/

Соловьев Артем Павлович

Секулярное как политическая теология в русской религиозной философии первой половины XX века


Соловьев А. П. Секулярное как политическая теология в русской религиозной философии первой половины XX века // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 101. С. 57-81.

DOI: 10.15382/sturI2022101.57-81

Аннотация

Статья посвящена проблеме понимания секулярного как политической теологии в русской религиозной философии первой половины ХХ века. Связь понятия «политической теологии» с понятием «секулярного» осуществляется в соответствии с подходом К. Шмитта. Подход Шмитта предлагается расширить, и понимать политическую теологию как заимствование структуры теистической теологии иными средствами для мирских целей. В статье этот подход применяется для выявления того, что в трудах русских религиозных философов первой половины XX века можно определить как анализ «политических теологий». В исследовании определяется, что для Мережковского и Булгакова секулярное как политическая теология предстает как «религия человекобожия» русской интеллигенции, а для Лосева и Флоренского — как мифология коммунизма. В статье делается вывод о том, что для Булгакова, Бердяева, Лосева политические теологии социализма и коммунизма оказываются результатом секуляризации иудейской апокалиптики и христианского хилиазма. Тогда как с точки зрения Франка социализм и коммунизм представляют собой секулярные варианты гностицизма, которые определяются им как «ересь утопизма». В статье делается вывод о том, что понимание секулярного как политической теологии позволяет интерпретировать феномен религиозного обращения, который рассматривается как исток русской религиозной философии первой половины ХХ века, как переход от политической теологии к теистической философии, а не просто как переход от атеизма и скептицизма к вере. Также утверждается связь русской религиозной философии первой половины ХХ века с феноменом конфессионализации как процессом, предполагавшим размежевание как с официальной церковной теологией, так и с политико-теологическими концепциями русской интеллигенции, социалистов, большевиков и коммунистов. В статье делается вывод о возможности применения концепции конфессионализации для понимания культур-критики в адрес секулярного как политических теологий со стороны русских религиозных философов первой половины ХХ века.

Ключевые слова

русская религиозная философия, секулярное, политическая теология, религия человекобожия, апокалиптика, миф, культ, Шмитт, Мережковский, Булгаков, Бердяев, Франк, Флоренский, Лосев, религиозное обращение, конфессионализация

Список литературы

  1. Аляев Г. Е., Резвых Т. Н. «Проблема теодицеи — источник русского революционного социализма». Парижский доклад Семёна Франка 1938 года // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 19. Вып. 2. С. 20–25.
  2. Антонов К. М. «Я, благодарение Богу, не богослов…»: становление русской религиозной философии и истоки концепции западного пленения православного богословия // Христианское чтение. 2015. № 3. C. 68–92.
  3. Антонов К. М. Проблема религиозного обращения в творчестве С. Л. Франка // Религиоведение. 2002. № 4. С. 39–51.
  4. Антонов К. М. Феномен религиозного обращения и его значение в истории русской мысли // История мысли. Русская мыслительная традиция. Вып. 2. М.: Вузовская книга, 2003. С. 4–21.
  5. Антонов К. М. Феномен религиозного обращения и становление рефлексивных структур религиозных традиций // Религиоведение. 2009. № 4. С. 90–102.
  6. Антонов К. М. «Как возможна религия?»: Философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX–XX веков: в 2 ч. Ч. 2. М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
  7. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж: YMCA-PRESS, 1955.
  8. Бердяев Н. А. Смысл истории. Новое Средневековье. М.: Канон+, 2002.
  9. Берман А. Начальная история христовщины: от экстатического движения к конфессионализации секты // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 38 (3). С. 38–62.
  10. Булгаков С. Н. Апокалиптика и социализм (Религиозно-философские параллели) // Сочинения: в 2 т. Т. 2: Избранные статьи. М.: Наука, 1993. С. 368–434.
  11. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозных идеалах русской интеллигенции) // Там же. С. 302–342.
  12. Гутнер Г. Б. Секулярность, постсекулярность и русская религиозная философия // Вестник Свято-Филаретовского института. 2015. № 16. С. 63–82.
  13. Дмитриев А. Н. Эстетическая автономия и историческая детерминация: русская гуманитарная теория первой трети XX в. в свете проблематики секуляризации // Русская теория: 1920–1930-е годы: Материалы 10-х Лотмановских чтений / сост. и отв. ред. С. Зенкин. М.: РГГУ, 2004. С. 11–48.
  14. Дмитриев М. В. «Православная конфессионализация» в Восточной Европе во второй половине XVI века? // Дорогобицький краезнавчий збiрник. Вип. XVI. Дрогобич: Коло, 2012. С. 133–152.
  15. Звеерде Э. ван дер. Осмысливая «секулярность» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 69–113.
  16. Зеньковский В. В. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001.
  17. Камнев В. М., Камнева Л. С. Религиозное и секулярное в русской философии // Вестник СПбГУ. Сер. 17: Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2016. Вып. 1. С. 13–20.
  18. Куренной В. А. Иррациональная сторона рационального // Отечественные записки. 2013. № 1 (52). С. 70–78.
  19. <Лосев А. Ф.> В Главлит. Заявление Лосева Α. Φ. // Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. С. 498–502.
  20. Лосев А. Ф. (Возможные типы мифологий) // Там же. С. 424–450.
  21. Лосев А. Ф. (Три типа мифологического творчества) // Там же. C. 467–497.
  22. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.
  23. Люббе Г. В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.
  24. Люкс Л. Два облика тоталитаризма. Сравнительные очерки об истоках и характере большевизма и национал-сoциализма. Айхштетт: Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры, 2014.
  25. Лютько Е. И. Становление конфессионального богословия в России XVIII–XIX вв. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 78. С. 46–64.
  26. Мережковский Д. С. Грядущий Хам // Полное собрание сочинений Дмитрия Сергеевича Мережковского. Т. XIV: Грядущий Хам. М., 1914. С. 1–39.
  27. Мережковский Д. С. Чехов и Горький // Там же. С. 60–115.
  28. Милбанк Дж. Политическая теология и новая наука политики // Логос. 2008. № 4. С. 33–54.
  29. Мьёр К. Й. Русская религиозная философия в секулярный век // Историко-философский ежегодник. 2020. Т. 35. С. 263–282.
  30. Павлов И. И. Влияние секулярных и антисекулярных аспектов «нового религиозного сознания» на становление метафизики Н. А. Бердяева. М.: НИУ ВШЭ, 2021.
  31. Павлов И. И. Диалектика секуляризации в России: к оценке «Истории русской философии» Василия Зеньковского // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 253–276.
  32. Прокопьев А. Ю. Введение. Реформация, Контрреформация, Конфессионализация // Конфессионализация в Западной и Восточной Европе в раннее Новое время: Доклады русско-немецкой научной конференции. СПб.: Алетейя, 2004. С. 7–30.
  33. Соловьев А. П. Модерный традиционализм против модерна: критика прогресса в России второй половины XIX в. (случай архиепископа Никанора [Бровковича] и К. Н. Леонтьева) // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 2. С. 253–274.
  34. Соловьев А. П. Образы секуляризации в русской религиозной философии второй половины XIX века // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2021. № 4 (12). С. 108–126.
  35. Соловьев А.П. Русская религиозная философия XIX — первой половины XX в. в контексте истории религии: от религиозной конверсии к культур-критике и конфессионализации // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2022. № 1 (13). С. 118–134.
  36. Уайт Дж. Единоверие и концепция конфессионализации: дискурсивные заметки // Quaestio Rossica. 2016. № 4. С. 179–191.
  37. Фёгелин Э. Новая наука политики. Введение / пер. с англ. Н. Селиверстов. СПб.: Владимир Даль, 2021.
  38. Филиппов А. Ф. К истории понятия политического: прошлое одного проекта // Шмитт К. Понятие политического / пер. с нем. под ред. А. Ф. Филиппова. СПб.: Наука, 2016. С. 433–551.
  39. Флоренский П. А. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М.: Мысль, 2004.
  40. Флоренский П. А. Сочинения: в 4 т. Т. 3(2). М.: Мысль, 2000.
  41. Флоренский П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Сочинения: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 647–681.
  42. Франк С. Л. <Духовные истоки русской революции> // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 19. Вып. 2. С. 11–19.
  43. Франк С. Л. Большевизм и коммунизм как духовные явления // Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. С. 137–149.
  44. Франк С. Л. Ересь утопизма // Там же. С. 72–86.
  45. Франк С. Л. Религиозно-исторический смысл русской революции // Там же. С. 119–137.
  46. Франк С. Л. Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) // Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 77–110.
  47. Франк С. Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2011.
  48. Хондзинский П. В. «Поле» конфессионализации: опыт приложения теории к русской духовной традиции // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 9–17.
  49. Шмитт К. Политическая теология. Четыре главы к учению о суверенитете / пер. с нем. Ю. Ю. Коринца // Шмитт К. Понятие политического / пер. с нем. под ред. А. Ф. Филиппова. СПб.: Наука, 2016. C. 5–59.
  50. Hervieu-Léger D. La religion pour mémoire. P.: Les Éditions du Cerf, 1993.
  51. Löwith K. Sämtliche Schriften. Bd. 2: Weltgeschichte und Heilsgeschehen. Stuttgart: J. B. Metzler, 1990.
  52. Marquard O. Schwierigkeiten mit der Geschichtsphilosophie // Marquard O. Schwierigkeiten mit der Geschichtsphilosophie. Aufsätze. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1973. S. 13–34.
  53. Terpstra M. Democratie als cultus: over politiek en religie. Amsterdam: Boom, 2011.

Данные об авторе

Соловьев Артем Павлович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет; Россия, г. Казань;
Должность: заведующий кафедрой религиоведения;
ORCID: 0000-0003-4376-9752;
Электронный адрес: artstudium@yandex.ru.