/

Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей

Экклесиологическая концепция Э. Мерша и ее восприятие богословами русской диаспоры


Хондзинский П. В. Экклесиологическая концепция Э. Мерша и ее восприятие богословами русской диаспоры // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 102. С. 29-49.

DOI: 10.15382/sturI2022102.29-49

Аннотация

В 1933 г. вышел принадлежащий католическому ученому Эмилю Мершу труд «Мистическое тело Христа» (Le Corps mystique du Christ), в котором концепция «мистического тела» прослеживалась от первохристианских времен до начала ХХ в. Отдавая должное отцам Востока, Мерш считал, что своего итогового синтеза концепция достигает у авторов «французской школы» XVII в., где представление о личном мистическом единстве со Христом, восходящее к рейнским мистикам, соединяется с мыслью свт. Кирилла Александрийского и свт. Илария Пиктавийского о «природном» единстве Церкви в Евхаристии. В то же время этот синтез, по мысли Мерша, придавал законченное выражение учению блж. Августина о Церкви как «всецелом Христе» – totus Christus. Монография Мерша была замечена авторами диаспоры. На нее написала рецензию М. Лот-Бородина, о. Сергий Булгаков почерпнул у Мерша нужные ему ссылки на блж. Августина, но наиболее вдумчиво к работе Мерша отнесся о. Георгий Флоровский. Описывая его реакцию на нее, следует учитывать, что изначально о. Георгий стоял на позиции, сформированной в русском богословии еще в начале ХХ в. представителями «нового богословия» и прежде всего митр. Антонием (Храповицким). Для этой позиции было характерно конституирование единства Церкви не столько на евхаристическом, сколько на нравственном уровне, предстающем, благодаря персоналистическому учению о взаимопрозрачности личностей, как единство природное. Важно также, что авторам концепции, их учение представлялось тождественным святоотеческому. В статье прослеживается постепенная эволюция взглядов о. Георгия от вышеуказанной концепции, через попытку соединить учение о totus Christus с учением митр. Антония, к однозначно выраженному христологическому акценту в экклесиологии. Вследствие этого поздняя экклесиология Флоровского обнаруживает известную близость к экклесиологии французской школы, а значит – и к общим концептуальным выводам Мерша.

Ключевые слова

Э. Мерш, о. Георгий Флоровский, митр. Антоний Храповицкий, блж. Августин, французская школа XVII в., кардинал Берюль, экклесиология, христология, totus Christus

Список литературы

  1. Антоний (Храповицкий), митр. Избранные труды. Письма. Материалы. М.: ПСТГУ, 2007.
  2. Булгаков С., прот. Агнец Божий. М.: Общедоступный православный университет, 2000.
  3. Булгаков С., прот. Невеста Агнца. М.: Общедоступный православный университет, 2005.
  4. Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: в 3 т. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004.
  5. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна: в 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2011.
  6. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр “СЭИ”, 1991.
  7. Лот-Бородина М. Émile Mersch // Путь. 1934. № 42. Январь-март. С. 93–95.
  8. Михаил (Грибановский), еп. Труды. Письма. Материалы. М.: ПСТГУ, 2011.
  9. Оболевич Т. Мирра Лот-Бородина: историк, литератор, философ, богослов. СПб.: Нестор-История, 2020.
  10. Орлов А. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского. Сергиев Посад, 1908.
  11. Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. М.: Правило веры, 2004.
  12. Флоровский Г., прот. Вера и культура. СПб.: РХГИ, 2002.
  13. Хондзинский П. В., прот. Портрет учителя Запада в интерьере синодальной эпохи: диссертация И. В. Попова о блаженном Августине // Вопросы теологии. 2022. Т. 4. № 1. С. 54–73.
  14. Хондзинский П. В., прот. Экклесиологический проект прот. Г. Флоровского в контексте августинианской традиции // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 92. С. 11–31.
  15. Aurelius Augustinus. Enarrationes in psalmos. XXX. 2. 4 // Opera omnia. URL: http://www.augustinus.it/latino/index.htm (дата обращения: 21.07.2022).
  16. Berulle P. de. Les OEuvres. P., 1665.
  17. Congar Y. La personne “Église” // Revue Tomiste. 1971. LXI. P. 613–640.
  18. Cyrillus Alexandrinus. Commentarium in Ioannem // PG. LCCIV.
  19. Florovsky G. The Collected Works: In 14 Vol. Belmont, 1972–1989.
  20. Franz E. Totus Christus. Studien über Christus und die Kirche bei Augustin. Bonn: Rheinischen Friedrich-Wilhelms-Universität, 1956.
  21. Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. III Band. Leipzig: Akademische Verlagsbuchhandlung J. C. B. Mohr, 1897.
  22. Hilarius Pictavensis. De Trinitate // PL. X.
  23. Journet Ch. De la personalité de l’Église // Revue Thomiste. 1969. LXIX. P. 192–200.
  24. Larchet J.-K. “En suivant les Pères…” La vie et l’oevre du Père Georges Florovsky. Genève: Éditions des Syrtes, 2019.
  25. Lot-Borodine M. La doctrine de la “déifi cation” dans l’Église grecque juqu’au XI-e siècle // Revue de l’histoire des religions. 1932. Vol. 105. P. 5–43.
  26. Mersch É. Incarnation et doctrine spirituelle // Revue d’ascétique et de mystique. 1929. P. 337–367.
  27. Mersch É. Le Corps mystique du Christ. 2 t. Louvain: Museum Lessianum, 1933.
  28. Ritschl A. Über die Methode der älteren Dogmengeschichte. Jahrbücher für Deutsche Theologie. Bd. XVI. Berlin, 1871. S. 191–214.
  29. Rocholl R. Platonissmus im deutschen Mittelalter // Zeitschrift fur Kirchengeschichte. 1903. Bd. XXIV. S. 1–14.
  30. Ward. R. The Christology of the French School // Christ Unabridged. Knowing and Loving the Son of man / G. Westhaver, R. Vince, ed. L.: SCM Press, 2020. P. 149–157.

Данные об авторе

Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей


Ученая степень: доктор богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: декан богословского факультета;
ORCID: 0000-0001-9805-045X;
Электронный адрес: paulum@mail.ru.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44125\21 «Латинская церковная традиция IV–VII вв. в современном научно-богословском контексте».