/

Крихтова Татьяна Михайловна

Понимание традиции как основы идентичности в православных приходах в малых российских городах (на примере двух кейсов)


Крихтова Т. М. Понимание традиции как основы идентичности в православных приходах в малых российских городах (на примере двух кейсов) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 67-80.

DOI: 10.15382/sturI2023110.67-80

Аннотация

В статье рассматривается понятие традиции на примере полевого исследования двух православных приходов, возникших за последние 15 лет в ранее атеистических российских регионах. Выбор этих двух приходов обусловлен тем, что формирование традиции на их примере кажется наиболее показательным. Они отличаются тем, что являются сравнительно новыми, но уже успели создать свою собственную традицию, что позволяет наглядно продемонстрировать процесс ее формирования. В статье рассказывается о том, как формируется идентичность прихода, его место в городе, регионе, епархии, как определяются основные качества, присущие православному приходу. Для категоризации традиции в статье использованы теоретические подходы Карла Поппера, Ханны Арендт, Эрика Хобсбаума, Зигфрида Веденхофера и Ойгена Дивермана. Согласно каждому из этих авторов традиция определяется по-разному, каждым выделены свои характеристики традиции и то, чему традиция противопоставлена. Однако в кейсах этой статьи каждая из теорий находит отражение в разных аспектах деятельности обоих приходов. В каждом из них приходах о традиции говорят как о чем-то, что внутри общины создают прихожане и священники, в том числе и с помощью практик, привносимых извне и взаимодействия с внешними акторами. В этом случае молодость священника и тот факт, что он недавно получил образование, воспринимаются как важный фактор развития прихода, а открытость, умение быстро меняться и самоорганизовываться расцениваются как традиционно присущие православному приходу качества и противопоставляются излишней ритуальности и косности. В обоих приходах традиция рассматривается как динамичное понятие, которое может изменяться в соответствии с социально-историческими условиями и контекстом. При этом, прихожане активно участвуют в формировании традиции, включая в нее новые элементы, привнесенные извне. Эта традиция становится не только связующим звеном между людьми, но и силой, которая объединяет их в одно целое, создавая атмосферу теплых отношений и отзывчивости.

Ключевые слова

православный приход, традиция, священник, малые города, молодые приходы, Х. Арендт, К. Поппер, Э. Хобсбаум

Список литературы

  1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996.
  2. Арендт Х. О революции. М.: Европа, 2011.
  3. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс; Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
  4. Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. 2000. №. 1. С. 47–62.
  5. Wiedenhofer S. Tradition, Traditionalismus // Geschichtliche Grundbegriff e: historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland / O. Brunner, W. Conze, R. Koselleck, Hrsg. Bd. 6. Stuttgart: Klett-Cotta, 1990. S. 607–650.

Данные об авторе

Крихтова Татьяна Михайловна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-2572-8316;
Электронный адрес: krihtova@gmail.com.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках проекта «Методология изучения динамики традиции: тексты и практики» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».