/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение

Вестник ПСТГУ I :100

БОГОСЛОВИЕ

Вевюрко Илья Сергеевич

Мессианские фрагменты книги пророка Амоса LXX в их эсхатологическом контексте

Вевюрко И. С. Мессианские фрагменты книги пророка Амоса LXX в их эсхатологическом контексте // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 100. С. 9-23

DOI: 10.15382/sturI2022100.9-23
В книге пророка Амоса Септуагинты есть два эксплицитно мессианских фрагмента, в первом из которых упоминается «помазанник» (Ам 4:13), а во втором «куща Давида» и связанные с нею эсхатологические события (Ам 9:11-12). При этом другие версии не поддерживают Септуагинту (кроме зависимых от нее), что располагает многих исследователей смотреть на древнегреческое чтение в Ам 4:13 как на простую ошибку переводчика или тенденциозное толкование им оригинала. Однако нельзя сказать, что в плане интерпретации масоретское чтение дает больше для понимания книги в целом, чем то, которое представлено в Септуагинте. Напротив, применение структурного анализа, позволяющего исследовать Ам 4:13 по версии LXX в контексте параллельных мест внутри книги и ее общей эсхатологической сюжетной линии, создает более стройную и ясную картину, связанную с архетипическим противостоянием «дома Иеровоама» и «дома Давида», как воплощений греховной и праведной сторон Израиля. Откровение «помазанника» в этой связи оказывается тем, что возвещает конец «дома Иеровоама» и открывает перспективу суда над Израилем, но также его спасения в эсхатологической перспективе. Статья состоит из четырех основных частей. В первой из них рассматриваются особенности книги пророка Амоса по версии Септуагинты как перевода, которые позволяют нам сделать предварительные выводы о том, какими могут быть вероятные причины расхождений между древнееврейским и древнегреческим текстами этого произведения. Во второй части два упомянутых выше мессианских фрагмента разбираются, в основном, по их лексическому составу, проводится анализ конкретных разночтений и намечаются пути их истолкования. Третья часть посвящена экспликации эсхатологической линии книги пророка Амоса. В четвертой части устанавливается место мессианских фрагментов и параллельного им фрагмента Ам 7:1-9 в контексте эсхатологического содержания данной пророческой книги в целом.
Библия, Септуагинта, пророки, Амос, Мессия, эсхатология
  1. Арсений (Соколов), игум. Книга пророка Амоса: введение и комментарий. Лиссабон: Porturusso, 2012.
  2. Брек Дж., прот. Хиазм в Священном Писании. М.: Общедоступный православный университет, 2006.
  3. Орлов А. А. Слава Бога Невидимого: Предания о двух владычествах на небесах и ранняя христология. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2021.
  4. Barton J. The Theology of the Book of Amos. Cambridge: University Press, 2012.
  5. Brooke G. J. The Amos-Numbers Midrash (CD7l3b-8la) and Messianic Expectation // Zeitschrift für die Alttestamentliche Wissenschaft. 1980. Bd. 92. S. 397–404.
  6. Campos M. E. Structure and Meaning in the Third Vision of Amos (7:7–17) // The Journal of Hebrew Scriptures. 2011. Vol. 11–3. Р. 1–28.
  7. Dafni E., Schart A. Amos // Septuaginta Deutsch: Erläuterungen und Kommentare zum griechischen Alten Testament / M. Karrer, W. Kraus, Hrsg. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 2011. Bd. II. S. 2339–2361.
  8. Duodecim prophetarum minorum libros in lingua aegyptiaca / H. Tattam, ed. Oxford: University Press, 1836.
  9. Eidenvall G. Amos: A New Translation with Introduction and Commentary. Yale: University Press, 2017.
  10. Garrett D. A. Amos: A Handbook of the Hebrew Text. Waco: Baylor University Press, 2008.
  11. Glenny W. E. Amos: A Commentary Based on Amos in Codex Vaticanus. Leiden: Brill, 2013.
  12. Glenny W. E. Finding Meaning in the Text: Translation Technique and Theology in the Septuagint of Amos. Leiden: Brill, 2009.
  13. Hadjiev Tch. S. The Composition and Redaction of the Book of Amos. Berlin: Walter de Gruyter, 2009.
  14. Howard G. Some Notes on the Septuagint of Amos // Vetus Testamentum. 1970. Vol. 20. Fasc. 1 (Jan.). P. 108–112.
  15. Judaisms and Their Messiahs at the Turn of the Christian Era / J. Neusner a.o., ed. Cambridge: University Press, 1987.
  16. Midrash Tanchuma. URL: https://www.sefaria.org/Midrash_Tanchuma (дата обращения: 16.03.2022).
  17. Möller K. A Prophet in Debate: The Rhetoric of Persuasion in the Book of Amos. L.: Sheffield Academic Press, 2003.
  18. O livro do profeta Amós e a sua versão etiópica / F. M. E. Pereira, ed. Lisboa: Academia das Sciências, 1917.
  19. Park A. W. The Book of Amos as Composed and Read in Antiquity. N. Y.: Peter Lang, 2001.
  20. S. Eusebii Hieronymi Commentariorum in Amos Prophetam libri tres // PL 25. P. 989–1096. Talmud Bavli. Bd. II. Berlin: Calvary, 1901.
  21. Targum Jonathan on Amos. URL: https://www.sefaria.org/Targum_Jonathan_on_Amos (дата обращения: 16.03.2022).
  22. The Selected Poems of Yehuda Halevi / H. Halkin, ed. Lexington: Nextbook, 2011.

Вевюрко Илья Сергеевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: ст. препод. кафедры философии и религиоведения;
ORCID: 0000-0002-1225-7474;
Электронный адрес: vevurka@mail.ru.
Арко Аленка Карловна

Избрание и подготовка священнослужителей в антиохийской Церкви во второй половине IV в. согласно диалогу «De sacerdotio» cв. Иоанна Златоуста

Арко А. К. Избрание и подготовка священнослужителей в антиохийской Церкви во второй половине IV в. согласно диалогу «De sacerdotio» cв. Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 100. С. 24-44

DOI: 10.15382/sturI2022100.24-44
Диалог « De sacerdotio » является первым святоотеческим текстом, в котором автор пытается набросать эскиз богословия священства, сводя воедино идеалы строгой аскетической жизни, характерной для монашества, и церковной жизни христианской общины (метафорически - пустыни и города), личной святости и служения на благо Церкви, антропологические и этические идеалы эллинизма и христианской веры, равно как и поведения, которое этой верой определяется. Иоанн Златоуст написал «D e sacerdotio » в антиохийский период своей жизни, в первые годы своего священнического служения. В первую очередь в нем подчеркивается великое достоинство таинства священства, а также необходимость избирать для него тех, кого призывает к священническому служению Бог, кто нравственно и интеллектуально подготовлен для того, чтобы вникнуть в конкретную ситуацию Церкви и общества, в котором священник призван служить. Во второй половине IV веке в Антиохии христианство уже преобладало, несмотря на присутствие в нем языческих элементов, наряду с иудейскими и манихейскими. Роль Церкви в обществе все более возрастала, так как отныне ей доверялись важные задачи, и на нее возлагалась социальная ответственность. Из слов Златоуста, тем не менее, явствует, что многие выбирали священство, руководствуясь соображениями карьеры и привилегий в обществе, не видя в нем ответа на призыв Бога и желания действовать во благо Тела Христова. С другой стороны, некоторые достойные и опытные монахи отказывались от священства, предпочитая последнему спокойную отшельническую жизнь. Таким образом, правильное понимание священства и подготовленность к подобного рода служению были чрезвычайно важны, так как Церковь стояла перед серьезным вызовом массового прихода неофитов, что повлекло за собой необходимость грамотной подготовки оглашенных к Крещению и должно го наставления верующих (с необходимостью особого подхода к каждому), с одной стороны, и предотвращение соблазна и поругания Церкви язычниками из-за недостойных священнослужителей, с другой.
патристика, Иоанн Златоуст, Антиохия, IV век, таинство священства, воспитание, образование, определение призвания к священству, нравственная и интеллектуальная подготовка священнослужителей
  1. Arko A. Bazilij Veliki — Ad adolescentes v kontekstu odnosa cerkvenih očetov do antične kulture in šolstva // Bogoslovni vestnik. 2012. Vol. 72. P. 167–178
  2. Bonner S. F. Education in Ancient Rome. From the Elder Cato to the Younger Pliny. L.: Methuen & Co Ltd., 1977.
  3. Brändle R. This Sweetest Passage: Matthew 25:31–46 and Assistance to the Poor in the Homilies of John Chrysostom // Wealth and Poverty in Early Church and Society / S. R. Holman, ed. Holy Cross Studies in Patristic Theology and History. Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2008. P. 127–139.
  4. Broc-Schmezer C. De l’aumône faite au pauvre à l’aumône du pauvre: Pauvreté et spiritualité chez Jean Chrysostome // Les pères de l’Église et la voix des pauvres: Actes du Iie Colloque de la Rochelle (2–4 septembre 2005) / P. Delage, ed. La Rochelle: Histoire et Culture, 2006. P. 131–148.
  5. Brottier L. “Et la fournaise devint source”. L’épisode des trois jeunes gens dans la fornaise (Dn 3) lu par Jeane Chrysostome // Revue d’histoire et de phylosophie religeuses. 1991. Vol. 71/3. P. 309–327.
  6. Caltabiano M. Litterarum lumen. Ambienti culturali e libri tra il IV e il V secolo // Studia Ephemeridis Augustinianum. Vol. 55. Roma: Institutum Patristicum Agugustinianum, 1996.
  7. Carrara P. Educazione dei fi gli nella tradizione patristica // Matrimonio e famiglia. Testimonianza dei primi secoli / M. Naldini, ed. Bologna: EDB, 1999. P. 122–142.
  8. Cioffi A. Aretè e prove della vita in Giovanni Crisostomo // L’etica cristiana nei secoli III e IV: eredità e confronti. XXIV Incontro di studiosi dell’antichità cristiana (Roma, 4–6 maggio 1995). Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 1996. P. 503–511.
  9. Criscuolo U. Libanio. I latini e l’impero // Politica, cultura e religione nell’impero romano (secoli IV–VI) tra Oriente e Occidente. Atti del secondo convegno dell’Associazione di Studi Tardoantichi (Milano, 11–13 ottobre 1990) / F. Conca, I. Gualandri, G. Lozza, ed. Napoli: M. D’Auria, 1993. P. 153–169.
  10. Croucelle P. Connais-toi toi-mê me; de Socrate à saint Bernard. P.: É tudes augustiniennes, 1974.
  11. De Lubac H. Le Dialogue sur le Sacerdoce de saint Jean Chrysostome // Nouvelle Revue Théologique. 1978. Vol. 100. P. 822–831.
  12. Dorries H. Die Erneuerung des kirchlichen Amtes im vierten Jahrhundert. Die Schrift De sacerdotio des Johannes Chrysostomus un ihre Vorlage, die Oratio de fuga sua des Gregor von Nazianz // Bleibendes im Wandel der Kichengeschichte / B. Moeller, G. Ruhrbach, Hrsg. Tübingen: Mohr, 1973. S. 1–46.
  13. Dudley M. Danger and Glory. Priesthood in the Writings of John Chrysostom // Studia patristica. 1993. Vol. 27. P. 162–165.
  14. French D. R. Rhetoric and the Rebellion of A.D. 387 in Antioche // Historia. 1998. Vol. 47. P. 468–484.
  15. Jean Chrysostome. Sur le sacerdoce (Dialogue et Homélie). Sources chétiennes. Vol. 272 / A.-M. Malingrey, ed. P.: Les éditions du Cerf, 1980.
  16. Leduc F. Le theme de la vaine gloire chez saint Jean Chrysostome // Proche Orient Chrétien. 1969. Vol. 19. P. 3–32.
  17. Loсhbrunner M. Über das Priestertum: Historisch-systematische Untersuchung zum Priesterbild des Johannes Chrysostomus. Bonn: Borengässer, 1993.
  18. Meyer L. Saint Jean Chrysostome maître de perfection chrétienne. P.: Beauchesne, 1933.
  19. Molac P. Des sources nazianzéennes au Discours sur le sacerdoce de saint Jean Chrysostome // Bulletin de littérature ecclésiastique. 2005. Vol. 150. P. 169–174.
  20. Monaci Castagno A. Paideia classica ed esercizio pastorale nel IV secolo. Il concetto di “Synesis” nell’opera di Giovanni Crisostomo // Rivista di storia e letteratura religiosa. 1990. Vol. 26. P. 429–459.
  21. Nardi C. Motivi diatribici in Giovanni Crisostomo // L’etica cristiana nei secoli III e IV: eredità e confronti. XXIV Incontro di studiosi dell’antichità cristiana (Roma, 4–6 maggio 1995). Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 1996. P. 471–472.
  22. Nardi C. Il De pueris di Giovanni Crisostomo: passione educativa e gusto del racconto // Giovanni Crisostomo. Oriente ed Occidente tra IV e V secolo. XXXIII Incontro di studiosi dell’antichità cristiana (Roma, 6-8 maggio 2004). Studia Ephemeridis Augustinianum. Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 2005. Vol. 93. P. 73–85.
  23. Orosz A. La différence fondamental entre l’ascèse monastique et les tâches des prêtres (De sacerdotio VI.5–8) // Giovanni Crisostomo : Oriente e Occidente tra IV e V secolo. XXXIII Incontro di studiosi dell’antichità cristiana (Roma, 6–8 maggio 2004). Studia Ephemerides Augustinianum. Roma, 2005. Vol. 93. P. 593–605.
  24. Pasquato O. Ideale sacerdotale e formazione al sacerdozio del giovane Crisostomo: evoluzione o continuità // La formazione al sacerdozio ministeriale nella catechesi e nella testimonianza di vita dei Padri. Convegno di studio e di aggiornamento, Facoltà di lettere cristiane e classiche (Roma, 15–17 marzo 1990) / S. Felici, ed. Roma: Las, 1992. P. 59–93.
  25. Pernot L. Introduction: les manifestes grecs // Manifestes littéraires dans la latinité tardive. Poétique et rhétorique. Actes du Colloque international (Paris, 23–24 mars 2007) / P. Galand- Hallyn, V. Zarini, éd. P.: Institut d’Études Augustiniennes, 2009. P. 11–14.
  26. Rentinck P. La cura pastorale in Antiochia nel IV secolo. Analecta Gregoriana. Roma: Università Gregoriana editrice, 1970.
  27. Roda S. Fuga nel privato e nostalgia del potere nel IV sec. D.C. Nuovi accenti di un’antica ideologia // La trasformazione della cultura nella Tarda Antichità. Atti del Convegno (Catania, 27 settembre — 2 ottobre 1982) / M. Mazza, C. Giuff rida, ed. Roma: Jouvence, 1985. P. 95–108.
  28. Saba G. F. Il Dialogo sul sacerdozio di Giovanni Crisostomo: sintesi tra paideia classica e paideia greca? Bologna: Dehoniana libri, 2012.
  29. Sandwell I. Religious Identity in Late Antiquity. Greek, Jews and Christians in Antioche. Cambridge: CUP, 2007.
  30. Simonetti M. Origene dalla Cappadocia ai capaddoci // Origene e l’alessandrinismo capaddoce (III–IV secolo) / M. Girardi, M. Marini, ed. Bari: Edipuglia, 2002. P. 13–28.
  31. Vacchina M. G. San Giovanni Crisostomo: l’etica del fi losofo cristiano come pratica dell’agape // L’etica cristiana nei secoli III e IV: eredità e confronti. XXIV Incontro di studiosi dell’antichità cristiana (Roma, 4–6 maggio 1995). Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 1996. P. 513–522.
  32. Zincone S. Religione e società, città e campagna nell’ambiente antiocheno di Giovanni Crisostomo // Annali di storia di esegesi. 2009. Vol. 26. P. 65–79.

Арко Аленка Карловна


Ученая степень: доктор богословия;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Католическая высшая духовная семинария "Мария - Царица Апостолов", Россия, г. Санкт-Петербург;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0003-3652-946X;
Электронный адрес: alenka.arko@mail.ru.
Ячменик Вячеслав Александрович; Макарова Анна Владимировна

«В Церкви должно воскреснуть пророчество»: фигура пророка в русской мысли рубежа XIX–XX вв.

Ячменик В. А., Макарова А. В. «В Церкви должно воскреснуть пророчество»: фигура пророка в русской мысли рубежа XIX–XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 100. С. 45-64

DOI: 10.15382/sturI2022100.45-64
В статье предпринята попытка проследить развитие осмысления фигуры пророка в русской мысли конца XIX – начала XX столетия. Дается краткая характеристика общеевропейского контекста, в котором формируется понимание фигуры пророка как носителя индивидуального начала в религии, наиболее полно описанное М. Вебером. Поскольку в русской религиозной философии осмысление пророческой функции появляется раньше – в работах В. С. Соловьева, первая часть статьи посвящена анализу фигуры пророка в теократической концепции этого мыслителя. Отмечается частичное сходство воззрений Соловьева с идеями Вебера, характеризуются специфические особенности предложенной русским философом системы, где пророк рассматривался как звено «триады» наравне со священством и царством. Формулируются константные характеристики пророка в соловьевской системе: универсализм, внеинституциональность, творческая составляющая и функция нравственного контроля, а также ориентация в будущее. Вторая часть статьи посвящена рецепции идей Соловьева в наследии представителей русского богословия и религиозной философии начала XX столетия. Рассматриваются возникшие в рамках религиозно-философских собраний дискуссии об иерархии и интеллигенции как возможных носителях пророческого начала, характеризуются позиции по данному вопросу В. А. Тернавцева и Д. С. Мережковского. Прослеживается развитие идеи о пророке в контексте обсуждения проблемы авторитета в Церкви в академическом богословии М. М. Тареева, В. Троицкого, П. Флоренского, анализируется осмысление соловьевской триады С. Н. Булгаковым и А. В. Карташевым, а также критика взглядов последнего со стороны кружка Мережковского. Отмечается разница в подходах участников дискуссий, стремившихся рассматривать пророческое начало как интегрированное в церковное сообщество, либо чуждое Церкви и противопоставленное ее иерархии. В заключении подводится итог развитию осмысления фигуры пророка в русской традиции обозначенного периода, отмечаются параллели с поисками западных исследователей и обозначается общая для отечественных и зарубежных мыслителей начала XX века проблема различения священнического и пророческого начал в религии.
пророк, священник, власть, харизма, экклезиология, богословие
  1. Антоний (Храповицкий), митр. Ложный пророк // Волынские епархиальные ведомости. 1908. № 12. С. 239–243.
  2. Антонов K. M. «Как возможна религия?»: философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX–XX веков: в 2 ч. М.: ПСТГУ, 2020.
  3. Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М., 1916.
  4. Бессчетнова Е. В. Е. Н. Трубецкой и его спор о теократии с Вл. С. Соловьевым // Философский журнал. 2021. Т. 14. № 1. С. 84–96.
  5. Булгаков С. Два града. Исследования о природе общественных идеалов: в 2 т. М., 1911.
  6. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1917.
  7. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм / пер. с нем., предисл. О. В. Кильдюшова. СПб.: Владимир Даль, 2017.
  8. Вебер М. Хозяйство и общество: Очерки понимающей социологии: в 4 т. / пер. с нем. под ред. Л. Г. Ионина. М.: Высшая школа экономики, 2016–2019.
  9. Вера и личность в меняющемся обществе: Автобиографика и православие в России конца XVII — начала XX века / ред. Л. Манчестер, Д. А. Сдвижков. М.: НЛО, 2019.
  10. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909.
  11. Воронцов С. А. Священник в свете стилей мышления: иерархическая и должностная спецификации // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 91. С. 32–54.
  12. Гайда Ф. А. Миссия «интеллигенции» в публицистике русского освободительного движения (1882–1909) // Вопросы философии. 2019. № 9. С. 141–149.
  13. Ермишин О. Т. Православные идеалы в московском Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2007. Вып. 18. С. 57–68.
  14. Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901–1903) / ред. С. М. Половинкин. М.: Республика, 2005.
  15. Зом Р. Церковный строй в первые века христианства / пер. с нем. А. Петровский, П. Флоренский. М., 1906.
  16. Иванов В. Борозды и Межи. Опыты эстетические и критические. М., 1916.
  17. Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: в 3 т. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004.
  18. Карташев А. В. Реформа, реформация и исполнение церкви. Пг., 1916.
  19. Киселева И. А. «Пророк» (1826) А. С. Пушкина и «Пророк» (1841) М. Ю. Лермонтова: сравнительная семантика мотивного комплекса // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 1. С. 111–129.
  20. Кондаков И. В., Корж Ю. В. Фридрих Ницше в русской культуре Серебряного века // Общественные науки и современность. 2000. № 6. С. 176–186.
  21. Королева С. Б. Пророческая тема в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк»: диалог с традицией и эпохой // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 61. С. 206–225.
  22. Коутс Р. Миф о божественном правителе в «Царе и революции» (1907 г.) // Соловьевские исследования. 2017. № 4 (56). С. 72–84.
  23. Мережковский Д. С. Не мир, но меч. К будущей критике христианства. СПб., 1908.
  24. Мережковский Д. С. Невоенный дневник, 1914–1916. Пг., 1917.
  25. Нэтеркотт Ф. Философская встреча: Бергсон в России (1907–1917). М.: Модест Колеров, 2008.
  26. Павлюченков Н. Н. Рецепция П. А. Флоренским наследия В. С. Соловьева: от философии к богословию всеединства // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 41–60.
  27. Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: 1907–1917: в 3 т. / ред. О. Т. Ермишин и др. М.: Русский путь, 2009.
  28. Самарина Т. С. Теория уровней религиозности в классической феноменологии религии // Религиоведение. 2018. Т. 2. № 2. С. 101–109.
  29. Скобелев М. А., Хангиреев И. А. Юлиус Велльгаузен и Герман Гункель: методология библейского исследования // Богословский вестник. 2019. Т. 33. № 2. С. 17–37.
  30. Соловьев В. С. Россия и Вселенская церковь / пер. с фр. Г. А. Рачинский. М., 1911.
  31. Соловьев В. С. Собрание сочинений: в 10 т. / ред. М. Соловьев, Э. Л. Радлов. СПб., 1911–1914.
  32. Тареев М. М. Основы христианства: в 5 т. Сергиев Посад, 1908–1910.
  33. Тареев М. М. Церковь и богословие // Богословский вестник. 1917. Т. 2. № 10/11/12. С. 316–331.
  34. Тихомиров Л. А. Духовенство и общество в современном религиозном движении. М., 1892.
  35. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.
  36. Флоренский П. А. Богословские труды: 1902–1909 / ред. Н. Н. Павлюченков, игум. А. Трубачев. М.: ПСТГУ, 2018.
  37. Холопов И. Идеология церковной реформы. К., 1916.
  38. Хондзинский П., прот. Два Иуды // У истоков и источников: на международных и междисциплинарных путях: Юбилейный сборник в честь Александра Васильевича Назаренко. М.: Институт Российской истории РАН, 2019. С. 445–456.
  39. Хондзинский П., прот. Поздние славянофилы и либеральное духовенство в начале ХХ в. // Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи: Материалы международной научной конференции. М.: ПСТГУ, 2018. С. 215—227.
  40. Эрн В. Ф. Борьба за Логос. М.: Правда, 1991.
  41. Adair-Toteff C. Max Weber’s charismatic prophets // History of the Human Sciences. 2014. Vol. 27. № 1. P. 3–20.
  42. Le Rider J. Modernité viennoise et crises de l’identité. P., 2000.
  43. Lyutko E., Chernyi A. Die Geistlichkeit in der Auff assung des Moskauer Metropoliten Filaret: Akzentwechsel in der russischen Theologie des Priestertums von der zweiten Hälfte des 19. bis zum Beginn des 20. Jahrhunderts // Ostkirchliche Studien. 2020. B. 69. H. 2. S. 207–227.
  44. Max Weber’s ‘Religionssystematik’ / H. G. Kippenburg, M. Riesebrodt, ed. Tübingen: Mohr Siebeck, 2001.
  45. Rupp J. Message ecclesial de Solowiew. P.; Brussels, 1975.
  46. Teslya A. The Protestant Ethic in the Russian Context: Peter Struve and Sergey Bulgakov Read Max Weber (1907–1909) // Russian Sociological Review. 2019. Vol. 18. № 2. P. 107–119.

Ячменик Вячеслав Александрович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Россия, г. Москва;
ORCID: 0000-0003-4624-5962;
Электронный адрес: yachmenik94@mail.ru.

Макарова Анна Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Россия, г. Москва;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0787-1592;
Электронный адрес: zair-anna@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Русское духовно-академическое богословие конца XIX – начала XX вв.: идеи и контексты» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».

ФИЛОСОФИЯ

Малинов Алексей Валерьевич

В. И. Ламанский и истоки «русского византизма»

Малинов А. В. В. И. Ламанский и истоки «русского византизма» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 100. С. 67-87

DOI: 10.15382/sturI2022100.67-87
В статье рассматривается отношение крупнейшего отечественного слависта Владимира Ивановича Ламанского (1833–1914) к истории и культурному наследию Византии. Отмечается, что хотя в исследовательской литературе термином «византизм» характеризуют философско-историческое учение К. Н. Леонтьева, ряд положений, развитых в концепции К. Н. Леонтьева, были высказаны ранее В. И. Ламанским. Выдвигается предположение, что В. И. Ламанский оказал влияние на формирование взглядов К. Н. Леонтьева, в частности на Византию, как при личном знакомстве, так и своими публикациями. Показано развитие воззрений В. И. Ламанского на Византию, начиная с его первой монографии «О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании» и заканчивая последней, неоконченной книгой ученого «Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник». Указывается на близость учения В. И. Ламанского о различии возрастов народов и культур с органицистскими концепциями Н. Я. Данилевского и К. Н. Леон тьева. Рассматривается интерпретация В. И. Ламанским взаимных отношений славян и греков, отношений славян, прежде всего балканских, к Восточной римской империи. Отмечается, что основное влияние Византии было связано с развитием у славян государственных понятий и принятием православной веры. Особое значение православия состояло в признании прав национальных языков (разработка письменности, богослужение на родном языке), что давало возможность народам, принимающим новую веру, глубже усваивать христианское учение. Приводится мнение В. И. Ламанского о причинах падения Восточной римской империи: забвение универсального смысла христианства, эллинизация, распространение национализма. Раскрывается понимание В. И. Ламанским смысла империи — единого христианского царства, наследником которого в нынешних условиях является Россия. Делается вывод, что интерес к изучению Византии и поддержка византиноведческих исследований со стороны Ламанского был следствием разработки им собственного историософского учения о трех цивилизационных мирах (романо-германском, греко-славянском и азиатском).
византизм, Ламанский, Леонтьев, православие, империя, греки, славяне, Византия, исторический организм
  1. Бессчетнова Е. В. Владимир Соловьёв и Константин Леонтьев о бытии России: в предчувствии катастрофы. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017.
  2. Бузескул В. П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX века. М.: Индрик, 2008.
  3. Козловская Н. В., Сергеева Е. В. Философский термин «византизм» в трудах К. Н. Леонтьева и В. С. Соловьева // Соловьевские исследования. 2016. № 3 (51). С. 26–33.
  4. Корольков А. А. Пророчества Константина Леонтьева. СПб.: Изд-во С.-Петербург. унта, 1991.
  5. Корольков А. А. Русская идея и общечеловеческая культура // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 17: Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2015. № 4. С. 127–133.
  6. Котельников В. А. Константин Леонтьев. СПб.: Наука, 2017.
  7. Кудряшев В. Н. К. Н. Леонтьев в русском национальном дискурсе второй половины XIX в. // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 401. С. 100–107.
  8. Кунильская Д. С. Византизм К. Н. Леонтьева в контексте русских споров // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Т. 42. № 3. С. 58–63.
  9. Ламанский В. И. Введение в славяноведение. [СПб., 1891].
  10. Ламанский В. И. Видные деятели Западно-Славянской образованности в XV, XVI и XVII веках: Историко-литературные и культурные очерки // Славянский сборник. СПб.: Изд. Петерб. отд. Славянского комитета, 1875. С. 413–584.
  11. Ламанский В. И. Исторические замечания к сочинению «О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании». СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1859.
  12. Ламанский В. И. Лекции по славянским наречиям, читанные профессором С.-Петербургского университета В. И. Ламанским за 1880–81 акад. год. [СПб.:] Литография Гробовой.
  13. Ламанский В. И. Могущество турок османов в Европе // Исторический вестник. 1880. Т. II. С. 5–23.
  14. Ламанский В. И. Национальности итальянская и славянская в политическом и литературном отношениях. СПб.: Тип. А. А. Краевского, 1865.
  15. Ламанский В. И. Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе. СПб.: Тип. Майкова, 1871.
  16. Ламанский В. И. Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник. Критические заметки. Пг.: Сенатская тип., 1915.
  17. Ламанский В. И. Три мира Азийско-Европейского материка. СПб.: Типо-литография А. Траншеля, 1892.
  18. Ламанский В. И. Чтения о славянской истории в Императорском С.-Петербургском университете. Ч. I: Изучение славянства и русское народное самосознание // Журнал Министерства народного просвещения. 1867. Ч. CXXXIII. С. 116–153.
  19. Линькова Е. В. Византизм как основа российской государственности в историософской концепции Ф. И. Тютчева // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «История России». 2006. № 3. С. 177–182.
  20. Микерин А. А. Политическое наследие Византии в общественной мысли России XIX — нач. XX в. // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 1 (27). С. 125–131.
  21. Переписка двух славянофилов // Русская мысль. 1916. Кн. IX. С. 1–32.
  22. Савельева М. Ю. Соотношение мифологического и рационального в доктрине византизма // Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии. 2017. № 2. С. 54–64.
  23. Тяпин И. Н. Проблема исторического возраста России в концепции О. Шпенглера (в контексте влияния Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева) // Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии. 2019. № 2. С. 37–45.
  24. Фетисенко О. Л. «Гептастилисты»: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики: Идеи русского консерватизма в литературно-художественных и публицистических практиках второй половины XIX — первой четверти XX века. СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2012.
  25. Фетисенко О. Л. «Наследники Византии» в оценке друзей и недругов: Российская государственность как сквозная тема «восточных повестей» К. Н. Леонтьева // Два века русской классики. 2020. Т. 2. № 4. С. 250–259.

Малинов Алексей Валерьевич


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-1252-9193;
Электронный адрес: a.v.malinov@gmail.com.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №21-18-00153, Санкт-Петербургский государственный университет).
Антонов Константин Михайлович

Проблема «эллинизации христианства» в немецкой теологии и русской религиозной мысли конца XIX – начала XX века: кн. С.Н. Трубецкой и А. фон Гарнак

Антонов К. М. Проблема «эллинизации христианства» в немецкой теологии и русской религиозной мысли конца XIX – начала XX века: кн. С.Н. Трубецкой и А. фон Гарнак // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 100. С. 88-113

DOI: 10.15382/sturI2022100.88-113
В статье осуществляется сопоставление философско-теологических и историко-религиозных идей и концепций кн. С.Н. Трубецкого, религиозного философа круга Вл. С. Соловьева, историка философии и религии, и А. фон Гарнака, крупнейшего представителя протестантской либеральной теологии второй пол. XIX – начала XX века, автора концепции «эллинизации христианства». В первой части статьи устанавливаются основания для сравнения идей двух авторов, выявляются их исходные точки, предпосылки и исследовательские перспективы, определяющие специфику их подходов к истории раннего христианства. В контексте идеи религиозного кризиса и диалектики конфессионализации деконфессионализации обсуждается их место в истории христианской мысли эпохи модерна. Далее, на основании данных опубликованной «Философской переписки» братьев Трубецких обсуждается вопрос о личном знакомстве мыслителей и его роли в рецепции идей Гарнака в русской мысли. В третьей части автор выявляет элементы позитивной рецепции идей Гарнака у Трубецкого – на основании данных той же переписки и статьи «Этика и догматика»: дается указания на восприятие Трубецким критики православия у Гарнака, сопоставляются их понимание значения исторического исследования для философской и богословской работы, их интерпретация религиозного идеала Царства Божия. В четвертой части намечаются основные моменты полемики Трубецкого с немецким мыслителем – по данным Переписки, статьи «Этика и догматика», а также основного историко-богословского произведения философа, «Учение о Логосе в его истории». В центре внимания находятся вопросы древнецерковной христологии и проблема «эллинизации христианства», аргумент, связанный с представлением об иудейском происхождении гностицизма. Автор подчеркивает значительную роль личности и идей Вл. Соловьева в формировании отношения Трубецкого к Гарнаку. В заключение делаются общие выводы о соотношении идей Трубецкого и Гарнака, о роли рецепции идей немецкого богослова в формировании собственной позиции Трубецкого и истории русской религиозной мысли в целом.
С. Н. Трубецкой, А. фон Гарнак, Вл. Соловьев, философская теология, эллинизация христианства, гностицизм, Логос, догмат, Dogmengeschichte
  1. Антонов К. М. «Как возможна религия?» Философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX–XX веков: в 2 ч. М.: ПСТГУ, 2020. Ч. 1.
  2. Блонский П. П. Кн. С. Н. Трубецкой и философия // Мысль и слово. 1917. № 1. С. 142–176.
  3. Гайденко П. П. «Конкретный идеализм» С. Н. Трубецкого // Трубецкой С. Н. Сочинения. М.: Мысль, 1994. С. 3–42.
  4. Гарнак А. История догматов // Раннее христианство: в 2 т. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. Т. 2. С. 87–508.
  5. Гарнак А. Пятнадцать вопросов богословам, презирающим научную теологию // Сравнительное богословие: немецкий протестантизм XX века: Тексты с комментариями. М.: ПСТГУ, 2009. С. 154–156.
  6. Гарнак А. Сущность христианства // Раннее христианство: в 2 т. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. Т. 1. С. 9–180.
  7. Козырев А. П. Соловьев и гностики. М.: Издатель Савин С. А., 2007.
  8. Мирошников И. Ю. Иудейские истоки гностицизма. С. Н. Трубецкой и современное религиоведение // Античность и культура Серебряного века: к 85-летию А. А. Тахо-Годи. М.: Наука, 2010. С. 434–441.
  9. Ореханов Г., прот. Лев Толстой. «Пророк без чести»: хроника катастрофы. М.: Эксмо, 2016.
  10. Пылаев М. А. «Dogmengeschichte» А. фон Гарнака и либерально-теологическая концепция эллинизации христианства // Религиоведческие исследования. 2014. № 1–2 (9–10). С. 86–101.
  11. Пылаев М. А. Философские начала немецкоязычной теологии XIX–XX веков. М.: ПСТГУ, 2021.
  12. Рачинский С. А. Религиозно-философские воззрения князя С. Н. Трубецкого // Вопросы философии и психологии. 1916. Кн. 131 (1). С. 55–82.
  13. Румянцева М. В. Компенсаторная теория в работах Германна Люббе и Одо Маркварда // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2015. Т. 2. № 1. С. 140–150.
  14. Соловьев А. П. Русская религиозная философия XIX — первой половины XX в. в контексте истории религии: от религиозной конверсии к культур-критике и конфессионализации // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной академии. 2022. № 1 (13). С. 1–17.
  15. Соловьев В. С. Гностицизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1893. Т. VIIIа. С. 950–952.
  16. Соловьев В. С. Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении церквей. М., 1886.
  17. Соловьев В. С. Оправдание добра // Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 1. С. 47–580.
  18. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве // Сочинения: в 2 т. Т. 2: Чтения о Богочеловечестве. Философская публицистика. М.: Правда, 1989. С. 5–174.
  19. Трубецкой С. Н. Учение о Логосе в его истории // Сочинения. М.: Мысль, 1994. С. 43–482.
  20. Трубецкой С. Н. Этика и догматика // Собрание сочинений. Т. II: Философские статьи. М., 1908. С. 134–160.
  21. Философская переписка братьев Трубецких. Из архива княгини Ольги Николаевны Трубецкой / ред. К. Ермишина. М.: Синаксис, 2021.
  22. Эрн В. Ф. Методы исторического исследования и книга Гарнака «Сущность христианства» // Сочинения. М.: Правда, 1991. С. 245–264.

Антонов Константин Михайлович


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманиатрынй университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: заведующий Кафедрой философии и религиоведения Богословского факультета;
ORCID: 0000-0003-0982-2513;
Электронный адрес: konstanturg@yandex.ru.
Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 21-011-44030 «Мышление бытия и вера Откровения: пути соотнесения в немецкоязычной протестантской теологии и русской религиозной философии ХХ века»

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Пронина Татьяна Сергеевна; Прыткова Дарья Эдуардовна

Религиоведение в российской школе: мнение учителей по материалам интервью и анкетирования

Пронина Т. С., Прыткова Д. Э. Религиоведение в российской школе: мнение учителей по материалам интервью и анкетирования // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 100. С. 117-135

DOI: 10.15382/sturI2022100.117-135
В статье представлен анализ мнений учителей, реализующих предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в российской общеобразовательной школе. Актуальность исследования определяется необходимостью эмпирической верификации выдвигаемых и существующих мировоззренческих и методологических подходов в сфере религиозного и религиоведческого образования. Исследования включали углубленные интервью с учителями, проверку остаточных знаний у детей, посещение занятий и мастер-классов педагогов ОРКСЭ, интервью с преподавателями курсов повышения квалификации, с преподавателями вузов, реализующими программы по религиоведению и теологии, а также исследователями религиозной сферы. Реализуемый проект имеет региональную специфику, в статье использованы результаты опросов и интервью по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, некоторые данные сравниваются с результатами опросов в других российских регионах. Основные выводы: исследование отражает портрет современного российского учителя с типичными социально-демографическими характеристиками; модули ОРКСЭ преподают учителя начальных классов; большинство из них положительно оценивают введение в школах этого предмета; большая часть учителей, по данным исследований в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, отдают предпочтение неконфессиональным общим модулям; учебно-методические материалы в целом получают положительную оценку, но отмечаются их недостатки с точки зрения современных способов представления информации и с учетом особенностей восприятия и запросов современных учащихся; большинство учителей прошли курсы повышения квалификации по предмету и оценили их как полезные, но констатировали, что пока еще не обладают достаточными знаниями религиозных культур; сотрудничество с религиозными организациями в рамках преподавания модулей по конкретным религиозным культурам реализуется редко, наиболее успешен опыт такого сотрудничества в школах с конфессиональной спецификой; на собраниях по выбору модуля, по мнению учителей, родителям была предоставлена возможность обсуждать и выбирать модуль ОРКСЭ, какое-либо принуждение отсутствовало, при этом позиция учителя имела решающий характер. Итоговый вывод: реализация предметной области ОРКСЭ прошла этап становления и перешла к стадии обсуждения содержания модулей, накопления опыта педагогических практик.
основы религиозных культур, светская этика, российская школа, мнение учителей, Санкт-Петербург, Ленинградская область, анкетирование, интервью
  1. Бокова О. А. Дискуссия о теологии в Российской высшей школе // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2015. № 4. С. 194–201.
  2. Гаспаришвили А. Т., Ионов А. А., Рязанцев В. В., Смоленцева А. Ю. Учитель в эпоху перемен. М.: Логос, 2006.
  3. Демидов Г. В. Религиозное образование в постсекулярном обществе: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2018.
  4. Иванюшина В. А., Александров Д. А. Существует ли дифференциация учителей в российских школах? // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 59–65.
  5. Колодин А. В. Религиозное образование в государственной школе // Школа. 1998. № 6. С. 42–68. URL: http://www.religiocivilis.ru/component/content/article/2-articles/1243-religioznoe-obrazovanie-v-gosudarstvennoi-shkole.html (дата обращения: 02.02.2022).
  6. Колодин А. В. Религиозное образование: проблемы остаются // Учитель. 1998. № 6. С. 14–18.
  7. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». URL: http://pstgu.ru/download/1217097893.cron4.pdf (дата обращения: 04.05.2017).
  8. Метлик И. В. Изучение духовно-нравственной культуры народов России в формировании социокультурного опыта школьников: условия, динамика и модели развития // Вагнер И. В., Гурьянова М. П., Усольцева И. В. и др. Социокультурный опыт современных детей и его развитие в процессе воспитания. М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. С. 186–212.
  9. Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. Повышение качества преподавания «Основ православной культуры» в школе // Тамбовские епархиальные ведомости. 2014. № 10.
  10. Пронина Т. С. Преподавание «Основ православной культуры» в Тамбовской области: успехи и проблемы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 119–138.
  11. Чеснокова В. Ф. Воцерковленность: феномен и способы его изучения. М., 2000.

Пронина Татьяна Сергеевна


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина; Россия, г. Санкт-Петербург;
Должность: Главный научный сотрудник Центра религиоведческих и этнополитических исследований;
ORCID: 0000-0002-8902-9154;
Электронный адрес: tania_pronina@mai.ru.

Прыткова Дарья Эдуардовна


Статус обучающегося: Магистрант;
Статус обучающегося: Graduate student;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина;;
ORCID: нет;
Электронный адрес: dariya.prytkova@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Религиоведение и теология в образовательном пространстве Российской Федерации: на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области» № 21-011-44106\21.

РЕЦЕНЗИИ

Носачев Павел Георгиевич

Фигура умолчания в современной социологии экзорцизма — Рец. на кн.: G. Giordan, A. Possamai (eds). The Social Scientific Study of Exorcism in Christianity. NY: Springer, 2020

Носачев П. Г. Фигура умолчания в современной социологии экзорцизма // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 100. С. 139-146 — Рец. на кн.: G. Giordan, A. Possamai (eds). The Social Scientific Study of Exorcism in Christianity. NY: Springer, 2020
PDF

Носачев Павел Георгиевич


Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Российская Федерация, 101000 г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-0884-4705;
Электронный адрес: pavel_nosachev@bk.ru.
Колкунова Ксения Александровна

Рец. на кн.: G. Larsson, J. Svensson, A. Nordin (eds). London Building Blocks of Religion: Critical Applications and Future Prospects. Equinox Publishing, 2020. 136 p.

Колкунова К. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 100. С. 147-152 — Рец. на кн.: G. Larsson, J. Svensson, A. Nordin (eds). London Building Blocks of Religion: Critical Applications and Future Prospects. Equinox Publishing, 2020. 136 p.
PDF

Колкунова Ксения Александровна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Российский университет дружбы народов; Российская Федерация, Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, 6;
Должность: главный специалист;
ORCID: 0000-0003-4655-6488;
Электронный адрес: ksenia.kolkunova@gmail.com.