epistles. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013.

Данные об авторе

Постернак Андрей Владимирович, священник


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, 9, стр. 2, 5 этаж, комн. 511;
Должность: декан Исторического факультета;
ORCID: 0000-0003-1310-3503;
Электронный адрес: posternakav@inbox.ru.