/

Павлов Илья Ильич

Понятие “новое религиозное сознание” как политическое действие: к вопросу о влиянии идей Д. С. Мережковского на развитие философии Н. А. Бердяева


Павлов И. И. Понятие “новое религиозное сознание” как политическое действие: к вопросу о влиянии идей Д. С. Мережковского на развитие философии Н. А. Бердяева // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 105. С. 83-97.

DOI: 10.15382/sturI2023105.83-97

Аннотация

Целью настоящей статьи является выявление влияния идей Мережковского на развитие философии Бердяева с помощью методологии интеллектуальной истории и истории понятий. Автор показывает существующие в современных исследованиях расхождения в оценке места концепций, взятых Бердяевым из «нового религиозного сознания» Мережковского (критика аскетического христианства, «третий завет» и другие), в философии самого Бердяева: если одни исследователи оценивают эти концепции как всего лишь метафоры, то другие выделяют их как принципиальные для мысли Бердяева. По мнению автора, данная проблема оказывается производной от недостаточности используемой исследователями методологии, не позволяющей провести последовательную связь между контекстом и внутренней логикой философской мысли. Автор аргументирует, что решить эту проблему можно с помощью методологии интеллектуальной истории, рассматривающей философские тексты как действия (Скиннер), а концепты — как динамические, постоянно переопределяемые понятия, за содержание которых ведется политическая борьба (Люббе). Обрисовывая интеллектуальную историю «нового религиозного сознания», автор показывает, каким образом введенное Мережковским в работе «Л. Толстой и Достоевский» выражение становится понятием, переопределяемым в дискуссиях и используемым в полемическом ключе. Важную роль в данной конвертации сыграл Бердяев, развивающий «новое религиозное сознание» как последовательную концепцию. Сближаясь с группой Мережковского, Бердяев понимает «новое религиозное сознание» как связанное с идеями Мережковского, однако переопределяет его метафизическое содержание, наполняя последнее спиритуалистическим персонализмом, на что Мережковский отвечает согласием признать Бердяева главным философским теоретиком «нового религиозного сознания», если тот присоединится к религиозному и политическому проекту Мережковского. Хотя Бердяев дистанцируется от религиозной и политической практики семьи Мережковских, он тем не менее продолжает использовать выражение «новое религиозное сознание», при этом настаивая, что именно его концепция и является «новым религиозным сознанием». Законченное метафизическое учение, развивающее высказанные в более ранней полемике интуиции, Бердяев излагает в «Смысле творчества» (1916), публикация которого была однозначно воспринята кругом Мережковского как претензия Бердяева на переопределение «нового религиозного сознания». Автор делает вывод, что именно такой подход, рассматривающий «новое религиозное сознание» как политическое понятие, позволяет последовательно проследить влияние данного концепта на внутреннюю логику идейного развития Бердяева.

Ключевые слова

Бердяев, Мережковский, новое религиозное сознание, история русской философии, интеллектуальная история, история понятий, Г. Люббе, перформативность

Список литературы

  1. Антонов К. М. «Как возможна религия?»: Философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX–XX веков: в 2-х ч. М.: ПСТГУ, 2020.
  2. Аскольдов С. А. О старом и новом религиозном сознании // Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): история в материалах и документах: в 3 т. Т. 1: 1907–1909. М.: Русский путь, 2009. С. 33–72.
  3. Бердяев Н. А. Мутные лики. Типы религиозной мысли в России. М.: Канон+, 2004.
  4. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон+, 1999.
  5. Бердяев Н. А. Самопознание: опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991.
  6. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. С. 251–580.
  7. Бердяев Н. А. Этическая проблема в свете философского идеализма // Проблемы идеализма [1902]. М.: Модест Колеров, 2018. С. 113–164.
  8. Бердяев Н. А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900–1906 гг.). М.: Канон+, 2002.
  9. Волкогонова О. Д. Бердяев. М.: Молодая гвардия, 2010.
  10. Воронцова И. В. Русская религиозно-философская мысль в начале XX века. М.: ПСТГУ, 2008.
  11. Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901–1903 гг.) / ред. С. М. Половинкин. М.: Республика, 2005.
  12. Зеньковский В. В. История русской философии. Харьков, М.: Фолио, Эксмо-пресс, 2001.
  13. Колеров М. А. Не мир, но меч: Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902–1909. СПб.: Алетейя, 1996.
  14. Люббе Г. Быть и именоваться. История значения как поле политического языкового действия // Социология власти. 2017. Т. 29. № 4. С. 240–256.
  15. Мейер А. А. Новое религиозное сознание и творчество Н. А. Бердяева // Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): история в материалах и документах: в 3 т. Т. 3: 1914–1917. М.: Русский путь, 2009. С. 409–440.
  16. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. М.: Наука, 2000.
  17. Мережковский Д. С. Не мир, но меч. Харьков; М.: Фолио, АСТ, 2000.
  18. Мьёр К. Й. Русская религиозная философия в секулярный век // Историко-философский ежегодник. 2020. Т. 35. С. 263–282.
  19. Павлов И. И. Влияние секулярных и антисекулярных аспектов «нового религиозного сознания» на становление метафизики Н. А. Бердяева: дис. … канд. филос. наук: 09.00.03. М.: НИУ ВШЭ, 2021.
  20. Половинкин С. М. Н. А. Бердяев и православие // Вестник РХГА. 2017. Т. 18. № 3. С. 142–148.
  21. Розанов Н. П. О «новом религиозном сознании» (Мережковский и Бердяев) // Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон+, 1999. С. 320–354.
  22. Скиннер К. Значение и понимание в истории идей // Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории. М.: Новое литературное обозрение, 2018. С. 53–122.
  23. [Струве П. Б.] От редактора // Освобождение. 1902. № 1. С. 1–6.
  24. Струве П. Б. Религия и общественность. Ответ З. Н. Гиппиус // Колеров М. А. Пётр Струве: революционер без масс, 1870–1918. М.: Циолковский, 2020. С. 331–337.
  25. Scherrer J. Die Petersburger Religiös-Philosophischen Vereinigungen: Die Entwicklung des religiösen Selbstverständnisses ihrer Intelligencij a-Mitglieder (1901–1917). Berlin: Osteuropa-Institut an der Freien Universität Berlin, 1973.
  26. Zweerde E. van der. On the Political (Pre-)conditions of Philosophical Culture // Transcultural Studies. 2014. Vol. 10 (1). P. 63–92.

Данные об авторе

Павлов Илья Ильич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";
Должность: старший преподаватель;
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5355-2584;
Электронный адрес: elijahpavloff@yandex.ru.

Благодарности

Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2022 году.