/
Результат поиска


Кострюков А. А. Святитель Серафим (Соболев) и «Дело князя Лобанова-Ростовского» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 82. С. 107-134. DOI: 10.15382/sturII201882.107-134
Архиепископ Серафим (Соболев), причисленный к лику святых в 2016 г., известен как защитник православной веры и подвижник благочестия. Настоящая публикация относится к неисследованному эпизоду из жизни этого иерарха. Во время конфликта между руководством Русской Зарубежной Церкви и главой Западноевропейской епархии митрополитом Евлогием (Георгиевским) получила распространение брошюра «Карловацкая смута». Среди различных обвинений в адрес Русской Зарубежной Церкви в брошюре содержались выпады против епископа Серафима (Соболева), в частности автор обвинял его в несправедливом отлучении от причастия князя И. Н. Лобанова-Ростовского. На основании переписки Лобанова-Ростовского, выявленной в Государственном архиве Российской Федерации, автор публикации пришел к выводу, что обвинения в адрес святителя не являются справедливыми. Поводом для конфликта стала борьба мирян за влияние на Никольском приходе в Софии. И. Н. Лобанов-Ростовский, недовольный тем, что епископ Серафим сошелся с семьей М. В. Зызыкина, вел нетактичные разговоры. Они бросали тень на самого епископа Серафима, а также на его младшего брата, иеромонаха Сергия. Результатом стало отлучение от причастия И. Н. Лобанова-Ростовского впредь до принесения покаяния. Конфликт разбирался Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви в 1925 г. Решительно поддержал епископа Серафима глава РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий). Сторону епископа занял и Архиерейский Синод, признавший его действия правильными. Конфликт завершился в начале лета 1925 г. примирением епископа Серафима и князя И. Н. Лобанова-Ростовского.
святитель Серафим (Соболев), митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Евлогий (Георгиевский), М. В. Зызыкин, И. Н. Лобанов-Ростовский, русская эмиграция в ХХ в., Русская Православная Церковь Заграницей, Болгарская Православная Церковь, Западноевропейский экзархат приходов русской традиции, русский храм свт. Николая в Софии
  1. Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. СПб., 1996.
  2. Кострюков А. Архиепископ Серафим (Соболев): Жизнь, служение, идеология. М., 2011.
  3. Кострюков А. Пламень огненный: Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева). М., 2015.
  4. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг.: Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2015.
Кострюков Андрей Александрович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.
Кострюков А. А. Наступает время творческого собирания всех живых духовных сил // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 82. С. 149-152. — Рец. на кн.: Юго-Восточный Русский Церковный Собор 1919 года / Сб. документов под ред. Ю. А. Бирюковой. М.: Изд. Новоспасского монастыря, 2018.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.
Кострюков А. А. "Врачу, исцелися сам" (Лук. 4, 23). Профессор С. В. Троицкий против «восточного папизма» Константинополя // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 141-148. DOI: 10.15382/sturII201987.141-148
Сергей Викторович Троицкий — известный богослов и канонист, доктор богословия Белградского университета. Наследие этого ученого в настоящее время востребовано, хотя многие его статьи неизвестны широким читательским кругам. Публикуемое письмо относится к важному событию в истории Церкви. В 1965 г. Константинопольский патриарх Афинагор (Спиру) исключил из своей юрисдикции Экзархат Русских православных приходов Западной Европы, которым управлял архиепископ Георгий (Тарасов). В указе патриарха Афинагора содержался совет архиепископу Георгию перейти в подчинение патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Могло показаться, что это событие стало важной победой московской дипломатии. Однако современники, в том числе и С. В. Троицкий, обращали внимание на формулировки указа Константинопольской Патриархии. Согласно этим формулировкам Константинополь утверждал свое право на диаспору во всем мире. С. В. Троицкий в письме председателю ОВЦС митрополиту Никодиму (Ротову) указывал на несостоятельность претензий Константинопольской Церкви. Вместе с тем он говорил об опасности новой политики Фанара. Например, православным будет труднее вести диалог с англиканами и старокатоликами, которые в свое время ушли из Римской Церкви именно из-за претензий Рима на всемирную власть. Теперь такая же ситуация сложилась и в православии. С. В. Троицкий предлагал подготовить брошюру с критикой политики Константинопольской Церкви. Такая брошюра была бы востребована, так как статьи С. В. Троицкого на эту тему были рассеяны по разным зарубежным журналам и к тому времени забыты. С. В. Троицкий рассуждал также о канонических мерах, которые следовало применить к архиепископу Георгию (Тарасову), отказавшемуся присоединиться к Московскому Патриархату.
патриарх Московский Алексий I, патриарх Константинопольский Афинагор, митрополит Никодим (Ротов), архиепископ Георгий (Тарасов), архимандрит Силуан (Стрижков), С. В. Троицкий, Константинопольская Церковь, Московский Патриархат, Западноевропейский экзархат приходов русской традиции, диаспора, русская эмиграция
  1. Троицкий С. «Дымное надмение мира» и Церковь // Церковные ведомости. 1924. № 15–16. С. 16–17; № 17–18. С. 8–9; № 21–22. С. 6–9; № 23–24. С. 8–10.
  2. Троицкий С. Митрополит Сергий и примирение русской диаспоры. Сремские Карловцы, 1937.
  3. Троицкий С. Размежевание или раскол. Париж, 1932.
  4. Троицкий С. Христианская философия брака. Париж, 1933.
  5. Троицкий С. О границах распространения права власти Константинопольской Патриархии на «Диаспору» // ЖМП. 1947. № 11. С. 34–45.
  6. Троицкий С. По поводу неудачной защиты ложной теории // ЖМП. 1949. № 12. С. 29–54.
  7. Троицкий С. Юрисдикция Цариградского Патриарха в области диаспоры // Церковные ведомости. 1923. № 11–12. С. 7; № 17–18. С. 8–12.
Кострюков Андрей Александрович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.
Кострюков А. А. Православная Сибирь в преддверии «Хамодержавия» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 90. С. 151-154. — Рец. на кн.: Белоус П. В. Тобольская епархия в годы Первой мировой войны (1914 – 1918). Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 2018. – 288 с.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.
Кострюков А. А. К вопросу о взаимоотношениях Сербской и Русской Зарубежной Церквей в 1960 – 1980-е гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 92. С. 144-157. DOI: 10.15382/sturII202092.144-157
Статья посвящена проблемам взаимоотношений между Сербской Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ). В 1920–1930-е гг. Сербская Церковь оказала русским беженцам поддержку и обеспечила Русской Зарубежной Церкви канонический статус. Добрые отношения между Церквами продолжались и впоследствии. Однако в 1960–1980-е гг. в Русской Зарубежной Церкви приобрела большое влияние партия «ревнителей», обвинявших православный мир в отступничестве и выступавших за окончательный разрыв с Поместными Церквами, в том числе и с Сербской Церковью. При этом было немало священнослужителей, которые дорожили связями с мировым православием. С противостоянием двух партий связано отношение РПЦЗ к епископу Дионисию (Миливоевичу), который отделился от Сербской Церкви в 1963 г. и организовал так называемую «Свободную сербскую православную церковь». Поначалу РПЦЗ была готова полностью поддержать новый раскол, однако уже в 1967 г. осудила это разделение. Тем не менее и впоследствии представители РПЦЗ, в том числе и митрополит Филарет (Вознесенский), допускали резкие высказывания против законной Сербской Церкви. Со своей стороны, Сербская Церковь избегала конфликта с РПЦЗ и по-прежнему защищала ее. В начале 1970-х гг. Московская Патриархия готовилась к осуждению Русской Зарубежной Церкви. Вопрос обсуждался на Поместном Соборе 1971 г., и от прещений было решено отказаться. Против осуждения РПЦЗ выступил и представитель Сербской Церкви, присутствовавший на Соборе. Поддержка со стороны Сербской Церкви имела место и впоследствии, в том числе и в 1990-е гг., когда отношения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью были особенно сложными.
Русская Православная Церковь Заграницей, Московский Патриархат, Сербская Православная Церковь, Поместный Собор 1971 г., «Сербская свободная православная церковь», митрополит Филарет (Вознесенский), митрополит Никодим (Ротов), епископ Дионисий (Миливоевич)
  1. Косик В. Русская Церковь в Югославии (20–40-е гг. ХХ века). М., 2000.
  2. Косик В. Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации) (1942–1945). Взгляд из ХХI века. М., 2012.
  3. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. М., 2007.
  4. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1925–1938 гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М., 2011.
  5. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2018.
  6. Псарев А. Развитие мировоззрения Русской Зарубежной Церкви в отношении Поместных Церквей и инославия // Деяния IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей. М., 2012. С. 180–205.
  7. Столп огненный. Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Филарет (Вознесенский) и Русская Зарубежная Церковь (1964–1985) / cост. и коммент. монахини Кассии (Т. А. Сениной). СПб., 2007.
  8. Шкаровский М. История русской церковной эмиграции. СПб., 2009.
  9. Шкаровский М. Православные Церкви Юго-Восточной Европы между двумя мировыми войнами. М., 2019.
Кострюков Андрей Александрович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.
Кострюков А. А. Как не потеряться в «джунглях зилотства»? // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 94. С. 173-176. — Рец. на кн.: Бочков П., свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв. СПб: Свое издательство. 2018. Т. 1–4. Изд. 2-е, испр. и доп.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.
Кострюков А. А. Позиция Русской Зарубежной Церкви по вопросу о благодатности Московской Патриархии при митрополите Филарете (Вознесенском) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 130-142. DOI: 10.15382/sturII202198.130-142
Статья посвящена отношению Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) к Московской Патриархии при митрополите Филарете (Вознесенском). В годы его управления Русской Зарубежной Церковью критика действий Московской Патриархии усилилась. Поводом для критики была вынужденная поддержка последней коммунистического государства, а также участие в экуменическом движении. Митрополит Филарет, поначалу высказывавшийся сдержанно, постепенно менял риторику. Отчасти резкость митрополита объясняется влиянием на него радикалов — протопресвитера Георгия Граббе (впоследствии епископа Григория) и архимандрита Пантелеимона (Метропулоса). Со стороны Соборов и Архиерейского Синода РПЦЗ также следовали резкие высказывания. В частности, говорилось о том, что Московская Патриархия не может считаться преемницей Святейшего Патриарха Тихона, а ее распоряжения — незаконны. Предпринимались попытки объявить Московскую Патриархию безблагодатной. Такое мнение высказывалось самим первоиерархом РПЦЗ митрополитом Филаретом (Вознесенским), а также секретарем Архиерейского Синода протопресвитером Георгием Граббе. Они считали, что благодать клирик Московской Патриархии может получить только в момент присоединения к Русской Зарубежной Церкви. Несмотря на такое мнение, официально Русская Православная Церковь заграницей не объявила Московскую Патриархию безблагодатной. Немалая часть РПЦЗ отзывалась о ней с уважением и была готова к диалогу.
Московская Патриархия, Русская Православная Церковь заграницей, Третий Всезарубежный Собор, благодать, таинства, митрополит Филарет (Вознесенский), архиепископ Аверкий (Таушев), архиепископ Антоний (Бартошевич), протопресвитер Георгий Граббе, архимандрит Пантелеимон (Метропулос), А. И. Солженицын
  1. Анашкин Д. К вопросу об особенностях богослужебной жизни Русской Зарубежной Церкви в 1946–2000 гг. // ХХVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. М., 2017. С. 164–172.
  2. Артемов Н., прот. Собеседования представителей клира двух германских епархий (МП и РПЦЗ) 1993–1997 гг. как начало восстановления единства Русской Церкви // XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. М., 2008. Т. 1. С. 302–324.
  3. Борисов А., свящ. Побелевшие нивы. Размышления о Русской Православной Церкви. М., 1994.
  4. Бочков П., свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв. Т. 1– 4. СПб., 2018.
  5. Корнилов А. Монах от Оптины до Платины. Жизнь епископа Сеаттлийского Нектария (Концевича). Н. Новгород, 2008.
  6. Маковецкий А., прот. Белая Церковь: Вдали от атеистического террора. СПб., 2009. Попов А. Российское православное зарубежье. М., 2005.
  7. Псарев А. Развитие мировоззрения Русской Зарубежной Церкви в отношении Поместных Церквей и инославия // Деяния IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей. М., 2012. С. 180–205.
  8. Русская Православная Церковь за границей: 1918–1968. Т. 1–2 / под ред. А. Соллогуба. Нью-Йорк, 1968.
  9. Слесарев А. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008). М., 2009.
  10. Столп огненный. Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Филарет (Вознесенский) и Русская Зарубежная Церковь (1964–1985) / сост. и коммент. монахини Кассии (Т. А. Сениной). СПб., 2007.
Кострюков Андрей Александрович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.
Кострюков А. А. Капля в океане скорби // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 165-168. — Рец. на кн.: Пученков А., Калиновский В. Духовный форпост России. Православное духовенство Крыма в 1914–1920 годах. СПб.: Владимир Даль, 2020.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.
Кострюков А. А. «Остаюсь искренним другом Русской Православной Зарубежной Церкви»: письма иеромонаха Василия (Родзянко) протопресвитеру Георгию Граббе // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 104. С. 161-184. DOI: 10.15382/sturII2022104.161-184
В публикации вводятся в научный оборот письма протоиерея Владимира Родзянко (иеромонаха Василия) протопресвитеру Георгию Граббе. Автор и адресат хорошо известны. Первый из них — будущий епископ и многолетний ведущий православных передач на радио «Би-би-си». Второй также впоследствии стал епископом, долгие годы был секретарем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви и оказывал на ее политику огромное влияние. Письма написаны в начале 1979 г. в момент серьезных изменений в жизни их автора. Первое из писем автор подготовил, будучи протоиереем Владимиром, второе — вскоре после монашеского пострига, уже будучи иеромонахом Василием. Поводом для появления писем стали выпады руководства Русской Зарубежной Церкви против Московского Патриархата, а также распространившаяся в Русской Зарубежной Церкви идея о полном отсутствии благодати у сообществ, не принадлежащих к Православной Церкви. Такая идея была высказана протопресвитером Г. Граббе в статье «Акривия и икономия». Такой подход усугублялся тем, что руководство Русской Зарубежной Церкви считало отпавшими от православия и клириков Московской Патриархии. Следствием этого стало мнение об их безблагодатности. Иеромонах Василий (Родзянко) считал, что такое мнение ошибочно и опасно. Ссылаясь на ряд исторических прецедентов и мнение святителя Иоанна (Максимовича), автор писем доказывал, что православная вера и евхаристия выше юрисдикционных разногласий, что временные разделения на благодать не влияют. Автор писем настаивал, что клириков Московского Патриархата, ведущих проповедь и сопротивляющихся богоборческой власти необходимо поддерживать. В письмах содержатся интересные факты, касающиеся отношений Русской Зарубежной и Сербской Церквей в 1920 — 1940-е гг., изложены малоизвестные подробности конфликта между Русской Зарубежной Церковью и другими ветвями русской церковной эмиграции.
Русская Православная Церковь Заграницей, Сербская Православная Церковь, Московский Патриархат, митрополит Филарет (Вознесенский), святитель Иоанн (Максимович), епископ Василий (Родзянко), епископ Григорий (Граббе)
  1. Антоний (Храповицкий), митр. Пастырское богословие. Свято-Успенский Псково- Печерский монастырь, 1994.
  2. Карташов А. Вселенские Соборы. СПб.: Библиополис, 2002.
  3. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1925–1939 гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М.: ПСТГУ, 2012.
Кострюков Андрей Александрович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.
Кострюков А. А. Новое исследование по истории расколов // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 105. С. 163-166. — Рец. на кн.: Бочков П., свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв. Т. 5: Дисциплинарно-психологические расколы. СПб.: Свое издательство, 2020.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.
Кострюков А. А. «Необычный» архиерей // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 108. С. 165-169. — Рец. на кн.: Дмитриенко А. Г. За святую правду любви и братства. Епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий) 1872–1941: Биография. Проповеди. Письма. Литургическое наследие. Воспоминания. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт. 2021.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.