/

Воронцов Сергей Александрович

Что общего между Вавилоном и Иерусалимом, или К вопросу о границе мирского и священного на латинском Западе в конце VI — начале VII в.


Воронцов С. А. Что общего между Вавилоном и Иерусалимом, или К вопросу о границе мирского и священного на латинском Западе в конце VI — начале VII в. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 33-54.

DOI: 10.15382/sturI2023110.33-54

Аннотация

Статья посвящена вопросу о границах и природе сферы мирского в конце поздней Античности на латинском Западе. Вместо истории концепции saeculum (Р. Маркус) и поиска религиозно-нейтральных явлений социальной реальности (Р. Лим), в русле которых наблюдают процесс сакрализации и, следовательно, истощение сферы мирского, исследование сосредотачивается на соотнесенности понятия «мирское» (saecularis, и синонимичные ему mundanus, terrenus) с ключевыми оппозициями позднеантичной культуры в контексте формирования идентичности сакральных групп (клира и монашества). Если Р. Маркус рассматривает Григория Великого как веху процесса сакрализации, данная статья обращается к временам сразу после Григория и текстам вестготской Испании (прежде всего, монашеским правилам и трудам Исидора Севильского, которые призваны были укрепить монашескую и клерикальную идентичность), культура которой находилась под его значительным влиянием. Основной вывод статьи состоит в том, что, с одной стороны, между мирским и божественным выстраивалась жесткая граница, с другой стороны, в некоторых контекстах эта граница оказывалась проницаемой. Жесткая граница выстраивалась в ходе категоризации и построения позитивной идентичности «мы» малой группы спасаемых, определяемой через образ поведения, связанный с метафорическим политическим единством (conuersatio). Группы, претендующие на близость к Богу, соотносят практики, служащие этой близости, со своим «мы». Таким образом, и мирские люди, и мирские заботы, и мирское знание характеризуются лишенностью созерцания Бога. Проницаемой граница между мирским и божественным оказывается, во-первых, в области знания, поскольку мирское знание требовалось для чтения Священного Писания. Мирское, таким образом, оказывалось не только антагонистичным божественному, но могло и возводить к нему. Божественное, в свою очередь, в неоплатоническом духе могло «исправлять» заблуждения мирского знания точно так же, как действие епископа в мире сем, противопоставленное действию мирской власти и направленное на исправление пасомых.

Ключевые слова

Исидор Севильский, Григорий Великий, монашество, клир, идентичность, алчность, созерцание

Список литературы

  1. Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации / пер. с нем. Т. Баскакова. М.: Присцельс, 1999.
  2. Биркин М. Ю. От гражданина к священнику: vita activa et contemplativa от Августина Блаженного до Исидора Севильского // Вестник древней истории. 2017. № 1 (77). С. 126–139.
  3. Биркин М. Ю. Принципы формирования идентичности клира в трактате «О церковных службах» Исидора Севильского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 26–47.
  4. Биркин М. Ю. Тираническая власть епископа и социальное пространство: казус Мериды конца VI в. // Шаги/Steps. 2022. Т. 8. № 3. С. 137–167.
  5. Исидор Севильский. О церковных службах / изд. подг. С. А. Воронцов, М. Ю. Биркин, Е. С. Марей, Л. В. Чернин, А. А. Волков. СПб.: Наука, 2022.
  6. Bourgain P. Le lexique du profane et du sacré au Moyen Âge // Le profane et le sacré dans l’Europe latine: Ve–XVIe siècles / C. Heid, M. Deramaix, O. Pédefl ous, éds. P.: Classiques Garnier, 2020. P. 15–25.
  7. Brown P. The World of Late Antiquity. From Marcus Aurelius to Muhammed. L.: Thames and Hudson, 1971.
  8. Elm S. Sons of Hellenism, Fathers of the Church: Emperor Julian, Gregory of Nazianzus, and the Vision of Rome. Berkeley, Calif.: University of California Press, 2012.
  9. Greschat K. Feines Weizenmehl und ungenießbare Spelzen. Gregors des Großen Wertschätzung augustinischer Theologie // Zeitschrift für Antikes Christentum. 2007. Bd. 11. S. 57–72.
  10. Houghton H. Review of Michael C. Sloan, The Harmonius Organ of Sedulius Scottus: Introduction to his Collectaneum in Apostolum and Translation of its Prologue and Commentaries on Galatians and Ephesians. Berlin; Boston: De Gruyter, 2012 // Bryn Mawr Classical Review. 2013. No. 8. P. 1–4. URL: http://bmcr.brynmawr.edu/2013/2013-08-42.html (дата обращения: 04.09.2023).
  11. Kingston E. The Devil in the Writings and Thought of Pope Gregory the Great (590–604). Dissertation. University of York, 2011.
  12. Leyser C. The Monastic Thought and Culture of Pope Gregory the Great in their Western Context, c. 400–604. Dissertation of D. Phil. Oxford, 1991.
  13. Lim R. Christianization, Secularization, and the Transformation of Public Life // A Companion to Late Antiquity / Ph. Rousseau, J. Raithel, ed. Malden, Mass.: Wiley; Blackwell, 2009. P. 497–511.
  14. Louth A. The Origins of the Christian Mystical Tradition. Oxford: Clarendon Press, 1981.
  15. Markus R. A. Saeculum: History and Society in the Theology of St. Augustine. Cambridge University Press, 1970.
  16. Markus R. A. The Sacred and the Secular: from Augustine to Gregory the Great // The Journal of Theological Studies. 1985. Vol. 36. No. 1. P. 84–96.
  17. Nash R. H. The Light of the Mind: St. Augustine’s Theory of Knowledge. Lexington, Kentucky: The University Press of Kentucky, 1969.
  18. Newhauser R. The Early History of Greed. The Sin of Avarice in Early Medieval Thought and Literature. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
  19. O’Meara D. Platonopolis. Platonic Political Philosophy in Late Antiquity. Oxford: Oxford University Press, 2003.
  20. Pollmann K. Re-Appropriation and Disavowal: Pagan and Christian Authorities in Cassiodorus and Venantius Fortunatus // Religious Identity and the Problem of Historical Foundation / J. Frishman, W. Otten, G. Rouwhorst, eds. Leiden: Brill, 2004. P. 287–316.
  21. Rapp C. Monastic Jargon and Citizenship Language in Late Antiquity // Al-Masāq. 2020. Vol. 31. No. 1. P. 54–63.
  22. Straw C. Gregory the Great: Perfection in Imperfection. Berkeley, Calif.: University of California Press, 1988.
  23. Thesaurus Linguae Latinae. Berlin; New York: De Gruyter, 1894.
  24. van Oort J. Jerusalem and Babylon. A Study of Augustine’s City of God and the Sources of his Doctrine of the Two Cities. Leiden; N. Y.: Brill, 2013.
  25. Whelan R. After Augustine, after Markus: the Problem of the Secular at the End of Antiquity // Early Medieval Europe. 2021. Vol. 29. P. 12–35.

Данные об авторе

Воронцов Сергей Александрович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация 127051 Москва, Лихов пер., д.6, стр.1;
ORCID: 0000-0002-6035-325X;
Электронный адрес: 249035@gmail.com.

Благодарности

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 23-28-00723). Организация выполнения проекта: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.