/

Егорова Дарья Михайловна

«Бог в тундре», «Бог в чуме» и «Бог в душе»: как советская секуляризация влияла на религиозность ненцев (НАО)


Егорова Д. М. «Бог в тундре», «Бог в чуме» и «Бог в душе»: как советская секуляризация влияла на религиозность ненцев (НАО) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 103. С. 108-120.

DOI: 10.15382/sturI2022103.108-120

Аннотация

Современные процессы национального возрождения коренных малочисленных народов России включают в себя не только возвращение к истокам национальной культуры, они имеют и религиозную составляющую. Повсеместно совершаются попытки воспроизведения древних религиозных традиций и культовых практик. Однако трансформация религиозного мировоззрения, проходившая в течение XX века, изучена недостаточно; в частности, мы имеем мало достоверных данных о том, как повлияло на это активное внедрение советской идеологии. В данной статье рассмотрены процессы секуляризации, происходившие в советский период на территории Ненецкого автономного округа, произведена попытка выявить и осмыслить особенности их влияния на жизнь коренного малочисленного народа России – ненцев. Ненцы являются самыми многочисленными среди прочих коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ареал их расселения составляют три автономных округа (Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Таймырский автономный округ), поэтому они неоднородны благодаря различному контексту исторического формирования, следовательно, на их религиозное мировоззрение влияли различные факторы: соседство с представителями других национальностей, национальная политика Российской империи, христианизация малых народов, политика советского государства в отношении коренных малочисленных народов. Ненцы НАО отличаются от ненцев, проживающих в Ямало-Ненецком и Таймырском автономных округах, не только диалектом, но и культурными традициями. При изучении религиозного мировоззрения современных ненцев НАО было выявлено, что советская секуляризация повлияла на них в большей степени, чем на ненцев ЯНАО и Таймырского АО. Цель данной статьи – выяснить, каким образом советская секуляризация повлияла на мировоззрение ненцев НАО. В основу методологии исследования легла концепция трехуровневой модели секуляризации К. Доббелере. В качестве источников использованы материалы Государственного архива Ненецкого автономного округа, местной газеты «Наръяна вындер» и результаты полевого исследования на территории Ненецкого автономного округа с 2014 по 2019 г.

Ключевые слова

секуляризация, советская секуляризация, Доббелере, бриколаж, ненцы, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ

Список литературы

  1. Абульханов А. И. Ненецкий автономный округ. Архангельск, 1977.
  2. Амелина М. К. Акцентные характеристики непроизводных имен в тундровом наречии ненецкогоязыка. Часть I. Ямальский и канинский диалекты // Урало-алтайские исследования. 2011. №2(5). С. 7-38
  3. Гипп К. С., Епихина Е. А. Религиозные верования современного населенияЮгорского полуострова // Гуманитарное пространство: Междунар. альманах. Т. 4. № 5. М.; Явне, 2015. С. 850–862.
  4. Киселев С. Б. Традиционная экономика кочевого населения полуострова Канин в первой третиXX века и вначале XXIвека. Санкт-Петербург, 2018. 211 стр.
  5. Лар Л. А. Традиционная религиозно-обрядовая жизнь ненцев // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 62. С. 98–108.
  6. Ленин В. И. Социализм и религия: Об отношении рабочей партии к религии. М., 1935.
  7. ТолкачевВ. Ф. Россия. Крайний север. Власть. Архангельск, 2000.
  8. Узланер Д. А. Советская модель секуляризации // Социологические исследования. № 6. Июнь 2010. С. 62 – 69
  9. Dobbelaere K. Secularization: AMulti-Dimensional Concept // Current sociology. 1981. V. 29. P. 10–24.
  10. Vagramenko T. A. Religious conversionand Nenets bricolage: making modernity in the Polar Ural tundra. NationalUniversity of Ireland Maynooth, 2014. 296 p.

Данные об авторе

Егорова Дарья Михайловна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ПСТГУ;
Должность: нет;
ORCID: 0000-0002-7969-146X;
Электронный адрес: edm19954@yandex.ru.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках проекта «Традиционные сообщества в постсекулярную эпоху» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».