/

Пахомов Сергей Владимирович

Трансформация классической тантры в современном неотантрическом движении (на примере России)


Пахомов С. В. Трансформация классической тантры в современном неотантрическом движении (на примере России) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 81-102.

DOI: 10.15382/sturI2023110.81-102

Аннотация

В статье осмысляются трансформации, которые претерпела классическая тантра на Западе и в России в XX – XXI вв. Основой для образа тантры в западном воображении стала модель «недвойственного» шиваито-шактистского тантризма. Первую серьезную интерпретацию и экзегетику тантры представил Дж. Вудрофф (1865–1936). Параллельно с ним в США действовал первый популяризатор новой тантры – П. Бернард (1875–1955), уделявший большое внимание темам любви, телесности и сексуальности. Но почва для неотантры сформировалась позже, и основными ее ингредиентами стали нью-эйдж и «сексуальная революция». Первым неотантристом следует считать индийского гуру Ошо Раджниша (1931–1990). В проповедях Ошо классическая тантра соединилась с дзэн-буддизмом, даосизмом, западной психотерапией, учениями Гурджиева и Кришнамурти. Ошо учил своих учеников спонтанности, естественности, тотальности, бунту против «рабства ума». Многие популярные в России неотантрические учителя являются учениками Ошо. Началом распространения тантры в России можно считать приезд американца Свами Вирато Нострадамуса (1938–2013) в 1992 г. Среди известных отечественных неотантрических учителей следует назвать Л. Тетерникова, А. Лапина, П. Острикова, С. Слюсарева, А. Шелякова, А. Любарского, С. Князева и др. В статье разбираются взгляды отечественных неотантристов на природу человека, их рефлексия над тантрой, отношение к йоге, религии, женщине, сексуальности. В целом эти взгляды находятся в зависимости от Ошо и его учеников. Между неотантрой и классической тантрой есть некоторые черты сходства (например, синкретизм, практичность, интерес к понятию энергии и проч.), хотя следует всегда учитывать контекст этих черт. Различий между ними больше. В неотантре мы видим: отказ от религиозности; снижение значения наставничества; отказ от важных для классической тантры понятий (мокша, карма, сансара и др.) или же их переработку; подчеркивание важности сексуальности; отсутствие священных текстов и священного языка; психологизированность. Неотантра постепенно становится все более органичной частью вестернизованного глобального мира.

Ключевые слова

тантра, неотантра, йога, Ошо, нью-эйдж, практика, трансформация человека, сексуальность

Список литературы

  1. Ошо. Вигьяна Бхайрава Тантра. Книга тайн: в 5 т. М.: Либрис, 1993.
  2. Ошо. Видение тантры. Беседы по Царской Песне Сарахи. М.: Нирвана, 1996.
  3. Ошо. Тантра — высшее понимание. СПб.: Весь, 2020.
  4. Feuerstein G. Tantra. The Path of Ecstasy. L.; Boston: Shambhala, 1998.
  5. Goldman M. The American Soul Rush. Esalen and the Rise of Spiritual Privilege. N. Y.; L.: New York University Press, 2012.
  6. Hanegraaff W. New Age Religion and Western Culture. Esotericism in the Mirror of Secular Thought. Leiden; N. Y.; Koln: E. J. Brill, 1996.
  7. Jain A. R. Selling Yoga. From Counterculture to Pop Culture. Oxford, etc.: Oxford University Press, 2015.
  8. Kripal J. Esalen. America and the Religion of No Religion. Chicago; L.: The University of Chicago Press, 2007.
  9. Mahānirvāṇa Tantra. With the comm. of Hariharānanda Bhāratī / A. Avalon, ed. Delhi: Motilal Banarsidass, 1989.
  10. McMahan D. L. The Making of Buddhist Modernism. Оxford; N. Y., etc.: Oxford University Press, 2008.
  11. Strube J. Global Tantra. Religion, Science, and Nationalism in Colonial Modernity. N. Y.: Oxford University Press, 2022.
  12. Urban H. Tantra. Sex, Secrecy, Politics, and Power in the Study of Religion. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 2012.
  13. Woodroffe J. Śakti and Śākta. Essays and Addresses. Madras: Ganesh & Company, 2010.

Данные об авторе

Пахомов Сергей Владимирович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Российская Федерация, Санкт-Петербург, 191186, наб. р. Мойки, 48;
Должность: доцент кафедры философской антропологии и истории философии;
ORCID: 0000-0001-5263-2526;
Электронный адрес: sarpa68@mail.ru.

Благодарности

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01093, https://rscf.ru/project/23-28-01093/.