/

Логинов Евгений Владимирович

Джонатан Эдвардс о доказательствах бытия Бога


Логинов Е. В. Джонатан Эдвардс о доказательствах бытия Бога // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 104. С. 71-85.

DOI: 10.15382/sturI2022104.71-85

Аннотация

В статье анализируются доказательства бытия Бога, предложенные Джонатаном Эдвардсом. Предметом анализа являются заметки, известные как «Miscellanies», а также некоторые другие документы. Эдвардс признает, что доказать существование Бога не просто в силу поврежденности человеческой природы. Если бы мы уже не знали тезиса теизма, то сами, своим разумом, вряд ли смогли бы его открыть. Однако этот тезис уже известные и наша склонность к порядку, поиску причин и жажда справедливости указывают на склонность искать доказательства существования Бога. Изучение источников показывает, что Эдвардс использовал различные стратегии для обоснования тезиса о существовании Бога. Я показываю, что эти стратегии зависят от допущений разного типа и дают разные результаты. Космологический аргумент от контингентности поддерживается идеалистическим доводом, рассуждениями в элейском стиле и онтологическим аргументом. Идеалистический довод основан на допущении Дж. Локка о том, что плотность присуща физическим вещами самим по себе. Эдвардс показывает, что тогда физические вещи не обладают самостоятельным существованием, ведь плотность можно свести к сопротивлению, а сопротивление — это всегда сопротивление чего-то. То, что можно называть элейским доводом, должно доказать существование чего-то вечного. Он зависит от референциального понимания термина «ничто». Онтологический аргумент доказывает существование чего-то необходимого. Он зависит от осмысленности понятия «то, за пределами чего ничего нет». Космологический аргумент от контингентности потому может обосновать лишь существование чего-то необходимого, вечного и нематериального. Однако этого недостаточно для обоснования теизма. Космологический аргумент от причинности отталкивается от самоочевидности закона причинности и показывает существование необходимой первопричины. Различные телеологические аргументы обосновывают утверждение о существовании разумного создателя. Аналогия между разумом создателя и человеческим умом служит Эдвардсу для опровержения деизма и обоснования необходимости религиозного почитания Бога.

Ключевые слова

Эдвардс, доказательства бытия Бога, теизм, атеизм, деизм, американская философия,

Список литературы

  1. Логинов Е. В., Юнусов А. Т., Мерцалов А. В., Саттар А. С., Басов А. С., Чугайнова Ю. И. Пролегомены к проблеме божественного существования // Финиковый Компот. 2017. № 12. С. 3–45.
  2. Соколов В. В. Европейская философия XV–XVIII вв. М.: Высшая школа, 1984.
  3. Anderson W. E. Editor’s Introduction // Edwards J. Scientifi c and Philosophical Writings (The Works of Jonathan Edwards Series, Volume 13). New Haven; L.: Yale University Press, 1980. P. 1–143.
  4. Howard L. “The Mind” of Jonathan Edwards. A Reconstructed Text. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1963.
  5. Wainwright W. Jonathan Edwards and the Hiddenness of God // New Essays on the Divine Hiddenness / P. Moser, D. Howard-Snyder, eds. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 98–119.
  6. Wainwright W. Reason and the Heart. A Prologomenon to a Critique of Passional Reason. Ithaca; L.: Cornell University Press, 1995.

Данные об авторе

Логинов Евгений Владимирович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: МГУ имени М.В. Ломоносова;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-9883-1854;
Электронный адрес: loginovlosmar@gmail.com.

Благодарности

Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, проект No 22-28-00752 «Проблема доказательства бытия Бога в англо-американской философской теологии XVIII-XIX вв.».