/

Ячменик Вячеслав Александрович; Макарова Анна Владимировна

«В Церкви должно воскреснуть пророчество»: фигура пророка в русской мысли рубежа XIX–XX вв.


Ячменик В. А., Макарова А. В. «В Церкви должно воскреснуть пророчество»: фигура пророка в русской мысли рубежа XIX–XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 100. С. 45-64.

DOI: 10.15382/sturI2022100.45-64

Аннотация

В статье предпринята попытка проследить развитие осмысления фигуры пророка в русской мысли конца XIX – начала XX столетия. Дается краткая характеристика общеевропейского контекста, в котором формируется понимание фигуры пророка как носителя индивидуального начала в религии, наиболее полно описанное М. Вебером. Поскольку в русской религиозной философии осмысление пророческой функции появляется раньше – в работах В. С. Соловьева, первая часть статьи посвящена анализу фигуры пророка в теократической концепции этого мыслителя. Отмечается частичное сходство воззрений Соловьева с идеями Вебера, характеризуются специфические особенности предложенной русским философом системы, где пророк рассматривался как звено «триады» наравне со священством и царством. Формулируются константные характеристики пророка в соловьевской системе: универсализм, внеинституциональность, творческая составляющая и функция нравственного контроля, а также ориентация в будущее. Вторая часть статьи посвящена рецепции идей Соловьева в наследии представителей русского богословия и религиозной философии начала XX столетия. Рассматриваются возникшие в рамках религиозно-философских собраний дискуссии об иерархии и интеллигенции как возможных носителях пророческого начала, характеризуются позиции по данному вопросу В. А. Тернавцева и Д. С. Мережковского. Прослеживается развитие идеи о пророке в контексте обсуждения проблемы авторитета в Церкви в академическом богословии М. М. Тареева, В. Троицкого, П. Флоренского, анализируется осмысление соловьевской триады С. Н. Булгаковым и А. В. Карташевым, а также критика взглядов последнего со стороны кружка Мережковского. Отмечается разница в подходах участников дискуссий, стремившихся рассматривать пророческое начало как интегрированное в церковное сообщество, либо чуждое Церкви и противопоставленное ее иерархии. В заключении подводится итог развитию осмысления фигуры пророка в русской традиции обозначенного периода, отмечаются параллели с поисками западных исследователей и обозначается общая для отечественных и зарубежных мыслителей начала XX века проблема различения священнического и пророческого начал в религии.

Ключевые слова

пророк, священник, власть, харизма, экклезиология, богословие

Список литературы

  1. Антоний (Храповицкий), митр. Ложный пророк // Волынские епархиальные ведомости. 1908. № 12. С. 239–243.
  2. Антонов K. M. «Как возможна религия?»: философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX–XX веков: в 2 ч. М.: ПСТГУ, 2020.
  3. Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М., 1916.
  4. Бессчетнова Е. В. Е. Н. Трубецкой и его спор о теократии с Вл. С. Соловьевым // Философский журнал. 2021. Т. 14. № 1. С. 84–96.
  5. Булгаков С. Два града. Исследования о природе общественных идеалов: в 2 т. М., 1911.
  6. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1917.
  7. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм / пер. с нем., предисл. О. В. Кильдюшова. СПб.: Владимир Даль, 2017.
  8. Вебер М. Хозяйство и общество: Очерки понимающей социологии: в 4 т. / пер. с нем. под ред. Л. Г. Ионина. М.: Высшая школа экономики, 2016–2019.
  9. Вера и личность в меняющемся обществе: Автобиографика и православие в России конца XVII — начала XX века / ред. Л. Манчестер, Д. А. Сдвижков. М.: НЛО, 2019.
  10. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909.
  11. Воронцов С. А. Священник в свете стилей мышления: иерархическая и должностная спецификации // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 91. С. 32–54.
  12. Гайда Ф. А. Миссия «интеллигенции» в публицистике русского освободительного движения (1882–1909) // Вопросы философии. 2019. № 9. С. 141–149.
  13. Ермишин О. Т. Православные идеалы в московском Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2007. Вып. 18. С. 57–68.
  14. Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901–1903) / ред. С. М. Половинкин. М.: Республика, 2005.
  15. Зом Р. Церковный строй в первые века христианства / пер. с нем. А. Петровский, П. Флоренский. М., 1906.
  16. Иванов В. Борозды и Межи. Опыты эстетические и критические. М., 1916.
  17. Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: в 3 т. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004.
  18. Карташев А. В. Реформа, реформация и исполнение церкви. Пг., 1916.
  19. Киселева И. А. «Пророк» (1826) А. С. Пушкина и «Пророк» (1841) М. Ю. Лермонтова: сравнительная семантика мотивного комплекса // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 1. С. 111–129.
  20. Кондаков И. В., Корж Ю. В. Фридрих Ницше в русской культуре Серебряного века // Общественные науки и современность. 2000. № 6. С. 176–186.
  21. Королева С. Б. Пророческая тема в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк»: диалог с традицией и эпохой // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 61. С. 206–225.
  22. Коутс Р. Миф о божественном правителе в «Царе и революции» (1907 г.) // Соловьевские исследования. 2017. № 4 (56). С. 72–84.
  23. Мережковский Д. С. Не мир, но меч. К будущей критике христианства. СПб., 1908.
  24. Мережковский Д. С. Невоенный дневник, 1914–1916. Пг., 1917.
  25. Нэтеркотт Ф. Философская встреча: Бергсон в России (1907–1917). М.: Модест Колеров, 2008.
  26. Павлюченков Н. Н. Рецепция П. А. Флоренским наследия В. С. Соловьева: от философии к богословию всеединства // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 41–60.
  27. Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: 1907–1917: в 3 т. / ред. О. Т. Ермишин и др. М.: Русский путь, 2009.
  28. Самарина Т. С. Теория уровней религиозности в классической феноменологии религии // Религиоведение. 2018. Т. 2. № 2. С. 101–109.
  29. Скобелев М. А., Хангиреев И. А. Юлиус Велльгаузен и Герман Гункель: методология библейского исследования // Богословский вестник. 2019. Т. 33. № 2. С. 17–37.
  30. Соловьев В. С. Россия и Вселенская церковь / пер. с фр. Г. А. Рачинский. М., 1911.
  31. Соловьев В. С. Собрание сочинений: в 10 т. / ред. М. Соловьев, Э. Л. Радлов. СПб., 1911–1914.
  32. Тареев М. М. Основы христианства: в 5 т. Сергиев Посад, 1908–1910.
  33. Тареев М. М. Церковь и богословие // Богословский вестник. 1917. Т. 2. № 10/11/12. С. 316–331.
  34. Тихомиров Л. А. Духовенство и общество в современном религиозном движении. М., 1892.
  35. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.
  36. Флоренский П. А. Богословские труды: 1902–1909 / ред. Н. Н. Павлюченков, игум. А. Трубачев. М.: ПСТГУ, 2018.
  37. Холопов И. Идеология церковной реформы. К., 1916.
  38. Хондзинский П., прот. Два Иуды // У истоков и источников: на международных и междисциплинарных путях: Юбилейный сборник в честь Александра Васильевича Назаренко. М.: Институт Российской истории РАН, 2019. С. 445–456.
  39. Хондзинский П., прот. Поздние славянофилы и либеральное духовенство в начале ХХ в. // Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи: Материалы международной научной конференции. М.: ПСТГУ, 2018. С. 215—227.
  40. Эрн В. Ф. Борьба за Логос. М.: Правда, 1991.
  41. Adair-Toteff C. Max Weber’s charismatic prophets // History of the Human Sciences. 2014. Vol. 27. № 1. P. 3–20.
  42. Le Rider J. Modernité viennoise et crises de l’identité. P., 2000.
  43. Lyutko E., Chernyi A. Die Geistlichkeit in der Auff assung des Moskauer Metropoliten Filaret: Akzentwechsel in der russischen Theologie des Priestertums von der zweiten Hälfte des 19. bis zum Beginn des 20. Jahrhunderts // Ostkirchliche Studien. 2020. B. 69. H. 2. S. 207–227.
  44. Max Weber’s ‘Religionssystematik’ / H. G. Kippenburg, M. Riesebrodt, ed. Tübingen: Mohr Siebeck, 2001.
  45. Rupp J. Message ecclesial de Solowiew. P.; Brussels, 1975.
  46. Teslya A. The Protestant Ethic in the Russian Context: Peter Struve and Sergey Bulgakov Read Max Weber (1907–1909) // Russian Sociological Review. 2019. Vol. 18. № 2. P. 107–119.

Данные об авторе

Ячменик Вячеслав Александрович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Россия, г. Москва;
ORCID: 0000-0003-4624-5962;
Электронный адрес: yachmenik94@mail.ru.

Макарова Анна Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Россия, г. Москва;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0787-1592;
Электронный адрес: zair-anna@mail.ru.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках проекта «Русское духовно-академическое богословие конца XIX – начала XX вв.: идеи и контексты» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».