/

Гришина Елена Валерьевна

Лев Толстой в диалектике Б. П. Вышеславцева


Гришина Е. В. Лев Толстой в диалектике Б. П. Вышеславцева // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 102. С. 53-69.

DOI: 10.15382/sturI2022102.53-69

Аннотация

Автор предпринимает попытку реконструкции философского диалога Б. П. Вышеславцева со Л. Н. Толстым. Учитывая, что убеждения этих мыслителей касательно философско-правовых, религиозных и социально-экономических вопросов на первый взгляд носят оппозиционный характер, в статье исследуется как их различие, так и сходство. Автор рассматривает тексты, где упоминается Толстой, анализирует контекст и выявляет ряд идей, которые могли бы помочь изучению мировоззрения обоих философов и поднимаемых ими проблем. На первый взгляд, толстовские темы у Вышеславцева собраны в области философии права, но более глубокое обсуждение позволяет увидеть, что эти темы имеют религиозные основания. Выясняется также значимость фигуры П. И. Новгородцева в формировании Вышеславцева как диалектика. Философ рисует монументальный образ Толстого, в то же время указывая на наивность его решений и пытаясь осмыслить объективные причины его бунта. В связи с этим становятся более понятными и обоснованными причины бунта самого Вышеславцева, активно выступавшего против всякого рода тоталитаризма и насильственного социального действия. По его мнению, власть может оправдать себя только перейдя в совершенно иное экзистенциальное состояние, а именно – в состояние относительного безвластия. Таким состоянием общественно-политических структур являются «право» и «демократия (феномен, противоположный «диктатуре»). Вышеславцев размышляет над антиномией абсолютного и относительного, и приходит к выводу, что абсолютное может осуществляться в относительном только в относительных формах. Однако абсолютное есть не только идея, которая движет человеком на пути самосовершенствования и социального развития, но и высший элемент человеческой природы, на основе которого, по христианскому обетованию, формируется богоподобное устроение жизни. Для реализации идеи личной нравственности требуется соответствующим образом организованное государство. Такое государство, по его мнению, вполне возможно. Однако анализируя сложность современной ему действительности, и подводя итоги последнего периода развития индустриальной культуры (50-е годы XX века), философ констатирует весьма неутешительный результат, который, однако, не лишает его оптимизма на путях поиска новых конструктивных решений.

Ключевые слова

Вышеславцев, Толстой, Новгородцев, антиномия, право, власть, христианский анархизм

Список литературы

  1. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1918.
  2. Вышеславцев Б. П. Богооставленность // Путь. 1940. № 61. С. 15–21.
  3. Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии. М.: Республика, 1994.
  4. Вышеславцев Б. П. Два пути социального движения // Путь. Париж, 1926. № 4. Июнь-июль. С. 127–138.
  5. Вышеславцев Б. П. Кризис индустриальной культуры // Сочинения / ред. В. В. Сапов. М.: Раритет, 1995. С. 181–434.
  6. Вышеславцев Б. П. Лев Толстой // Русская земля: альманах для юношества (ко дню рус. культуры) / под ред. А. М. Чёрного и В. В. Зеньковского. Париж: Религиозно-педагогический кабинет, 1928. С. 92–95.
  7. Вышеславцев Б. П. Образ Божий в грехопадении // Путь. 1938. № 55. С. 24–40.
  8. Вышеславцев Б. П. Проблема власти и ее религиозный смысл // Путь. 1934. № 42. Январь-март. С. 3–21.
  9. Вышеславцев Б. П. Религия и безрелигиозность // Проблемы русского религиозного сознания: сб. статей. Берлин, 1924. С. 7–52.
  10. Вышеславцев Б. П. Русская стихия у Достоевского. Берлин: Обелиск, 1923.
  11. Вышеславцев Б. П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. № 6. С. 112–121.
  12. Вышеславцев Б. П. Христианство и социальный вопрос. Париж; Варшава, 1929.
  13. Вышеславцев Б. П. Этика преображённого Эроса. М.: Республика, 1994.
  14. Вышеславцев Б. П. Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. М., 1914.
  15. Евлампиев И. И. «Анархизм» Л. Н. Толстого и его возможные философские основания // Русская литература и философия: пути взаимодействия. М.: Водолей, 2018. С. 180–195.
  16. Новгородцев П. И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. М., 1909.
  17. Новгородцев П. И. Кризис анархизма // Вопросы философии и психологии. 1917. № 4–5 (139–140). С. 127–154.
  18. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. Берлин: Слово, 1921.
  19. Солнцева Н. М. Вышеславцев Борис Петрович // Русские литературоведы ХХ века: биобиблиографический словарь. Т. 1: А — Л. / сост. А. А. Холиков; под общ. ред. А. О. Клинга и А. А. Холикова. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С. 212–213.
  20. Табаков А. Л. Справедливость и право: некоторые аспекты соотношения в русской философии права второй половины XIX — первой половины XX века // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2017. № 3. С. 88–97.
  21. Толстой Л. Н. [Письмо студенту о праве] // Полное собрание сочинений. Т. 38. М.: Художественная литература, 1936. С. 54–60.
  22. Толстой Л. Н. Царство Божие внутри вас // Полное собрание сочинений. Т. 28. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.

Данные об авторе

Гришина Елена Валерьевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Россия, г. Москва;
ORCID: 0000-0002-9214-1024;
Электронный адрес: abameleck@yandex.ru.