В статье проанализированы аргументы теиста У.Л. Крейга в пользу существования всемогущего, всеблагого, вневременного Бога классического теизма, а также контраргументы к ним со стороны атеиста У. Синнота-Армстронга. У.Л. Крейг использует пять аргументов: космологический, аргумент тонкой настройки, аргумент от объективных моральных ценностей, аргумент от свидетельств Евангелий и аргумент от религиозного опыта, чтобы показать, что взятые в совокупности, они повышают степень вероятности существования классического Бога теизма. Первые два аргумента Крейга призваны продемонстрировать, что теизм не только не противоречит научной картине мира, но и лучше, чем атеизм, вписывается в нее. Остальными тремя аргументами Крейг стремится показать, что признание существования Бога является наилучшей объяснительной стратегией для объяснения объективности морали, переживания религиозного опыта и событий, описанных в Евангелиях. Синнот-Армстронг, в свою очередь, критикует эти аргументы, показывая, с разной степенью содержательности, что они могут быть опровергнуты в рамках атеистического подхода. Наиболее развернутой критике он подвергает аргумент от существования объективных моральных ценностей, выступая при этом с позиции морального реализма и платонизма. Аргумент от религиозного опыта он критикует с позиций утверждения его разнообразия, а аргумент от Евангелий переводит в плоскость рассуждений о чудесах и передачи свидетельств о них. Наименее содержательной критике подвергается аргумент Крейга от тонкой настройки: Синнот-Армстронг, признавая отсутствие атеистического ответа на этот аргумент, делает стандартные риторические выпады против теизма, некритично воспроизводя модель войны науки и религии. В результате анализа полемики Крейга и Синнота-Армстронга автор статьи приходит к нескольким выводам. Во-первых, атеизм сочетается с разными метафизическими установками, от натурализма до платонизма. Во-вторых, атеист может придерживаться различных взглядов на проблему свободы воли: от детерминизма до индетерминизма. Таким образом, поскольку атеизм очень разнороден внутри себя, большинство контраргументов Синнота-Армстронга не являются общезначимым для атеистов.
атеизм, каламический аргумент, космологический аргумент, объективные моральные ценности, религиозный опыт, теизм, тонкая настройка
- Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Исследование человеческой природы. М.: Академический проект, 2017.
- Крэйг У. Каламический космологический аргумент / пер. с англ. Е. В. Косиловой // Философия религии. Альманах. 2008-2009. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 110–135.
- Лушников Д., свящ. Теизм и «новый атеизм»: к вопросу о полемике А. Плантинги и Д. Деннетта // Труды кафедры богословия СПбДА. 2018. № 1 (2). С. 19–32.
- Слепцова В. В. Космологический аргумент в современной полемике теизма и атеизма (дебаты Дж. Холдейна и Дж. Смарта) // Труды кафедры богословия СПбДА. 2019. № 1 (3). С. 112–120.
- Сысоев М. С. Религиозный опыт и свидетельство // Философия: Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 4. № 4. С. 50–76.
- Шелленберг Дж. Л. Сокрытость Бога и разум человека. М.: Академический проект, 2021.
- Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М.: РИПОЛ классик, 2020.
- Craig W. L., Sinnot-Armstrong W. God? A Debate Between A Christian and An Atheist. Oxford: Oxford University Press, 2004.
- Harris S. Free will. N.Y.: Free Press, 2012.
- Jansen G. Critical Notice of Alvin Plantinga’s Where the Confl ict Really Lies // Grazer Philosophische Studien. 2012. Bd. 85. S. 291–295.
- Kahane G. Should We Want God to Exist? // Philosophy and Phenomenological Research. 2011. Vol. 82. № 3. P. 674–696.
- Murphy M. Theological Voluntarism // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: https://plato.stanford.edu/archives/sum2019/entries/voluntarism-theological/ (дата обращения: 21.02.2022).
- Oppy G. Theism, Atheism and Big Bang Cosmology // Faith and Philosophy. 1996. Vol. 13 (1). P. 125–133.
- Reichenbach B. Cosmological Argument // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: https://plato.stanford.edu/archives/win2021/entries/cosmological-argument/ (дата обращения: 21.02.2022).
- Sinnot-Armstrong W. Moral Scepticisms. Oxford: Oxford University Press, 2006.
- Stenger V. J. The Fallacy of Fine-Tuning. Why the Universe is not Designed for Us. N.Y.: Prometheus Books, 2011.
Слепцова Валерия Валерьевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: Научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-4490-4066;
Электронный адрес: leka.nasonova@gmail.com.