/

Малинов Алексей Валерьевич

В. И. Ламанский и истоки «русского византизма»


Малинов А. В. В. И. Ламанский и истоки «русского византизма» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 100. С. 67-87.

DOI: 10.15382/sturI2022100.67-87

Аннотация

В статье рассматривается отношение крупнейшего отечественного слависта Владимира Ивановича Ламанского (1833–1914) к истории и культурному наследию Византии. Отмечается, что хотя в исследовательской литературе термином «византизм» характеризуют философско-историческое учение К. Н. Леонтьева, ряд положений, развитых в концепции К. Н. Леонтьева, были высказаны ранее В. И. Ламанским. Выдвигается предположение, что В. И. Ламанский оказал влияние на формирование взглядов К. Н. Леонтьева, в частности на Византию, как при личном знакомстве, так и своими публикациями. Показано развитие воззрений В. И. Ламанского на Византию, начиная с его первой монографии «О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании» и заканчивая последней, неоконченной книгой ученого «Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник». Указывается на близость учения В. И. Ламанского о различии возрастов народов и культур с органицистскими концепциями Н. Я. Данилевского и К. Н. Леон тьева. Рассматривается интерпретация В. И. Ламанским взаимных отношений славян и греков, отношений славян, прежде всего балканских, к Восточной римской империи. Отмечается, что основное влияние Византии было связано с развитием у славян государственных понятий и принятием православной веры. Особое значение православия состояло в признании прав национальных языков (разработка письменности, богослужение на родном языке), что давало возможность народам, принимающим новую веру, глубже усваивать христианское учение. Приводится мнение В. И. Ламанского о причинах падения Восточной римской империи: забвение универсального смысла христианства, эллинизация, распространение национализма. Раскрывается понимание В. И. Ламанским смысла империи — единого христианского царства, наследником которого в нынешних условиях является Россия. Делается вывод, что интерес к изучению Византии и поддержка византиноведческих исследований со стороны Ламанского был следствием разработки им собственного историософского учения о трех цивилизационных мирах (романо-германском, греко-славянском и азиатском).

Ключевые слова

византизм, Ламанский, Леонтьев, православие, империя, греки, славяне, Византия, исторический организм

Список литературы

  1. Бессчетнова Е. В. Владимир Соловьёв и Константин Леонтьев о бытии России: в предчувствии катастрофы. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017.
  2. Бузескул В. П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX века. М.: Индрик, 2008.
  3. Козловская Н. В., Сергеева Е. В. Философский термин «византизм» в трудах К. Н. Леонтьева и В. С. Соловьева // Соловьевские исследования. 2016. № 3 (51). С. 26–33.
  4. Корольков А. А. Пророчества Константина Леонтьева. СПб.: Изд-во С.-Петербург. унта, 1991.
  5. Корольков А. А. Русская идея и общечеловеческая культура // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 17: Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2015. № 4. С. 127–133.
  6. Котельников В. А. Константин Леонтьев. СПб.: Наука, 2017.
  7. Кудряшев В. Н. К. Н. Леонтьев в русском национальном дискурсе второй половины XIX в. // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 401. С. 100–107.
  8. Кунильская Д. С. Византизм К. Н. Леонтьева в контексте русских споров // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Т. 42. № 3. С. 58–63.
  9. Ламанский В. И. Введение в славяноведение. [СПб., 1891].
  10. Ламанский В. И. Видные деятели Западно-Славянской образованности в XV, XVI и XVII веках: Историко-литературные и культурные очерки // Славянский сборник. СПб.: Изд. Петерб. отд. Славянского комитета, 1875. С. 413–584.
  11. Ламанский В. И. Исторические замечания к сочинению «О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании». СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1859.
  12. Ламанский В. И. Лекции по славянским наречиям, читанные профессором С.-Петербургского университета В. И. Ламанским за 1880–81 акад. год. [СПб.:] Литография Гробовой.
  13. Ламанский В. И. Могущество турок османов в Европе // Исторический вестник. 1880. Т. II. С. 5–23.
  14. Ламанский В. И. Национальности итальянская и славянская в политическом и литературном отношениях. СПб.: Тип. А. А. Краевского, 1865.
  15. Ламанский В. И. Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе. СПб.: Тип. Майкова, 1871.
  16. Ламанский В. И. Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник. Критические заметки. Пг.: Сенатская тип., 1915.
  17. Ламанский В. И. Три мира Азийско-Европейского материка. СПб.: Типо-литография А. Траншеля, 1892.
  18. Ламанский В. И. Чтения о славянской истории в Императорском С.-Петербургском университете. Ч. I: Изучение славянства и русское народное самосознание // Журнал Министерства народного просвещения. 1867. Ч. CXXXIII. С. 116–153.
  19. Линькова Е. В. Византизм как основа российской государственности в историософской концепции Ф. И. Тютчева // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «История России». 2006. № 3. С. 177–182.
  20. Микерин А. А. Политическое наследие Византии в общественной мысли России XIX — нач. XX в. // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 1 (27). С. 125–131.
  21. Переписка двух славянофилов // Русская мысль. 1916. Кн. IX. С. 1–32.
  22. Савельева М. Ю. Соотношение мифологического и рационального в доктрине византизма // Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии. 2017. № 2. С. 54–64.
  23. Тяпин И. Н. Проблема исторического возраста России в концепции О. Шпенглера (в контексте влияния Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева) // Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии. 2019. № 2. С. 37–45.
  24. Фетисенко О. Л. «Гептастилисты»: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики: Идеи русского консерватизма в литературно-художественных и публицистических практиках второй половины XIX — первой четверти XX века. СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2012.
  25. Фетисенко О. Л. «Наследники Византии» в оценке друзей и недругов: Российская государственность как сквозная тема «восточных повестей» К. Н. Леонтьева // Два века русской классики. 2020. Т. 2. № 4. С. 250–259.

Данные об авторе

Малинов Алексей Валерьевич


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-1252-9193;
Электронный адрес: a.v.malinov@gmail.com.

Благодарности

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №21-18-00153, Санкт-Петербургский государственный университет).