/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение

Вестник ПСТГУ I :110

БОГОСЛОВИЕ

Постернак Андрей Владимирович, священник

Служение женщин в окружении Спасителя и апостолов

Постернак А. В. Служение женщин в окружении Спасителя и апостолов // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 11-32

DOI: 10.15382/sturI2023110.11-32
В статье рассмотрено служение женщин в окружении Спасителя и апостолов, которое не меняло их общего статуса, сложившегося в греко-римских условиях, хотя Евангелие открывало путь спасения человечеству во всей его полноте, уравнивая женщин и мужчин. В окружении Спасителя женщины выходят за пределы предписанных им социальных ролей или находят новые возможности для своей деятельности. Господь не включил их в число апостолов, хотя они были верными слушательницами Его слов и участницами евангельских событий. Когда, по словам евангелистов, женщины «служили», то этим устраивали бытовую жизнь Спасителя и апостолов или оказывали им материальную поддержку, если имели достаточные средства. Однако для Христа эта деятельность была менее значима, чем состояние души, поэтому пример духовного и внешнего устроения жизни сестер Марфы и Марии сформирует «магистральное» направление развития женской деятельности в Древней Церкви. В этом процессе с самого начала ключевым фактором будет формирование домашних Церквей как модели первоначального церковного устройства, которое происходило при активном участии женщин. Некоторые женщины, такие как Юния, могли проповедовать в частных домах и совершать индивидуальную катехизацию женщин и даже мужчин, однако речь не шла о публичности и дальнейшей институционализации таких полномочий. Для св. Павла деятельность женщин была значимой в той мере, в какой способствовала распространению Евангелия. Возможно, многие упомянутые по именам в Новом Завете женщины были сделавшими свой жизненный выбор людьми в преклонном возрасте. И в таком контексте понятие «служительница/диаконисса» применимо не только к Фиве, но и ко всем остальным женам, выполнявшим, с точки зрения апостола, одно и то же служение: после мироносиц они были новыми восприемницами свидетельства о воскресении, выраженного в «трудах» и характеризовавшего Церковь как Святую и Апостольскую.
Евангелия, Новый Завет, Древняя Церковь, домашние Церкви, женское церковное служение, диакониссы
  1. Бокэм Р. Иисус глазами очевидцев. Первые дни христианства: живые голоса свидетелей. М.: Эксмо, 2011.
  2. Бокэм Р. Иисус и женщины. Роль женщин в общине Иисуса и в первоначальном христианстве. М.: Эксмо, 2015.
  3. Краснобаева Ю. Е. Понятие «служение» и институт диаконата в раннем христианстве: дис. … канд. ист. наук. М.: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2013.
  4. Петров А. Е., Лосева О. В., Турилов А. А. Мария Магдалина // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2016. Т. 43. С. 561–589.
  5. Постернак А. В., свящ. Женская проповедь в христианских общинах Античности и раннего Средневековья // Христианское чтение. 2018. № 1. С. 227–233.
  6. Achelis H. Virgines subintroductae: Ein Beitrag zum VII Kapitel des I. Korintherbriefs. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1902.
  7. Arai S. On the Apostle Junia(s) in Rom 16: 7 // Nippon Gakushiin Kiyo. 2004. № 59 (3). P. 185–198 (на яп. яз.).
  8. Artemi E. The Person of Deaconess Phoebe in the Work of Church Fathers and Ecclesiastical Writers in Early Christianity // Deaconesses: A Tradition for Today and Tomorrow. Brookline (MA): Holy Cross Orthodox Press, 2023. P. 165–178.
  9. Arzt P. Junia oder Junias? Zum textkritischen Hintergrund von Röm 16, 7 // Liebe zum Wort: Festschrift für P. Ludger Bernhard / F. V. Reiterer, P. Eder, Hrsg. Salzburg; Wien: Otto Müller, 1993. S. 83–102.
  10. Asikainen S. Jesus and Other Men: Ideal Masculinities in the Synoptic Gospels. Leiden; Boston: Brill, 2018.
  11. Banks R. J. Paul’s Idea of Community: Spirit and Culture in Early House Churches. Grand Rapids (MI): Baker Press, 20203.
  12. Bauckham R. Gospel Women: Studies of the Named Women in the Gospels. Grand Rapids (MI): Eerdmans, 2002 (рус. пер.: Бокэм Р. Иисус и женщины. Роль женщин в общине Иисуса и в первоначальном христианстве / пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. М.: Эксмо, 2015).
  13. Bauckham R. Jesus and the Eyewitnesses: The Gospels as Eyewitness Testimony. Grand Rapids (MI): Eerdmans, 2006. 2 ed.: Grand Rapids (MI): Eerdmans, 2017 (рус. пер.: Бокэм Р. Иисус глазами очевидцев. Первые дни христианства: живые голоса свидетелей / пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. М.: Эксмо, 2011).
  14. Belleville L. Ιουνιαν . . . επισημοι εν τοις αποστολοις: A Reexamination of Romans 16. 7 in Light of Primary Source Materials // New Testament Studies. 2005. Vol. 51. № 2. P. 231–249.
  15. Brooten B. J. “Junia... Outstanding Among the Apostles” (Romans 16: 7) // Women Priests: A Catholic Commentary on the Vatican Declaration / L. Swidler, A. Swidler, eds. N. Y.: Paulist, 1977. P. 141–144.
  16. Brown R. E. The Gospel According to John (I–XII). Garden City, N. Y.: Doubleday and Co, 1966.
  17. Burer M. H., Wallace D. B. Was Junia Really an Apostle? A Re-examination of Rom 16. 7 // New Testament Studies. 2001. № 47. P. 76–91.
  18. Campbell J. Phoebe: Patron and Emissary (Paul’s Social Network: Brothers and Sisters in Faith). Collegeville (MN): Liturgical Press, 2009.
  19. Capper B. Apostles, Householders and Honoured Household Servants: The Transition of Christian Worship from Domestic to Public Space and the Origins of the Threefold Ministry in the New Testament Church // The Polish Journal of Biblical Research. 2013. Vol. 12. № 1 (23). P. 5–44.
  20. Cervin R. S. A Note Regarding the Name “Junia(s)” in Romans 16. 7 // New Testament Studies. 1994. Vol. 40. № 3 (July). P. 464–470.
  21. D’Angelo M. R. Reconstructing “Real” Women from Gospel Literature: The Case of Mary Magdalene // Women and Christian Origins / R. Kraemer, M. R. D’Angelo, eds. Oxford (NY): Oxford University Press, 1999. P. 105–128.
  22. Drosia K. Mary Magdalene and the Deaconesses // Deaconesses, the Ordination of Women and Orthodox Theology / P. Vassiliadis, N. Papageorgiou, E. Kasselouri-Hatzivassiliadi, eds. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2017. P. 137–148.
  23. Eisen U. E. Amtsträgerinnen im frühen Christentum: Epigraphische und literarische Studien. Göttingen: Vandehoeck & Rupprecht, 1996 (Forschungen zur Kirchen- und Dogmengeschichte / A. M. Ritter, Hrsg. Bd. 61).
  24. Epp E. J. Junia: The First Woman Apostle. Minneapolis: Fortress Press, 2005.
  25. Harnack А. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Leipzig: J. C. Hinrichs, 19062. Bd. 2.
  26. Hartmann A. Junia — A Woman Lost in Translation: The Name IOYNIAN in Romans 16: 7 and its History of Interpretation // Open Theology. 2020. № 6. P. 646–660.
  27. Hübner J. A Case for Female Deacons. Eugene (OR): Wipf & Stock, 2015.
  28. Jewett R. Paul, Phoebe, and the Spanish Mission // Social World of Formative Christianity and Judaism / J. Neusner, ed. Philadelphia: Fortress Press, 1988. P. 142–161.
  29. Karavidopoulos J. Junia as an “Apostle” (Rom 16: 7) and the Consequences for the Ordination of Deaconesses // Deaconesses, the Ordination of Women and Orthodox Theology / P. Vassiliadis, N. Papageorgiou, E. Kasselouri-Hatzivassiliadi, eds. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2017. P. 127–136 (in Greek).
  30. Kostenberger A. J. Women in the Pauline Mission // Kostenberger A. J. Studies on John and Gender: A Decade of Scholarship. N. Y.: P. Lang, 2001. P. 323–352.
  31. Lampe P. From Paul to Valentinus: Christians in Rome in the First Two Centuries. Minneapolis (MN): Fortress Press, 2003.
  32. Lloyd J. The Women Who Followed Jesus: Part 1–2 // Stimulus: The New Zealand Journal of Christian Thought & Practice. 2013. № 20/2. P. 5–12; № 20/3. P. 25–31.
  33. MacDonald M. Y. Can Nympha Rule This House? The Rhetoric of Domesticity in Colossians // Rhetoric and Reality in Early Christianities / W. Braun, ed. Waterloo (ON): Wilfrid Laurier University Press, 2005. P. 99–120.
  34. MacDonald M. Y. Reading Real Women Through the Undisputed Letters of Paul // Women and Christian Origins / R. Kraemer, M. R. D’Angelo. Oxford (N. Y.): Oxford University Press, 1999. P. 199–220.
  35. Martimort A. G. Les Diaconesses: Essai historique. Roma: Edizioni liturgiche, 1982.
  36. McCarty V. K. From Their Lips: Voices of Early Christian Women. Piscataway (NJ): Gorgias Handbooks, 2021.
  37. McCarty V. K. Phoebe as an Example of Female Authority Exercised in the Early Church // Power and Authority in the Eastern Christian Experience: Papers of the Sophia Institute Academic Conference / F. Soumakis, ed. N. Y.: Theotokos Press December, 2010. P. 194–208.
  38. McCarty V. K. Prominently Receptive to the Gospel: Lydia, Prisca, and Phoebe in the Ministry of Paul / Submitted in partial fulfi llment of the requirements for the degree of Master of Arts. N. Y.: The General Theological Seminary, 2011 (January). URL: https://www.academia.edu/986107/Prominently_Receptive_to_the_Spirit_Lydia_Prisca_and_Phoebe_in_the_Ministry_of_St_Paul_by_V_K_McCarty (дата обращения: 13.11.2023).
  39. McCarty V. K. Recipe for Reconciliation: Paul’s Charge to Syntyche & Euodia in Phil. 4: 2–7 // Healing, Reconciliation and Forgiveness in Eastern Orthodox Perspectives. N. Y.: Theotokos Press, 2015. P. 62–74.
  40. Miller J. What Can We Say about Phoebe? // Priscilla Papers. 2011. Vol. 25. № 2. P. 16–21.
  41. Mowczko M. What did Phoebe’s Position and Ministry as διάκονος of the Church at Cenchrea Involve? // Deacons and Diakonia in Early Christianity: The First Two Centuries / J. B. Koet, E. Murphy, E. Ryökäs, eds. Tübingen: Mohr Siebeck, 2018. P. 91–102.
  42. Murphy-O’Connor J. Prisca and Aquila: Traveling Tentmakers and Church Builders // Bible Review. 1992. № 8/6. P. 40–51, 62.
  43. Osiek C. Diakonos and Prostatis: Women’s Patronage in Early Christianity // Hervormde Teologiese Studies. 2005. № 61/1–2. P. 347–370.
  44. Osiek C., Balch D. L. Families in the New Testament World: Households and House Churches. Louisville (KY): Westminster John Knox, 1997.
  45. Osiek C., MacDonald M. Y. A Woman’s Place: House Churches in Earliest Christianity. Minneapolis (MN): Fortress Press, 2006.
  46. Papageorgiou N. Martha and Mary as Models of Christian Witness // Deaconesses, the Ordination of Women and Orthodox Theology / P. Vassiliadis, N. Papageorgiou, E. Kasselouri- Hatzivassiliadi, eds. Newcastle: Cambridge Scholars Publ., 2017. P. 159–170.
  47. Perry G. R. Phoebe of Cenchreae and “Women” of Ephesus: “Deacons” in the Earliest Churches // Presbyterion: Covenant Seminary Review. 2010. № 36/1 (Spring). P. 9–36.
  48. Phillips J. K. Attitudes to Women Leaders in the Early Church. Canberra, 2010. URL: https://www.academia.edu/10944321/Attitudes_to_woman_in_the_early_church (дата обращения: 11.04.2023).
  49. Preato D. J. Junia, a Female Apostle: An Examination of the Historical Record // Priscilla Papers. 2019 (Spring). Vol. 33. № 2. P. 8–15.
  50. Ryrie C. C. The Role of Women in the Church. Nashville (TN): B&H Publ. Gr., 2011.
  51. Schenk Chr. Crispina and Her Sisters: Women and Authority in Early Christianity. Minneapolis (MN): Fortress Press, 2017.
  52. Schüssler-Fiorenza E. The “Quilting” of Women’s History: Phoebe of Cenchrea // Embodied Love: Sensuality and Relationship as Feminist Values / P. Cooey, Sh. Farmer, M. Ross, eds. San Francisco: Harper & Row, 1987. P. 35–50.
  53. Scimmi M. Le antiche diaconesse nella storiografi a del XX secolo: problemi di metodo. Milano: Glossa, 2004.
  54. Stewart A. C. The Original Bishops Offi ce and Order in the First Christian Communities. Grand Rapids (MI): Baker Academic, 2014.
  55. Thorley J. Junia, a Woman Apostle // Novum Testamentum. 1996. № 38/1. P. 18–29.
  56. Viscichini C. A. The Theological History of Woman: A Study in Catholic Theology of Tradition & Development of Doctrine. Downingtown (PA), 2014. URL: https://www.academia.edu/10436985/A_Theological_History_of_Woman (дата обращения: 13.11.2023).
  57. Walters J. “Phoebe” and “Junia(s)” — Rom. 16: 1–2, 7 // Essays on Women in Earliest Christianity / C. D. Osburn, ed. Joplin (MO): College Press Pub. Co., 1993. Vol. 1. P. 167–190.
  58. Whelan C. F. Amicia Pauli: The Role of Phoebe in the Early Church // Journal for the Study of the New Testament. 1993. № 49. P. 67–85.
  59. Witherington В. Women in the Ministry of Jesus: A Study of Jesus’ Attitudes to Women and their Roles as Refl ected in His Earthly Life. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.
  60. Women in Scripture: a Dictionary of Named and Unnamed Women in the Hebrew Bible, the Apocryphal/Deuterocanonical Books, and the New Testament / C. Meyers, ed. Grand Rapids (MI); Cambridge: Eerdmans, 2001.
  61. Zamfir K. Men and Women in the Household of God. A Contextual Approach to Roles and Ministries in the Pastoral Epistles. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013.

Постернак Андрей Владимирович, священник


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, 9, стр. 2, 5 этаж, комн. 511;
Должность: декан Исторического факультета;
ORCID: 0000-0003-1310-3503;
Электронный адрес: posternakav@inbox.ru.
Воронцов Сергей Александрович

Что общего между Вавилоном и Иерусалимом, или К вопросу о границе мирского и священного на латинском Западе в конце VI — начале VII в.

Воронцов С. А. Что общего между Вавилоном и Иерусалимом, или К вопросу о границе мирского и священного на латинском Западе в конце VI — начале VII в. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 33-54

DOI: 10.15382/sturI2023110.33-54
Статья посвящена вопросу о границах и природе сферы мирского в конце поздней Античности на латинском Западе. Вместо истории концепции saeculum (Р. Маркус) и поиска религиозно-нейтральных явлений социальной реальности (Р. Лим), в русле которых наблюдают процесс сакрализации и, следовательно, истощение сферы мирского, исследование сосредотачивается на соотнесенности понятия «мирское» (saecularis, и синонимичные ему mundanus, terrenus) с ключевыми оппозициями позднеантичной культуры в контексте формирования идентичности сакральных групп (клира и монашества). Если Р. Маркус рассматривает Григория Великого как веху процесса сакрализации, данная статья обращается к временам сразу после Григория и текстам вестготской Испании (прежде всего, монашеским правилам и трудам Исидора Севильского, которые призваны были укрепить монашескую и клерикальную идентичность), культура которой находилась под его значительным влиянием. Основной вывод статьи состоит в том, что, с одной стороны, между мирским и божественным выстраивалась жесткая граница, с другой стороны, в некоторых контекстах эта граница оказывалась проницаемой. Жесткая граница выстраивалась в ходе категоризации и построения позитивной идентичности «мы» малой группы спасаемых, определяемой через образ поведения, связанный с метафорическим политическим единством (conuersatio). Группы, претендующие на близость к Богу, соотносят практики, служащие этой близости, со своим «мы». Таким образом, и мирские люди, и мирские заботы, и мирское знание характеризуются лишенностью созерцания Бога. Проницаемой граница между мирским и божественным оказывается, во-первых, в области знания, поскольку мирское знание требовалось для чтения Священного Писания. Мирское, таким образом, оказывалось не только антагонистичным божественному, но могло и возводить к нему. Божественное, в свою очередь, в неоплатоническом духе могло «исправлять» заблуждения мирского знания точно так же, как действие епископа в мире сем, противопоставленное действию мирской власти и направленное на исправление пасомых.
Исидор Севильский, Григорий Великий, монашество, клир, идентичность, алчность, созерцание
  1. Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации / пер. с нем. Т. Баскакова. М.: Присцельс, 1999.
  2. Биркин М. Ю. От гражданина к священнику: vita activa et contemplativa от Августина Блаженного до Исидора Севильского // Вестник древней истории. 2017. № 1 (77). С. 126–139.
  3. Биркин М. Ю. Принципы формирования идентичности клира в трактате «О церковных службах» Исидора Севильского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 26–47.
  4. Биркин М. Ю. Тираническая власть епископа и социальное пространство: казус Мериды конца VI в. // Шаги/Steps. 2022. Т. 8. № 3. С. 137–167.
  5. Исидор Севильский. О церковных службах / изд. подг. С. А. Воронцов, М. Ю. Биркин, Е. С. Марей, Л. В. Чернин, А. А. Волков. СПб.: Наука, 2022.
  6. Bourgain P. Le lexique du profane et du sacré au Moyen Âge // Le profane et le sacré dans l’Europe latine: Ve–XVIe siècles / C. Heid, M. Deramaix, O. Pédefl ous, éds. P.: Classiques Garnier, 2020. P. 15–25.
  7. Brown P. The World of Late Antiquity. From Marcus Aurelius to Muhammed. L.: Thames and Hudson, 1971.
  8. Elm S. Sons of Hellenism, Fathers of the Church: Emperor Julian, Gregory of Nazianzus, and the Vision of Rome. Berkeley, Calif.: University of California Press, 2012.
  9. Greschat K. Feines Weizenmehl und ungenießbare Spelzen. Gregors des Großen Wertschätzung augustinischer Theologie // Zeitschrift für Antikes Christentum. 2007. Bd. 11. S. 57–72.
  10. Houghton H. Review of Michael C. Sloan, The Harmonius Organ of Sedulius Scottus: Introduction to his Collectaneum in Apostolum and Translation of its Prologue and Commentaries on Galatians and Ephesians. Berlin; Boston: De Gruyter, 2012 // Bryn Mawr Classical Review. 2013. No. 8. P. 1–4. URL: http://bmcr.brynmawr.edu/2013/2013-08-42.html (дата обращения: 04.09.2023).
  11. Kingston E. The Devil in the Writings and Thought of Pope Gregory the Great (590–604). Dissertation. University of York, 2011.
  12. Leyser C. The Monastic Thought and Culture of Pope Gregory the Great in their Western Context, c. 400–604. Dissertation of D. Phil. Oxford, 1991.
  13. Lim R. Christianization, Secularization, and the Transformation of Public Life // A Companion to Late Antiquity / Ph. Rousseau, J. Raithel, ed. Malden, Mass.: Wiley; Blackwell, 2009. P. 497–511.
  14. Louth A. The Origins of the Christian Mystical Tradition. Oxford: Clarendon Press, 1981.
  15. Markus R. A. Saeculum: History and Society in the Theology of St. Augustine. Cambridge University Press, 1970.
  16. Markus R. A. The Sacred and the Secular: from Augustine to Gregory the Great // The Journal of Theological Studies. 1985. Vol. 36. No. 1. P. 84–96.
  17. Nash R. H. The Light of the Mind: St. Augustine’s Theory of Knowledge. Lexington, Kentucky: The University Press of Kentucky, 1969.
  18. Newhauser R. The Early History of Greed. The Sin of Avarice in Early Medieval Thought and Literature. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
  19. O’Meara D. Platonopolis. Platonic Political Philosophy in Late Antiquity. Oxford: Oxford University Press, 2003.
  20. Pollmann K. Re-Appropriation and Disavowal: Pagan and Christian Authorities in Cassiodorus and Venantius Fortunatus // Religious Identity and the Problem of Historical Foundation / J. Frishman, W. Otten, G. Rouwhorst, eds. Leiden: Brill, 2004. P. 287–316.
  21. Rapp C. Monastic Jargon and Citizenship Language in Late Antiquity // Al-Masāq. 2020. Vol. 31. No. 1. P. 54–63.
  22. Straw C. Gregory the Great: Perfection in Imperfection. Berkeley, Calif.: University of California Press, 1988.
  23. Thesaurus Linguae Latinae. Berlin; New York: De Gruyter, 1894.
  24. van Oort J. Jerusalem and Babylon. A Study of Augustine’s City of God and the Sources of his Doctrine of the Two Cities. Leiden; N. Y.: Brill, 2013.
  25. Whelan R. After Augustine, after Markus: the Problem of the Secular at the End of Antiquity // Early Medieval Europe. 2021. Vol. 29. P. 12–35.

Воронцов Сергей Александрович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация 127051 Москва, Лихов пер., д.6, стр.1;
ORCID: 0000-0002-6035-325X;
Электронный адрес: 249035@gmail.com.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 23-28-00723). Организация выполнения проекта: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Ленков Павел Дмитриевич

Преподавание религиоведения и теологии в вузах России: проблемы и задачи, с точки зрения преподавателей религиоведения и теологии (по материалам экспертных интервью)

Ленков П. Д. Преподавание религиоведения и теологии в вузах России: проблемы и задачи, с точки зрения преподавателей религиоведения и теологии (по материалам экспертных интервью) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 57-66

DOI: 10.15382/sturI2023110.57-66
Статья посвящена исследованию преподавания религиоведения и теологии в вузах Санкт-Петербурга в аспекте рассмотрения проблем и перспектив с точки зрения самих преподавателей. Исследование проводилось в феврале–марте 2022 г. с использованием качественного метода, экспертного полуструктурированного интервью. Интервьюируемые были определены в ходе целевой выборки. Критерии выборки были следующие: (1) все респонденты должны быть профессионально заняты как преподаватели религиоведения и (или) теологии в вузах Санкт-Петербурга, (2) временной критерий: стаж преподавания в вузе не менее 13 лет, (3) кандидатская или докторская научная степень. Эксперты выделили следующие ключевые проблемы, имеющие отношение к преподаванию теологии: проблема подготовки кадров, отсутствие линейки учебников, недостаточная разработанность самого концепта теологии как учебного предмета в системе высшего образования, нехватка квалифицированных специалистов по исламской теологии, опасность догматизации и идеологизации в сфере преподавания теологии. Эксперты высказали различные точки зрения относительно самого факта появления теологии в светских вузах. Некоторые эксперты отметили предпочтительность модели, которая подразумевает взаимодействие и взаимодополнение теологии и религиоведения. Секуляризм, задавший в прошлом парадигму религиоведческого образования исключительно со светских нейтральных позиций, имел свои издержки, связанные с догматизацией светского подхода к изучению религии. Для того, чтобы преодолеть эти издержки, желательно, чтобы и религиоведы с уважением относились к теологии, и теологи к религиоведению. Что касается религиоведения, то здесь, по мнению экспертов, есть только одна сфера, нуждающаяся в улучшении и это, опять же, область подготовки кадров. Одним из вопросов в гайде интервью был вопрос о востребованности выпускников таких специальностей, как религиоведение и теология. По мнению всех экспертов специалист с религиоведческим или теологическим образованием может работать преподавателем или научным сотрудником, кроме того отдельные эксперты указали, что выпускники соответствующих специальностей могут работать школьными педагогами, сотрудниками религиозных структур и институций, работать в органах государственной власти и местного самоуправления, в музеях.
религиоведение, теология, христианская теология, исламская теология, преподавание религиоведения, преподавание теологии, высшее образование в России, экспертное интервью
  1. Боков Г. Е. Православное богословие, светское образование и наука в современной России: диалог, конфликт или автономия? // Манускрипт. 2017. Т. 12 (86). Вып. 3. С. 22–24.
  2. Бокова О. А., Карандашов В. Д. Дискуссия о теологии в российской высшей школе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 2: Философия. № 4. С. 194–201.
  3. Выхованец А. Е. Теология в системе светского образования в современной России // Манускрипт. 2017. Т. 12 (86). Вып. 2. С. 57–60.
  4. Иларион (Алфеев), митр. Теология в современном российском академическом пространстве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 224–239.
  5. Мирошникова Е. М. Религиозное образование в современной России: проблема дефиниции и тенденции развития // Научные ведомости Белгородского университета. 2017. № 24. С. 95–102.
  6. Моисеев С. П., Савинкова Ю. К. Выборка, направляемая респондентом, в онлайн-опросе: к вопросу о динамике и качестве // Мониторинг общественного мнения. 2014. № 6 (124). Ноябрь-декабрь. С. 42–50.
  7. Шмонин Д. В., Афанасий (Микрюков), иером. Теология в системе образования современной России: точки роста // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. Т. 19. № 4. С. 355–363.
  8. Heckathorn D. Extensions of Respondent-driven Sampling: Analyzing Continuous Variables and Controlling for Diff erential Recruitment Author // Sociological Methodology. 2007. Vol. 37. P. 151–208.
  9. Heckathorn D. Respondent-driven Sampling II: Deriving Valid Population Estimates from Chain-Referral Samples of Hidden Populations // Social Problems. 2002. Vol. 49. Nо. 1. P. 11–34.

Ленков Павел Дмитриевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Россия, г. Санкт-Петербург;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-4195-6781;
Электронный адрес: p-lenkov@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Религиоведение и теология в образовательном пространстве Российской Федерации: на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области» № 21-011-44106.
Крихтова Татьяна Михайловна

Понимание традиции как основы идентичности в православных приходах в малых российских городах (на примере двух кейсов)

Крихтова Т. М. Понимание традиции как основы идентичности в православных приходах в малых российских городах (на примере двух кейсов) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 67-80

DOI: 10.15382/sturI2023110.67-80
В статье рассматривается понятие традиции на примере полевого исследования двух православных приходов, возникших за последние 15 лет в ранее атеистических российских регионах. Выбор этих двух приходов обусловлен тем, что формирование традиции на их примере кажется наиболее показательным. Они отличаются тем, что являются сравнительно новыми, но уже успели создать свою собственную традицию, что позволяет наглядно продемонстрировать процесс ее формирования. В статье рассказывается о том, как формируется идентичность прихода, его место в городе, регионе, епархии, как определяются основные качества, присущие православному приходу. Для категоризации традиции в статье использованы теоретические подходы Карла Поппера, Ханны Арендт, Эрика Хобсбаума, Зигфрида Веденхофера и Ойгена Дивермана. Согласно каждому из этих авторов традиция определяется по-разному, каждым выделены свои характеристики традиции и то, чему традиция противопоставлена. Однако в кейсах этой статьи каждая из теорий находит отражение в разных аспектах деятельности обоих приходов. В каждом из них приходах о традиции говорят как о чем-то, что внутри общины создают прихожане и священники, в том числе и с помощью практик, привносимых извне и взаимодействия с внешними акторами. В этом случае молодость священника и тот факт, что он недавно получил образование, воспринимаются как важный фактор развития прихода, а открытость, умение быстро меняться и самоорганизовываться расцениваются как традиционно присущие православному приходу качества и противопоставляются излишней ритуальности и косности. В обоих приходах традиция рассматривается как динамичное понятие, которое может изменяться в соответствии с социально-историческими условиями и контекстом. При этом, прихожане активно участвуют в формировании традиции, включая в нее новые элементы, привнесенные извне. Эта традиция становится не только связующим звеном между людьми, но и силой, которая объединяет их в одно целое, создавая атмосферу теплых отношений и отзывчивости.
православный приход, традиция, священник, малые города, молодые приходы, Х. Арендт, К. Поппер, Э. Хобсбаум
  1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996.
  2. Арендт Х. О революции. М.: Европа, 2011.
  3. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс; Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
  4. Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. 2000. №. 1. С. 47–62.
  5. Wiedenhofer S. Tradition, Traditionalismus // Geschichtliche Grundbegriff e: historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland / O. Brunner, W. Conze, R. Koselleck, Hrsg. Bd. 6. Stuttgart: Klett-Cotta, 1990. S. 607–650.

Крихтова Татьяна Михайловна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-2572-8316;
Электронный адрес: krihtova@gmail.com.
Статья подготовлена в рамках проекта «Методология изучения динамики традиции: тексты и практики» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».
Пахомов Сергей Владимирович

Трансформация классической тантры в современном неотантрическом движении (на примере России)

Пахомов С. В. Трансформация классической тантры в современном неотантрическом движении (на примере России) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 81-102

DOI: 10.15382/sturI2023110.81-102
В статье осмысляются трансформации, которые претерпела классическая тантра на Западе и в России в XX – XXI вв. Основой для образа тантры в западном воображении стала модель «недвойственного» шиваито-шактистского тантризма. Первую серьезную интерпретацию и экзегетику тантры представил Дж. Вудрофф (1865–1936). Параллельно с ним в США действовал первый популяризатор новой тантры – П. Бернард (1875–1955), уделявший большое внимание темам любви, телесности и сексуальности. Но почва для неотантры сформировалась позже, и основными ее ингредиентами стали нью-эйдж и «сексуальная революция». Первым неотантристом следует считать индийского гуру Ошо Раджниша (1931–1990). В проповедях Ошо классическая тантра соединилась с дзэн-буддизмом, даосизмом, западной психотерапией, учениями Гурджиева и Кришнамурти. Ошо учил своих учеников спонтанности, естественности, тотальности, бунту против «рабства ума». Многие популярные в России неотантрические учителя являются учениками Ошо. Началом распространения тантры в России можно считать приезд американца Свами Вирато Нострадамуса (1938–2013) в 1992 г. Среди известных отечественных неотантрических учителей следует назвать Л. Тетерникова, А. Лапина, П. Острикова, С. Слюсарева, А. Шелякова, А. Любарского, С. Князева и др. В статье разбираются взгляды отечественных неотантристов на природу человека, их рефлексия над тантрой, отношение к йоге, религии, женщине, сексуальности. В целом эти взгляды находятся в зависимости от Ошо и его учеников. Между неотантрой и классической тантрой есть некоторые черты сходства (например, синкретизм, практичность, интерес к понятию энергии и проч.), хотя следует всегда учитывать контекст этих черт. Различий между ними больше. В неотантре мы видим: отказ от религиозности; снижение значения наставничества; отказ от важных для классической тантры понятий (мокша, карма, сансара и др.) или же их переработку; подчеркивание важности сексуальности; отсутствие священных текстов и священного языка; психологизированность. Неотантра постепенно становится все более органичной частью вестернизованного глобального мира.
тантра, неотантра, йога, Ошо, нью-эйдж, практика, трансформация человека, сексуальность
  1. Ошо. Вигьяна Бхайрава Тантра. Книга тайн: в 5 т. М.: Либрис, 1993.
  2. Ошо. Видение тантры. Беседы по Царской Песне Сарахи. М.: Нирвана, 1996.
  3. Ошо. Тантра — высшее понимание. СПб.: Весь, 2020.
  4. Feuerstein G. Tantra. The Path of Ecstasy. L.; Boston: Shambhala, 1998.
  5. Goldman M. The American Soul Rush. Esalen and the Rise of Spiritual Privilege. N. Y.; L.: New York University Press, 2012.
  6. Hanegraaff W. New Age Religion and Western Culture. Esotericism in the Mirror of Secular Thought. Leiden; N. Y.; Koln: E. J. Brill, 1996.
  7. Jain A. R. Selling Yoga. From Counterculture to Pop Culture. Oxford, etc.: Oxford University Press, 2015.
  8. Kripal J. Esalen. America and the Religion of No Religion. Chicago; L.: The University of Chicago Press, 2007.
  9. Mahānirvāṇa Tantra. With the comm. of Hariharānanda Bhāratī / A. Avalon, ed. Delhi: Motilal Banarsidass, 1989.
  10. McMahan D. L. The Making of Buddhist Modernism. Оxford; N. Y., etc.: Oxford University Press, 2008.
  11. Strube J. Global Tantra. Religion, Science, and Nationalism in Colonial Modernity. N. Y.: Oxford University Press, 2022.
  12. Urban H. Tantra. Sex, Secrecy, Politics, and Power in the Study of Religion. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 2012.
  13. Woodroffe J. Śakti and Śākta. Essays and Addresses. Madras: Ganesh & Company, 2010.

Пахомов Сергей Владимирович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Российская Федерация, Санкт-Петербург, 191186, наб. р. Мойки, 48;
Должность: доцент кафедры философской антропологии и истории философии;
ORCID: 0000-0001-5263-2526;
Электронный адрес: sarpa68@mail.ru.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01093, https://rscf.ru/project/23-28-01093/.
Давыдов Дмитрий Геннадьевич; Чибисов Борис Игоревич

Культовые практики последователей Виссариона (Сергея Торопа).

Давыдов Д. Г., Чибисов Б. И. Культовые практики последователей Виссариона (Сергея Торопа). // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 103-116

DOI: 10.15382/sturI2023110.103-116
Авторы статьи рассматривают литургические (богослужебные, а также молитвенные) практики последователей Виссариона, основателя т. н. «Церкви Последнего Завета», как проживающих в Обители Рассвета, так и вблизи ее. Исследовательская проблема, которую авторы констатируют в самом начале – отсутствие системного описания литургических практик последователей Виссариона и очевидный недостаток отдельных точечных исследований данного направления в рамках существования этого религиозного течения. Начало статьи посвящено краткому разбору историографии, после чего исследователи переходят к детальному разбору праздничных литургий, на основе видеосвидетельств самих общинников, а затем описывают отдельные священнодействия, ритуалы и богослужебные элементы виссарионовского культа. На протяжении всего текста авторы проводят анализ литургической символики и атрибутики. Внимание уделено ритуальному инвентарю, ритуальным одеждам священников движения, архитектуре храмов, литургическому календарю и пр. Данная статья не решает проблему системного описания литургических (богослужебных) практик последователей Виссариона, которое пока не было проделано отечественными религиоведами, но является попыткой начать исследование данной темы, в том числе через введение в научный оборот новых источников – литургических песнопений последователей Виссариона. В частности, в работе представлен один из наиболее полных вариантов литургического песнопения "Гори-гори ясно" (также известного как "Собирайтесь люди во едином круге"). Авторы используют общедоступные источники – тексты общинников в сети Интернет, видеозаписи и документальные фильмы, снятые самими последователями, и приходят к выводу о динамичном развитии литургических практик и постепенном становлении определенного богослужебного канона, годового цикла ритуалов, обрядов и богослужебных норм в жизни виссарионовских общин. На протяжении текста статьи авторы дополняют, комментируют или опровергают некоторые тезисы из религиоведческих работ предыдущих лет, что привносит новизну в исследование и свидетельствует о развитии объекта исследования - общины последователей Виссариона (Сергея Торопа).
Виссарион, Церковь Последнего Завета, Город Солнца, Обитель Рассвета, виссарионовцы, виссариониты, литургические практики.
  1. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. М.: Институт философии РАН, 1999. Т. 1.
  2. Григорьева Л. И. Церковь Последнего Завета («секта Виссариона — Христа Минусинского») // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия: Материалы конференции. Москва, 22–23 февраля 1999 года / ред. М. Н. Геншина. М.: Рудомино, 1999. С. 75–88.
  3. Епуре С. А. «Церковь Последнего Завета» в исторической динамике: дис. … магистра религиоведения. Красноярск, 2015.
  4. Кантеров И. Я. Церковь последнего завета (последователи Виссариона) // Свеча-99. Экология духа: сб. методологических и методических материалов по религиоведению и культурологии. Вып. 1 / ред. Е. И. Аринин. Архангельск, 1999. С. 130–143.
  5. Мельник Л. Н. Община Виссариона: особенности вероучения и культа // Христианство как интегрирующий фактор мировой культуры: сб. докладов XXIV международных Кирилло-Мефодиевских чтений / ред. С. И. Шатравский, свящ. С. Рогальский. Минск: Христианский образовательный центр им. святых Мефодия и Кирилла, 2019. С. 457–460.
  6. Панченко А. А. Утопия Последнего Завета // Отечественные записки. 2003. № 3 (12). С. 317–320.
  7. Пасечнюк В., иер. Кто есть Виссарион и что есть его учение? Или почему христианство не принимает учение Виссариона. Каратузское: Издательство храма свв. апостолов Петра и Павла, 2000.
  8. Филькина А. В. Социальные и экономические практики сельскохозяйственных общин, созданных новыми религиозными движениями в Западной Сибири // Вестник Томского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Политология». 2012. № 1 (17). С. 171–185.
  9. Хвыля-Олинтер А. И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.

Давыдов Дмитрий Геннадьевич


Должность: независимый исследователь;
ORCID: 0000-0002-5731-9165;
Электронный адрес: sonofdemeter@gmail.com.

Чибисов Борис Игоревич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Тверской государственный университет; Российская Федерация, Тверь, 170021, ул. 2-я Грибоедова, д. 24, кафедра теологии;
Должность: доцент кафедры теологии;
ORCID: 0000-0002-2957-6068;
Электронный адрес: borischibisov@yandex.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Серебряков Николай Станиславович,

Рец. на кн.: Pentiuc E. J. Hearing the Scriptures: Liturgical Exegesis of the Old Testament in Byzantine Orthodox Hymnography. Oxford University Press, 2021. XX + 429 р.

Серебряков Н. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 119-125 — Рец. на кн.: Pentiuc E. J. Hearing the Scriptures: Liturgical Exegesis of the Old Testament in Byzantine Orthodox Hymnography. Oxford University Press, 2021. XX + 429 р.
PDF

Серебряков Николай Станиславович,


Ученая степень: кандидат геолого-минералогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: доцент кафедры библеистики;
ORCID: 0000-0002-7392-623X;
Электронный адрес: nikserebr@yandex.ru.
Грацианский Михаил Вячеславович

Рец. на кн.: Kinzig W. Das Glaubensbekenntnis von Konstantinopel (381). Herkunft, Geltung und Rezeption. Neue Texte und Studien zu den antiken und frühmittelalterlichen Glaubensbekenntnissen II. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2021 (Arbeiten zur Kirchengeschichte; 147). ISBN 978-3-11-071461-6. 223 S.

Грацианский М. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 126-133 — Рец. на кн.: Kinzig W. Das Glaubensbekenntnis von Konstantinopel (381). Herkunft, Geltung und Rezeption. Neue Texte und Studien zu den antiken und frühmittelalterlichen Glaubensbekenntnissen II. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2021 (Arbeiten zur Kirchengeschichte; 147). ISBN 978-3-11-071461-6. 223 S.
PDF

Грацианский Михаил Вячеславович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1, комната 418;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6981-3216;
Электронный адрес: gratsianskiy@mail.ru.
Пименов Сергей Сергеевич

Рец. на кн.: Folan P. M., SJ. Martin Luther and the Council of Trent. The Battle over Scripture and the Doctrine of Justifi cation. University of Notre Dame Press. Notre Dame, Indiana, 2022. XXI + 321 p.

Пименов С. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 134-139 — Рец. на кн.: Folan P. M., SJ. Martin Luther and the Council of Trent. The Battle over Scripture and the Doctrine of Justifi cation. University of Notre Dame Press. Notre Dame, Indiana, 2022. XXI + 321 p.
PDF

Пименов Сергей Сергеевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: доцент кафедры философии;
ORCID: 0000-0002-2508-025X;
Электронный адрес: pimenov2001@gmail.com.
Никитин Филипп Николаевич

Рец. на кн.: Степанов В. Пашковцы: сборник статей и документов по истории и богословию движения (1874–1920). СПб.: Библия для всех, 2023. 800 с., 8 л. ил.

Никитин Ф. Н. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 140-143 — Рец. на кн.: Степанов В. Пашковцы: сборник статей и документов по истории и богословию движения (1874–1920). СПб.: Библия для всех, 2023. 800 с., 8 л. ил.
PDF

Никитин Филипп Николаевич


Место работы: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи; Россия, г. Санкт-Петербург;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-7421-7809;
Электронный адрес: mr.fil.nikitin@mail.ru.
Коростиченко Екатерина Игоревна

Рец. на кн.: Рогозинский Ж. Джихадизм. Назад к жертвоприношениям / пер. с фр. В. Каратеева. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 184 с.

Коростиченко Е. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 144-151 — Рец. на кн.: Рогозинский Ж. Джихадизм. Назад к жертвоприношениям / пер. с фр. В. Каратеева. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 184 с.
PDF

Коростиченко Екатерина Игоревна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Россия, г. Москва;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-7018-6301;
Электронный адрес: klinkot@yandex.ru.