/

Арко Аленка Карловна

Избрание и подготовка священнослужителей в антиохийской Церкви во второй половине IV в. согласно диалогу «De sacerdotio» cв. Иоанна Златоуста


Арко А. К. Избрание и подготовка священнослужителей в антиохийской Церкви во второй половине IV в. согласно диалогу «De sacerdotio» cв. Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 100. С. 24-44.

DOI: 10.15382/sturI2022100.24-44

Аннотация

Диалог « De sacerdotio » является первым святоотеческим текстом, в котором автор пытается набросать эскиз богословия священства, сводя воедино идеалы строгой аскетической жизни, характерной для монашества, и церковной жизни христианской общины (метафорически - пустыни и города), личной святости и служения на благо Церкви, антропологические и этические идеалы эллинизма и христианской веры, равно как и поведения, которое этой верой определяется. Иоанн Златоуст написал «D e sacerdotio » в антиохийский период своей жизни, в первые годы своего священнического служения. В первую очередь в нем подчеркивается великое достоинство таинства священства, а также необходимость избирать для него тех, кого призывает к священническому служению Бог, кто нравственно и интеллектуально подготовлен для того, чтобы вникнуть в конкретную ситуацию Церкви и общества, в котором священник призван служить. Во второй половине IV веке в Антиохии христианство уже преобладало, несмотря на присутствие в нем языческих элементов, наряду с иудейскими и манихейскими. Роль Церкви в обществе все более возрастала, так как отныне ей доверялись важные задачи, и на нее возлагалась социальная ответственность. Из слов Златоуста, тем не менее, явствует, что многие выбирали священство, руководствуясь соображениями карьеры и привилегий в обществе, не видя в нем ответа на призыв Бога и желания действовать во благо Тела Христова. С другой стороны, некоторые достойные и опытные монахи отказывались от священства, предпочитая последнему спокойную отшельническую жизнь. Таким образом, правильное понимание священства и подготовленность к подобного рода служению были чрезвычайно важны, так как Церковь стояла перед серьезным вызовом массового прихода неофитов, что повлекло за собой необходимость грамотной подготовки оглашенных к Крещению и должно го наставления верующих (с необходимостью особого подхода к каждому), с одной стороны, и предотвращение соблазна и поругания Церкви язычниками из-за недостойных священнослужителей, с другой.

Ключевые слова

патристика, Иоанн Златоуст, Антиохия, IV век, таинство священства, воспитание, образование, определение призвания к священству, нравственная и интеллектуальная подготовка священнослужителей

Список литературы

  1. Arko A. Bazilij Veliki — Ad adolescentes v kontekstu odnosa cerkvenih očetov do antične kulture in šolstva // Bogoslovni vestnik. 2012. Vol. 72. P. 167–178
  2. Bonner S. F. Education in Ancient Rome. From the Elder Cato to the Younger Pliny. L.: Methuen & Co Ltd., 1977.
  3. Brändle R. This Sweetest Passage: Matthew 25:31–46 and Assistance to the Poor in the Homilies of John Chrysostom // Wealth and Poverty in Early Church and Society / S. R. Holman, ed. Holy Cross Studies in Patristic Theology and History. Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2008. P. 127–139.
  4. Broc-Schmezer C. De l’aumône faite au pauvre à l’aumône du pauvre: Pauvreté et spiritualité chez Jean Chrysostome // Les pères de l’Église et la voix des pauvres: Actes du Iie Colloque de la Rochelle (2–4 septembre 2005) / P. Delage, ed. La Rochelle: Histoire et Culture, 2006. P. 131–148.
  5. Brottier L. “Et la fournaise devint source”. L’épisode des trois jeunes gens dans la fornaise (Dn 3) lu par Jeane Chrysostome // Revue d’histoire et de phylosophie religeuses. 1991. Vol. 71/3. P. 309–327.
  6. Caltabiano M. Litterarum lumen. Ambienti culturali e libri tra il IV e il V secolo // Studia Ephemeridis Augustinianum. Vol. 55. Roma: Institutum Patristicum Agugustinianum, 1996.
  7. Carrara P. Educazione dei fi gli nella tradizione patristica // Matrimonio e famiglia. Testimonianza dei primi secoli / M. Naldini, ed. Bologna: EDB, 1999. P. 122–142.
  8. Cioffi A. Aretè e prove della vita in Giovanni Crisostomo // L’etica cristiana nei secoli III e IV: eredità e confronti. XXIV Incontro di studiosi dell’antichità cristiana (Roma, 4–6 maggio 1995). Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 1996. P. 503–511.
  9. Criscuolo U. Libanio. I latini e l’impero // Politica, cultura e religione nell’impero romano (secoli IV–VI) tra Oriente e Occidente. Atti del secondo convegno dell’Associazione di Studi Tardoantichi (Milano, 11–13 ottobre 1990) / F. Conca, I. Gualandri, G. Lozza, ed. Napoli: M. D’Auria, 1993. P. 153–169.
  10. Croucelle P. Connais-toi toi-mê me; de Socrate à saint Bernard. P.: É tudes augustiniennes, 1974.
  11. De Lubac H. Le Dialogue sur le Sacerdoce de saint Jean Chrysostome // Nouvelle Revue Théologique. 1978. Vol. 100. P. 822–831.
  12. Dorries H. Die Erneuerung des kirchlichen Amtes im vierten Jahrhundert. Die Schrift De sacerdotio des Johannes Chrysostomus un ihre Vorlage, die Oratio de fuga sua des Gregor von Nazianz // Bleibendes im Wandel der Kichengeschichte / B. Moeller, G. Ruhrbach, Hrsg. Tübingen: Mohr, 1973. S. 1–46.
  13. Dudley M. Danger and Glory. Priesthood in the Writings of John Chrysostom // Studia patristica. 1993. Vol. 27. P. 162–165.
  14. French D. R. Rhetoric and the Rebellion of A.D. 387 in Antioche // Historia. 1998. Vol. 47. P. 468–484.
  15. Jean Chrysostome. Sur le sacerdoce (Dialogue et Homélie). Sources chétiennes. Vol. 272 / A.-M. Malingrey, ed. P.: Les éditions du Cerf, 1980.
  16. Leduc F. Le theme de la vaine gloire chez saint Jean Chrysostome // Proche Orient Chrétien. 1969. Vol. 19. P. 3–32.
  17. Loсhbrunner M. Über das Priestertum: Historisch-systematische Untersuchung zum Priesterbild des Johannes Chrysostomus. Bonn: Borengässer, 1993.
  18. Meyer L. Saint Jean Chrysostome maître de perfection chrétienne. P.: Beauchesne, 1933.
  19. Molac P. Des sources nazianzéennes au Discours sur le sacerdoce de saint Jean Chrysostome // Bulletin de littérature ecclésiastique. 2005. Vol. 150. P. 169–174.
  20. Monaci Castagno A. Paideia classica ed esercizio pastorale nel IV secolo. Il concetto di “Synesis” nell’opera di Giovanni Crisostomo // Rivista di storia e letteratura religiosa. 1990. Vol. 26. P. 429–459.
  21. Nardi C. Motivi diatribici in Giovanni Crisostomo // L’etica cristiana nei secoli III e IV: eredità e confronti. XXIV Incontro di studiosi dell’antichità cristiana (Roma, 4–6 maggio 1995). Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 1996. P. 471–472.
  22. Nardi C. Il De pueris di Giovanni Crisostomo: passione educativa e gusto del racconto // Giovanni Crisostomo. Oriente ed Occidente tra IV e V secolo. XXXIII Incontro di studiosi dell’antichità cristiana (Roma, 6-8 maggio 2004). Studia Ephemeridis Augustinianum. Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 2005. Vol. 93. P. 73–85.
  23. Orosz A. La différence fondamental entre l’ascèse monastique et les tâches des prêtres (De sacerdotio VI.5–8) // Giovanni Crisostomo : Oriente e Occidente tra IV e V secolo. XXXIII Incontro di studiosi dell’antichità cristiana (Roma, 6–8 maggio 2004). Studia Ephemerides Augustinianum. Roma, 2005. Vol. 93. P. 593–605.
  24. Pasquato O. Ideale sacerdotale e formazione al sacerdozio del giovane Crisostomo: evoluzione o continuità // La formazione al sacerdozio ministeriale nella catechesi e nella testimonianza di vita dei Padri. Convegno di studio e di aggiornamento, Facoltà di lettere cristiane e classiche (Roma, 15–17 marzo 1990) / S. Felici, ed. Roma: Las, 1992. P. 59–93.
  25. Pernot L. Introduction: les manifestes grecs // Manifestes littéraires dans la latinité tardive. Poétique et rhétorique. Actes du Colloque international (Paris, 23–24 mars 2007) / P. Galand- Hallyn, V. Zarini, éd. P.: Institut d’Études Augustiniennes, 2009. P. 11–14.
  26. Rentinck P. La cura pastorale in Antiochia nel IV secolo. Analecta Gregoriana. Roma: Università Gregoriana editrice, 1970.
  27. Roda S. Fuga nel privato e nostalgia del potere nel IV sec. D.C. Nuovi accenti di un’antica ideologia // La trasformazione della cultura nella Tarda Antichità. Atti del Convegno (Catania, 27 settembre — 2 ottobre 1982) / M. Mazza, C. Giuff rida, ed. Roma: Jouvence, 1985. P. 95–108.
  28. Saba G. F. Il Dialogo sul sacerdozio di Giovanni Crisostomo: sintesi tra paideia classica e paideia greca? Bologna: Dehoniana libri, 2012.
  29. Sandwell I. Religious Identity in Late Antiquity. Greek, Jews and Christians in Antioche. Cambridge: CUP, 2007.
  30. Simonetti M. Origene dalla Cappadocia ai capaddoci // Origene e l’alessandrinismo capaddoce (III–IV secolo) / M. Girardi, M. Marini, ed. Bari: Edipuglia, 2002. P. 13–28.
  31. Vacchina M. G. San Giovanni Crisostomo: l’etica del fi losofo cristiano come pratica dell’agape // L’etica cristiana nei secoli III e IV: eredità e confronti. XXIV Incontro di studiosi dell’antichità cristiana (Roma, 4–6 maggio 1995). Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 1996. P. 513–522.
  32. Zincone S. Religione e società, città e campagna nell’ambiente antiocheno di Giovanni Crisostomo // Annali di storia di esegesi. 2009. Vol. 26. P. 65–79.

Данные об авторе

Арко Аленка Карловна


Ученая степень: доктор богословия;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Католическая высшая духовная семинария "Мария - Царица Апостолов", Россия, г. Санкт-Петербург;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0003-3652-946X;
Электронный адрес: alenka.arko@mail.ru.