Результат поиска
Ссылка на статью:
Петрова Ю. И. Из поэтического наследия патриарха Коптской Церкви Шенуды III (предисл., пер. и примеч.: Ю. И. Петрова)
// Вестник ПСТГУ.
Серия III:
Филология.
2015.
Вып. 5 (45). С. 135-141.
Ссылка на рецензию:
Петрова Ю. И. [Рецензия]
// Вестник ПСТГУ.
Серия III:
Филология.
2016.
Вып. 4 (49). С. 148-153. — Рец. на кн.: Крачковский И. Ю. Труды по истории и филологии христианского Востока / А. А. Долинина, сост.; Ин-т вост. рукописей РАН; ИМЛИ РАН; Вост. фак. СПбГУ. М., 2015
Ссылка на статью:
Петрова Е. В. Католические общины сестер милосердия на территории Российской империи
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2017.
Вып. 74. С. 120-128.
DOI: 10.15382/sturII201774.120-128
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Статья посвящена исследованию католических общин сестер милосердия в Западном крае Российской империи в первой половине XIX в. На основе анализа источников выявляются индивидуальные особенности не только католических, но и других отечественных общин, появившихся на территории империи в этот период. После присоединения католических территорий Польши к Российской империи государственное управление охватило католические монастыри и Ордена, в том числе и Конгрегацию дочерей милосердия св. Викентия де Поля. На территории империи католические общины занимались общественным призрением и миссионерской деятельностью. Однако после польского восстания 1830–1831 гг. российское правительство стало рассматривать общины как политическую угрозу. В связи с этим проблема существования католических общин требовала решения. В 1842 г. их деятельность была значительно урезана. Существовал ряд проектов по переустройству конгрегации дочерей милосердия губернаторами Западного края В. И. Назимовым и И. В. Васильчиковым. Польское восстание 1863 г. не дало воплотить в жизнь их идеи, в результате чего все проекты по католическим общинам сестер милосердия были отменены. К 1870 г. на территории Царства Польского на законных основаниях была открыта Варшавская община сестер милосердия при храме св. Казимира, сестры которой работали в больницах Приказа общественного призрения. Община была лишена права самостоятельного распоряжения капиталами, заведование больницами касательно духовных дел подчинялось местному епархиальному начальству.
сестры милосердия, общины, Конгрегация дочерей милосердия, Конгрегация миссий, лазаристы, св. Викентий де Поль, Российская империя, Речь Посполитая, Министерство народного просвещения, Приказы общественного призрения
Вишленкова Е. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века. Саратов, 2002.
Исторический очерк Свято-Троицкой общины сестер милосердия в Санкт-Петербурге за пятидесятилетие (1844–1894). СПб., 1894.
Карпычева Л. А. Общины сестер милосердия и православная церковь // Она же. «На небесах уготовится истина Твоя»: Неравнодушные мысли верующего человека. СПб., 2009. С. 259–278.
Карпычева Л. А. Сестры милосердия. История в свете современности // Начало: Журнал Института богословия и философии. 2005. № 14. С. 128–145.
Козлов-Струтинский С., Парфентьев П. История Католической Церкви в России. СПб., 2014.
Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001.
Исторический очерк Свято-Троицкой общины сестер милосердия в Санкт-Петербурге за пятидесятилетие (1844–1894). СПб., 1894.
Карпычева Л. А. Общины сестер милосердия и православная церковь // Она же. «На небесах уготовится истина Твоя»: Неравнодушные мысли верующего человека. СПб., 2009. С. 259–278.
Карпычева Л. А. Сестры милосердия. История в свете современности // Начало: Журнал Института богословия и философии. 2005. № 14. С. 128–145.
Козлов-Струтинский С., Парфентьев П. История Католической Церкви в России. СПб., 2014.
Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001.
Петрова Екатерина Владимировна
Ссылка на статью:
Петрова Ю. И. Лексика славянских языков в дневнике Павла Алеппского
// Вестник ПСТГУ.
Серия III:
Филология.
2017.
Вып. 53. С. 78-93.
DOI: 10.15382/sturIII201753.78-93
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье рассматриваются лексика и выражения из славянских языков (преимущественно церковнославянского и русского), использованные архидиаконом Павлом Алеппским (1627–1669) в его известном сочинении «Путешествие патриарха Макария Антиохийского». Материалом исследования послужила часть арабского текста, охватывающая пребывание патриарха Макария в России и Украине в 1654–1656 гг. (fol. 64r–262r парижской рукописи Arabe 6016). В своих путевых записках автор широко использовал иноязычную лексику — как для обозначения специфических реалий тех стран Восточной Европы, которые посетил патриарх Макарий со свитой, так и для придания своему тексту определенного колорита. Как можно заметить на материале рукописи, автор проявлял наибольший интерес к языковым реалиям славянского мира по сравнению с другими иностранными языками и старался отобразить их в своем дневнике; в этом ему помогла некоторая степень его знакомства с русским и церковнославянским языками, которые он осваивал во время путешествия. Зафиксированная в рукописи славянская лексика проанализирована по таким критериям, как мотивированность заимствования (безэквивалентная vs. эквивалентная лексика), систематичность употребления (регулярность vs. окказиональность), тематическая принадлежность, адаптация к морфологической системе арабского языка. Рассмотрены функциональные особенности некоторых наиболее частотных лексем, а также влияние греческого языка на заимствованную «среднеарабским христианским языком» лексику (на примере гибридных форм, возникших вследствие присоединения греческих суффиксальных морфем к славянской основе). Можно сделать вывод, что большинство использованных в рукописи славянских слов оказываются авторскими окказионализмами, и лишь несколько из них вошли в арабский лексикон как безэквивалентные экзотизмы.
Павел Алеппский, путешествие патриарха Макария Антиохийского, среднеарабский христианский язык, языковые контакты, заимствованная лексика, славянская лексика, экзотизмы, варваризмы, морфологическая адаптация
- Институт восточных рукописей РАН. Рукопись В 1230.
- Крачковский И. Ю. Описание путешествия Макария Антиохийского как памятник арабской географической литературы и как источник для истории России в XVII в. // Акад. И. Ю. Крачковский. Избранные сочинения. Т. 1. М.; Л., 1955. С. 259–272.
- Етимологічний словник української мови: в 7 т. / Гол. ред. О. С. Мельничук. Т. 1. Київ, 1982; Т. 2. Київ, 1985.
- Маринова Е. В. Иноязычная лексика современного русского языка: Учебное пособие. М., 2012.
- Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством: первые три столетия (1516–1831) / отв. ред. С. А. Кириллина. М., 2012.
- Пумпян Г. З. Грецизмы в арабском литературном памятнике «Путешествие патриарха Макария Антиохийского» // ІІІ Всесоюзная конференция семитологов, посвященная памяти акад. Г. В. Церетели: Тез. докл. Тбилиси, 1977. С. 87–89.
- Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским / пер. с араб. Г. Муркоса. М., 2005.
- Путешествие патриарха Антиохийского Макария. Киевский список рукописи Павла Алеппского / изд., пер., ком., пред. Ю. И. Петровой; под ред. В. С. Рыбалкина. Киев, 2015.
- Словарь социолингвистических терминов / отв. ред. В. Ю. Михальченко. М., 2006.
- Bibliothèque Nationale de France. Manuscript Arabe 6016.
- Feodorov I., Notes sur les mots non arabes dans le Voyage du patriarche Macaire d’Antioche par Paul d’Alep, in A Festschrift for Nadia Anghelescu, Bucharest, 2011, 193–214.
- O. S. Melnichuk, ed. Etymologichnyj slovnyk ukrajins’koji movy. Kiev, 1982, 1; 2, 1985.
- Ţipău M. Le vocabulaire grec du Récit de Voyage de Paul d’Alep, in Europe in Arabic Sources: «The Travels of Macarius, Patriarch of Antioch». Proceedings of the International Conference «In the Eyes of the Orient: Europe in Arabic Sources» (Kyiv, 22-23 September 2015), ed. by Y. Petrova and I. Feodorov, Kyiv, 2016, 77–83.
Петрова Юлия Ивановна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины; Украина, г. Киев, 01001, ул. Грушевского, 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5130-232X;
Электронный адрес: j.arabic2011@gmail.com.
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины; Украина, г. Киев, 01001, ул. Грушевского, 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5130-232X;
Электронный адрес: j.arabic2011@gmail.com.
Ссылка на рецензию:
Петрова Ю. И. [Рецензия]
// Вестник ПСТГУ.
Серия III:
Филология.
2017.
Вып. 53. С. 137-142. — Рец. на кн.: Tipar pentru creştinii arabi: Antim Ivireanul, Atanasie Dabbās şi Silvestru al Antiohiei / Ioana Feodorov; cuvânt înainte de ÎPS Casian, Arhiepiscopul Dunării de Jos; pref. de dr. Doru Bădără. Brăila: Editura Istros a Muzeului Brăilei, 2016. 399 p.
Петрова Юлия Ивановна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины; Украина, г. Киев, 01001, ул. Грушевского, 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5130-232X;
Электронный адрес: j.arabic2011@gmail.com.
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины; Украина, г. Киев, 01001, ул. Грушевского, 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5130-232X;
Электронный адрес: j.arabic2011@gmail.com.
Ссылка на статью:
Петрова Ю. И. "Хождение к горе Божией Синай" как памятник мелькитской паломнической литературы
// Вестник ПСТГУ.
Серия III:
Филология.
2018.
Вып. 57. С. 89-101.
DOI: 10.15382/sturIII201857.89-101
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье рассматривается малоизвестное арабоязычное сочинение 30-х гг. XVII в. о паломничестве на Синай и в Иерусалим, сохранившееся в составе рукописного сборника Balamand 181 (кон. XVII в.) из собрания Баламандского монастыря (Ливан). Этот неопубликованный текст можно считать самым ранним дошедшим до нас памятником оригинальной паломнической литературы, созданной в среде православных арабов. Автором повествования является священнослужитель из Дамаска, имя которого неизвестно. Колофоны в некоторых арабских рукописях из собрания монастыря св. Екатерины на Синае указывают на то, что им может быть хури Йуханна ‘Увейсат. Описываемое путешествие охватывает период с 29 сентября 1635 г. по 3 мая 1636 г. Главной целью ближневосточных паломников-христиан был монастырь св. Екатерины на Синае и святыни, расположенные в его окрестностях. Их посещение относится к 26 января — 8 февраля 1636 г. В сочинении довольно подробно описан четырехдневный паломнический маршрут в окрестностях горы Синай. Кульминацией паломничества для автора стало поклонение мощам св. Екатерины. В рукописи также приводится краткое описание пребывания в Иерусалиме на Пасху в 1636 г., но, как можно заметить, для паломника из Сирии воспоминания о далеком труднодоступном Синае явно затмевают впечатления от соседней Палестины. Сопоставление рассказа сирийского паломника с записками европейских путешественников к святым местам Востока обнаруживает несколько иную расстановку акцентов в отношении ближневосточных реалий. Анонимное сочинение антиохийского паломника XVII в. представляет значительный интерес как памятник литературы «хождений» и доносит до нас восприятие пережитого автором — православным подданным Османской империи.
арабо-христианские рукописи, паломничество, хождения, православные арабы, Синай, монастырь св. Екатерины на Синае, Египет, Иерусалим, Палестина, Сирия
- Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары 1634–1637 гг. // Православный палестинский сборник. СПб., 1891. Т. XI. Вып. 3. С. 1–78.
- Кириллина С. А. «Очарованные странники»: арабо-османский мир глазами российских паломников XVI–XVIII столетий. М., 2010.
- Крачковский И. Ю. Арабская географическая литература // Он же. Избранные сочинения. Т. 4. М.; Л., 1957.
- Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. Первые три столетия. 1516–1833. М., 2012.
- Панченко К. А. и др. Екатерины великомученицы монастырь на Синае // Православная энциклопедия. 2008. Т. 18. С. 170–214.
- Панченко К. А. К истории Антиохийской Православной Церкви кон. XVII в.: Патриарший престол и клановая солидарность // Вестник церковной истории. 2016. № 1–2 (41–42). С. 159–196.
- Панченко К. А. Митрополиты и епархии Православной Антиохийской Церкви в описании патриарха Макария ІІІ аз-За‘ūма (1665 г.). Текст и комментарий // Вестник церковной истории. 2012. № 1–2 (25–26). С. 116–157.
- Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 г. архимандрита Порфирия Успенского. СПб., 1856.
- Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского, в 1850 г. архимандрита Порфирия Успенского. СПб., 1856.
- Странствования Василия Григоровича-Барского по святым местам Востока. Ч. ІІ. 1728–1744 гг. СПб., 1886.
- Федорова И. В. «Повесть о святой горе Синайской» — малоизвестный памятник восточнославянской паломнической литературы // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 62. СПб., 2014. С. 450–479.
- ‘Aṭīya ‘A. S. Al-fahāris at-taḥlīliyya li-mahṭūṭāt Ṭūr Sīnā al-‘arabiyya. Al-ğuz’ al-’awwal. Al-Iskandariyya, 1970.
- Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l’Église melchite du Ve au XXe siècle. Vol. III. T. 2. Louvain; Paris, 1981.
- Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l’Église melchite du Ve au XXe siècle. Vol. IV. T. 1. Louvain; Paris, 1979.
- Riḥlat Halīl Ṣabbāġ ’ilā Ṭūr Sīnā. Našara-hā al-’ab Luwīs Šayhū al-yasū‘ī // Al-Machriq. 1904. № 20. P. 958–968, 1003–1012.
- Slīm S. Waṣf al-mahṭūṭāt // Al-mahṭūṭāt al-‘arabiyya fī l-’adyira al-’ursūzuksiyya al-’anṭākiyya fī Lubnān. Al-ğuz’ as-sānī: dayr Sayyidat al-Balamand. Bayrūt; Ğāmi‘at al-Balamand, 1994. P. 63–142.
- Walbiner C. Ein christlich-arabischer bericht über eine pilgerfahrt von Damaskus zum berge Sinai in den Jahren 1635/36 (Hs. Balamand 181) // Parole de l’Orient. 1999. Vol. 24. P. 319–337.
- Waṣf Ṭūr Sīnā wa-’abniyati-hi. Sa‘ā bi-našri-hi al-’ab Luwīs Šayhū al-yasū‘ī // Al-Machriq. 1906. No. 16. P. 736–743, 794–799.
Петрова Юлия Ивановна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины; Украина, г. Киев, 01001, ул. Грушевского, 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5130-232X;
Электронный адрес: j.arabic2011@gmail.com.
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины; Украина, г. Киев, 01001, ул. Грушевского, 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5130-232X;
Электронный адрес: j.arabic2011@gmail.com.
Ссылка на статью:
Петрова Ю. И. Киевский список "Бейрутской церковной летописи": обзор рукописи
// Вестник ПСТГУ.
Серия III:
Филология.
2019.
Вып. 61. С. 123-131.
DOI: 10.15382/sturIII201961.123-131
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье рассматривается список рукописи известного источника по истории Антиохийской Православной Церкви, именуемого в оригинале «Краткая история епископов, восходивших на высокую архиерейскую кафедру города Бейрута», хранящийся в собрании Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского (ф. І, № 25709). Текст компилятивного сочинения, дошедший до наших дней в нескольких списках, относится к жанру летописей и создавался на протяжении XVIII–XIX вв. преимущественно в среде православной общины Бейрута. Нынешний киевский список, приобретенный А. Е. Крымским в Ливане, переписан Халилем Файйадом между 1885 и 1891 гг. Проведенное сопоставление текстологических особенностей киевского списка и рукописи из библиотеки Антиохийской патриархии, легшей в основу критического издания Н. Каидбей (2002), показывает высокую степень сходства между ними. В то же время киевский список, не учтенный в критическом издании, содержит ряд разночтений, представляющих более архаичные языковые формы и восполняющих некоторые пробелы в рукописи Патриархии, что может указывать на его непосредственную связь с утерянным оригиналом
арабо-православные летописи, Ливан, Сирия, Антиохийская Православная Церковь, Бейрутская епархия, Абдаллах Трад, Халиль Файйад, А. Е. Крымский, Н. Каидбей
- Из Бейрутской церковной летописи XVI–XVIII вв. // Древности Восточные: Труды Восточной Комиссии Императорского Московского Археологического Общества, изданные под редакцией А. Е. Крымского. М., 1907. Т. 3. Вып. 1. С. 24–89.
- Константинопольский И. Г. Бейрутская летопись Абдаллаха ибн Михаила Трада // Арабы-христиане в истории и литературе Ближнего Востока / сост. Н. Г. Головнина. М., 2013. С. 150–161.
- Краткая история епископов, восходивших на высокую архиерейскую кафедру города Бейрута / пер. И. Г. Константинопольского // Арабы-христиане в истории и литературе Ближнего Востока / сост. Н. Г. Головнина. М., 2013. С. 162–201.
- Крачковский И. Ю. Отчет о командировке в Киев летом 1925 года // Известия Академии наук СССР. Cер. VI. 1925. Т. ХIХ. С. 996–1005.
- Панченко К. А. Бейрутская церковная летопись // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 457–458.
- Bin Ṭrād, ‘Abdаllāh al-Bayrūtī. Muhtaṣar tārīh al-asāqifa al-lazīna raqū martabat ri’āsat alkahanūt al-ğalīla fī madīnat Bayrūt / taḥqīq wa-taqdīm Nā’ila Qā’idbeyh. Bayrūt, 2002.
Петрова Юлия Ивановна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины; Украина, г. Киев, 01001, ул. Грушевского, 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5130-232X;
Электронный адрес: j.arabic2011@gmail.com.
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины; Украина, г. Киев, 01001, ул. Грушевского, 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5130-232X;
Электронный адрес: j.arabic2011@gmail.com.
Ссылка на статью:
Петрова Ю. И. "Бейрутская церковная летопись": хроника событий ХІХ века
// Вестник ПСТГУ.
Серия III:
Филология.
2020.
Вып. 65. С. 121-137.
DOI: 10.15382/sturIII202065.121-137
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В настоящей публикации приводится перевод заключительного фрагмента «Бейрутской церковной летописи», составленного, согласно А. Е. Крымскому, переписчиком киевского списка Халилем Файйадом и охватывающего период 1820–1880-х гг. Этот текст представляет собой логическое продолжение основной части компилятивной хроники, составленной в православной среде Бейрута на протяжении XVIII–XIX вв. и известной под названием «Краткая история епископов, восходивших на высокую архиерейскую кафедру города Бейрута». Публикуемый фрагмент повествует о жизни православной общины Бейрута и важнейших событиях в Антиохийской Православной Церкви в период патриаршества Мефодия (1823–1850) и Иерофея (1850–1885). Как и в предыдущих частях хроники, основное внимание летописца приковано к распространению унии в пределах Антиохийской Церкви. Кроме того, особенностью этой части текста является повествование о внутренних противоречиях в среде православной общины, дающее представление об обострившемся к тому времени арабо-греческом конфликте в Антиохийском Патриархате. Перевод выполнен по киевскому списку из собрания Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского (ф. І, № 25709) с указанием разночтений по рукописи из библиотеки Антиохийской Патриархии, на которой основано критическое издание Н. Каидбей (2002).
арабо-православное летописание, Антиохийская Православная Церковь, Ливан, Бейрутская епархия, уния, греко-католики, греко-арабский конфликт в Православной Церкви
- Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М.; Иерусалим, 2007.
- Кобищанов Т. Ю. Дамасская резня // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 13. С. 699–700.
- Кобищанов Т. Ю. Друзско-маронитский конфликт // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 16. С. 286–287.
- Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире (XVII — первая треть XIX века). М., 2003.
- Крымский А. Е. История новой арабской литературы: XIX — начало XX в. М., 1971.
- Лисовой Н. Н., Панченко К. А., Смирнова И. Ю. Иерофей // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 21. С. 380–383.
- Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского / Под ред. П. В. Безобразова. СПб., 1910. Т. 1: Официальные документы; Т. 2: Переписка.
- Наджим Михаил, свящ. и др. Антиохийская Православная Церковь // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 501–529.
- Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством: Первые три столетия, 1516–1833. М., 2012.
- Панченко К. А., Моисеева С. А. Мелькитская католическая Церковь // Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 44. С. 642–656.
- Петрова Ю. И. Киевский список «Бейрутской церковной летописи»: обзор рукописи // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2019. Вып. 3 (61). С. 123–131.
- Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. СПб., 1894. Т. 1; 1896. Т. 3–4; 1902. Т. 8.
- Bin Ṭrād ‘A. Muḫtaṣar tārīḫ al-asāqifa al-lazīna raqū martabat ri’āsat al-kahanūt al-ğalīla fī madīnat Bayrūt / taḥqīq wa-taqdīm Nā’ila Qā’idbeyh. Bayrūt, 2002.
- Fawaz L. T. An Occasion for War: Civil Confl ict in Lebanon and Damascus in 1860. Berkeley; Los Angeles, 1994.
- Rustum A. Kanīsat madīnat Allāh Anṭākiyā al-‘uẓmā. Al-ğuz’ at-tālit: 1453–1928. Bayrūt, 1988.
Петрова Юлия Ивановна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины; Украина, г. Киев, 01001, ул. Грушевского, 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5130-232X;
Электронный адрес: j.arabic2011@gmail.com.
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины; Украина, г. Киев, 01001, ул. Грушевского, 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5130-232X;
Электронный адрес: j.arabic2011@gmail.com.
Ссылка на статью:
Петрова Л. А. Апофатическое богословие в философской мысли Жака Деррида: опыт чистой молитвы и анагогический язык гимна
// Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение.
2021.
Вып. 97. С. 73-88.
DOI: 10.15382/sturI202197.73-88
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Благодарности
В статье рассматривается образ негативной теологии в работах Жака Деррида на примере богословия Псевдо-Дионисия Ареопагита. В своем эссе «Как избежать разговора: денегации» Деррида обращается к текстам Дионисия для прояснения своей позиции в отношении негативной теологии и возможностей ее сопоставления с основными положениями деконструкции. Деррида обозначает границу, отделяющую деконструкцию от стратегий негативной теологии, представленных в Ареопагитиках, полагая ее в присущей отрицательному богословию «онтологической ставке сверхбытийственности». Стремление за пределы бытия, характерное для Дионисия и других авторов христианского апофазиса, конституируется, по мнению Деррида, «интуитивным телосом», сверхбытийственным референтом речи, неизбежность которого содержится в самой структуре языка. Одной из форм обнаружения указанного «интуитивного телоса» выступает «адресация к другому», проявляющаяся в молитве и славословии, включенных в дискурс негативной теологии. Говоря о молитве, Деррида понимает ее предельно строго и узко, как акт адресации к другому, выраженный в просьбе, поисках выхода, мольбе и т. д., исключающий любые формы предикации, в том числе и именование адресата. В этом отношении христианская молитва Дионисия не является тем, что Деррида называет «чистым опытом молитвы», поскольку в ней присутствуют элементы гимна, в частности указание на троичность и сверхсущностность Бога. И у Деррида, и у Дионисия молитва выступает модусом доступа к тайне за пределами утверждения и отрицания. Но если тайна неведения Дионисия стремится быть тайной Троицы, то в случае Деррида речь идет о тайне тотальной инаковости Бога не только «без Бытия», но и вне Откровения. В статье показано, что богословие Дионисия Ареопагита, не делающее различия между молитвой и гимном, в дерридианской деконструктивистской оптике оказывается примером апофазиса, не выдерживающего чистоты своего принципа и склоняющегося к онтотеологической диспозиции.
негативная теология, Деррида, апофатика, Дионисий Ареопагит, деконструкция, молитва, гимн, панегирик, славословие, онтотеология
- Автономова Н. С. Философский язык Жака Деррида. М.: РОССПЭН, 2011.
- Волчков А. С. Теологические аспекты критической герменевтики Жака Деррида и ее роль в библейских исследованиях: дис. … канд. теологии: 26.00.01. М., 2019.
- Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Минск: Экономпресс, 2001.
- Гурко Е. Тексты деконструкции. Томск: Водолей, 1999.
- Де Андиа И. Unio Mystica. Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2012.
- Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника / пер. Г. М. Прохоров. СПб.: Алетейя; Изд-во Олега Абышко, 2002.
- Дробышев В. Н. Феноменология апофазиса. СПб.: Изд-во РХГА, 2014.
- Коначева С. А. Бог после Бога: пути постметафизического мышления. М.: РГГУ, 2019.
- Петров В. Учение об анагогической молитве у Ямвлиха и Прокла и его рецепция в христианском платонизме // Платоновский сборник. М.; СПб.: РГГУ–РХГА, 2013. Т. II. С. 242–263.
- Платон. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 3.
- Ямпольская А. Феноменология как снятие метафизики? // Логос. 2011. № 3 (82). С. 107–123.
- Bradley А. Negative Theology and Modern French Philosophy. L.; NY.: Routledge, 2004.
- Caputo J. The Prayers and Tears of Jacques Derrida: Religion without Religion. Bloomington: Indiana University Press, 1997.
- Derrida J. Comment ne pas parler: Dénégations // Psyché. Inventions de l’autre. P.: Galilée, 1987. P. 535–596.
- Derrida J. La Diff érance // Idem. Marges de la philosophie. P.: Les Éditions de Minuit, 1972. P. 1–29.
- Derrida J. Violence et métaphysique: Essai sur la pensée d’Emmanuel Levinas (première partie) // Revue de Métaphysique et de Morale. 1964. № 3. P. 322–354.
- Manoussakis J. P. God after Metaphysics: A theological Aesthetic. Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press, 2007.
- Pseudo-Denys l’Aréopagite. Les Noms divins & La Théologie mystique / Introduction, traduction et notes de Ysabel de Andia. P.: Cerf, 2016.
Петрова Любовь Алексеевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Социологический институт Российской академии наук; Российская Федерация, 190005, г. Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25/14;
Должность: cтарший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5857-8636;
Электронный адрес: par-excellence@yandex.ru.
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Социологический институт Российской академии наук; Российская Федерация, 190005, г. Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25/14;
Должность: cтарший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5857-8636;
Электронный адрес: par-excellence@yandex.ru.
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект №18-18-00134, «Наследие византийской философии в русской и западноевропейской философии XX–XXI вв.».
Ссылка на статью:
Петрова Ю. И., Панченко К. А., Ермилов П. В. Переписка Александрийского патриарха Герасима Паллады с Антиохийскими христианами: исторический и текстологический аспекты
// Вестник ПСТГУ.
Серия III:
Филология.
2021.
Вып. 69. С. 34-52.
DOI: 10.15382/sturIII202169.34-52
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Благодарности
Несколько десятилетий, предшествующих расколу Антиохийской Церкви 1724 г. на православную и униатскую ветви, остаются крайне мало изученным периодом церковно-политической истории Православного Востока. Статья посвящена первым результатам коллективного проекта по изданию и комментированному переводу послания Александрийского патриарха Герасима Паллады православной общине города Триполи (сент. 1702 г.) и ответов патриарху от триполийских и халебских христиан. Переписка Герасима, лишь частично введенная в научный оборот, позволяет составить представление о духовных исканиях и идейно-политической борьбе в Антиохийском патриархате рубежа XVII–XVIII вв. В центре переписки стоит вызвавший большие споры вопрос о моменте преложения Святых Даров в таинстве Евхаристии, составлявший одну из традиционных тем полемики православных и католических богословов. Традиционная позиция Православной Церкви, изложенная патриархом Герасимом, вызвала резкие возражения со стороны христиан Халеба, за которыми по всей видимости стояли католические миссионеры. В статье рассмотрены исторические обстоятельства и контекст, в котором разворачивалась переписка, а также особенности рукописной традиции арабского текста послания Александрийского патриарха. В ходе сверки текста по доступным рукописям выделены две редакции перевода сочинения Герасима и установлены особенности стилистической переработки текста во второй редакции.
Христианский Восток, Антиохийский патриархат, Александрийский патриархат, арабы-христиане, католическая уния, антилатинская полемика, евхаристические споры, Герасим Паллада, арабо-христианские рукописи
- Александрийская патриархия: Сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской патриархии / сост. архим. Порфирий (Успенский). СПб., 1898. Т. 1.
- Арабские рукописи Института востоковедения: Краткий каталог / ред. А. Б. Халидов. М.: Наука, 1986. Ч. 1.
- Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире (XVII — первая треть XIX в.). М.: Доброе слово, 2003.
- Описание греческих рукописей монастыря святой Екатерины на Синае / ред. В. Н. Бенешевич. СПб., 1911. Т. 1.
- Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством: Первые три столетия, 1516–1831. М.: Индрик, 2012.
- Панченко К. А. К истории Антиохийской Православной Церкви конца XVII в.: патриарший престол и клановая солидарность // Вестник церковной истории. 2016. № 1/2 (41/42). С. 159–196.
- Панченко К. А., Моисеева С. А. Мелькитская Католическая Церковь // Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 44. С. 642–656.
- Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 3. Отд. 2.
- Пятницкий Ю. А. Антиохийский патриарх Григорий IV и Россия: 1909–1914 годы // Исследования по Аравии и исламу: Сборник статей в честь 70-летия М. Б. Пиотровского / сост. и отв. ред. А. В. Седов. М., 2014. С. 282–337.
- Французов С. А. Приписки к арабской рукописной Библии (D226) из собрания Института восточных рукописей РАН как исторический источник // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2009. Вып. 3 (17). С. 38–57.
- Al-maḫṭūṭāt al-‘arabiyya fī abaršiyyāt Ḥumṣ wa-Ḥamāh wa-l-Lādiqiyya li-l-rūm al-urtūduks. Bayrūt, 1994.
- Al-maḫṭūṭāt al-ʻarabiyya fī al-adyira al-urṯūḏuksiyya al-Anṭākiyya fī Lubnān. Bayrūt, 1994. Ǧ. 1: Dayr Sayyidat al-Balamand.
- Bacel P. Abdallah Zakher et son imprimerie arabe // Échos d’Orient. 1908. T. 11. № 72. P. 281–287.
- Bacel P. Abdallah Zakher: Ses premiers travaux (1680–1722) // Échos d’Orient. 1908. T. 11. № 71. P. 218–226.
- Bacel P. Dernières années d’Abdallah Zakher // Échos d’Orient. 1908. T. 11. № 73. P. 363–372.
- Del Río Sánchez F. Catalogue des manuscrits de la Fondation Georges et Mathilde Salem (Alep, Syrie). Wiesbaden, 2008.
- Feodorov I. Christian Arabic Texts Printed with Help from the Romanian Principalities in the 18th Century — An Annotated Record // Istros. 2014. Vol. 20. P. 689–729.
- Ǧabbūr M., al-Ḫūrī Z. T. Waṯā’iq hāmma fī ḫidmat kanīsati-nā al-Anṭākiyya: Man ṣanaʻa alinfiṣāl sanat 1724? [S. l.], 2000.
- Ǧaq T. Al-Ruhbāniyya al-Bāsīliyya al-qānūniyya al-Ḥalabiyya al-Šuwayriyya // Al-Mašriq. 1906. T. 9. P. 891–899.
- Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur. Città del Vaticano, 1949. Bd. 3.
- Haddad R. On Melkite Passage to the Unia: the Case of Patriarch Cyril al-Zaʻim (1672–1720) // Christians and Jews in the Ottoman Empire / B. Braude, B. Lewis, eds. N. Y., 1982. Vol. 2. P. 67–90.
- Haddad R. Syrian Christians in Muslim Society: An Interpretation. Princeton, 1970.
- Karalevskij C. Antioche // Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastiques. Paris, 1924. T. 3. Col. 581–703.
- Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l’Église Melchite du Ve au XXe siècle. Louvain; Paris, 1979. Vol. 4. T. 1; 1989. Vol. 4. T. 2.
- Philipp T. The Syrians in Egypt, 1725–1975. Stuttgart, 1985.
- Sbath P. Bibliothèque de manuscrits Paul Sbath, prêtre Syrien d’Alep: catalogue. Cairo, 1928. T. 1.
- Slim S. Balamand: Histoire et patrimoine. Beirut, 1995.
- Walbiner C.-M. The Split of the Greek Orthodox Patriarchate of Antioch (1724) and the Emergence of a New Identity in Bilâd al-Shâm as Refl ected by Some Melkite Historians of the 18th and Early 20th Centuries // Chronos. 2003. Vol. 7. P. 9–36.
- Wright Th. Early Travels in Palestine. N. Y., 1969.
- Αγίου Γερασίμου Παλλαδά Άπαντα / Ε. Χατζόγλου-Μπαλτά, έκδ. ΑθÌναι; òγιον Æρος, 2014. Τ. 1.
- Χατζόγλου-Μπαλτά Ε. Ηεπιστολιμαία διατριβή του Γερασίμου Παλλαδά περί του ακριβούς χρόνου καθαγιασμού των τιμίων δώρων // ìπετηρÎς íταιρείας ΒυζαντινÉν ΣπουδÉν. 2004/2006. Τ. 52. Σ. 251–322.
Петрова Юлия Ивановна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины; Украина, г. Киев, 01001, ул. Грушевского, 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5130-232X;
Электронный адрес: j.arabic2011@gmail.com.
Панченко Константин Александрович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стран Азии и Африки МГУ; Российская Федерация, 103911, г. Москва, Моховая, 11;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0003-4155-5187;
Электронный адрес: const969@gmail.com.
Ермилов Павел Валерьевич, священник
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: Заведующий Лабораторией исследований церковных институций;
ORCID: 0000-0003-0881-2866;
Электронный адрес: pavel_ermilov@mail.ru.
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины; Украина, г. Киев, 01001, ул. Грушевского, 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5130-232X;
Электронный адрес: j.arabic2011@gmail.com.
Панченко Константин Александрович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стран Азии и Африки МГУ; Российская Федерация, 103911, г. Москва, Моховая, 11;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0003-4155-5187;
Электронный адрес: const969@gmail.com.
Ермилов Павел Валерьевич, священник
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: Заведующий Лабораторией исследований церковных институций;
ORCID: 0000-0003-0881-2866;
Электронный адрес: pavel_ermilov@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «История евхаристических споров на Христианском Востоке: переписка Александрийского Патриарха Герасима Паллады с сирийскими христианами» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».